Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Category:

Испытания сверхглубоководного батискафа в Севастополе в 70-х годах прошлого века

Подлодка была секретной разработкой. Фото: из архива А.Лубянова
В 70-х годах прошлого века в Севастополе проходили испытания глубоководного аппарата "Поиск-2" — первой для своего времени действительно сверхглубоководной советской подводной лаборатории, экипаж которой в декабре 1975 года погрузился в Черное море на отметку в 2 тысячи 26 метров. Это было настоящим прорывом в освоении морских глубин, но, чтобы "заглянуть" значительно дальше отметки в 2 тысячи метров, нужен был принципиально новый подводный корабль -  гораздо более прочный, чем подводная лаборатория "Поиск-2". Там — глубже, начиналась зона большого давления и мир, практически не изученный человеком.

Попытки заглянуть в вечную тьму океанской пропасти совершались. В 60-е годы ХХ века на Западе было построено несколько невообразимо дорогих и, как оказалось, очень капризных в эксплуатации кораблей глубин, которые, используя смесь греческих слов, стали называть батискафами.
Парочка батискафов во Франции, один в США — вот, собственно, и все, что было на тот момент у человечества для проникновения в тайны океанских впадин и разломов. И, конечно, советская наука отставать не хотела: отечественный батискаф стал следующей ступенькой после "Поиска-2", что было бы невозможно без опыта проектирования и эксплуатации глубоководной лаборатории.

Но мало кто знает, что первый и единственный советский батискаф испытывался в городе-герое, а началась эта история с того, что в феврале 1972 года группа севастопольских подводников прибыла на Ленинградское адмиралтейское объединение — к своему будущему батискафу, который к тому моменту сложно было назвать кораблем даже с большой натяжкой. Взорам экипажа предстала лишь яйцеобразная гондола чуть больше двух метров в диаметре, высотой около 6 метров — больше не было ничего.

Экипаж батискафа состоял из "погружающейся" части — трех офицеров — и "технической", в которую входили четыре мичмана и четыре матроса срочной службы. Пока батискаф в атмосфере чрезвычайной секретности медленно строился, ожидая по нескольку месяцев поступления механизмов и оборудования, будущие пилоты в Ленинграде изучали свой корабль по макетам и стендам. И только к концу весны 1979 года обучение экипажа подошло к концу: семь лет с небольшими перерывами — это, согласитесь, основательное образование! Батискаф нарекли "Поиском-6" и спустя восемь лет с начала постройки спустили на воду.

27 июля 1979 года специально переоборудованный плавучий док с накрытым брезентовой крышей совершенно секретным "Поиском-6" прибыл на севастопольский рейд. Здесь док со своим тайным грузом осел в Южной бухте и, как оказалось, надолго. Только через четыре года поступили долгожданные аккумуляторные батареи, и, наконец, начались первые испытания.

От своего предшественника — "второго" "Поиска" — "шестой" принципиально отличался способом погружения. Корабль больших глубин — батискаф — при погружении выпускал бензин из специальных цистерн, а при всплытии сбрасывал дробь из бункеров. Цистерны батискафа были рассчитаны исключительно на сверхочищенный и дефицитный в СССР бензин марки "Рафинат Риформинга". Такой бензин улетучивался с поверхности моря в течение пары часов, и загрязнение окружающей среды сводилось к минимуму, что допускали международные природоохранные конвенции.

Внешний вид "Поиска-6" напоминал небольшую подводную лодку с корпусом из стекловолокна с обтекаемым носом и рубкой посередине. В центральной части под рубкой находилась гондола. Внизу гондолы располагались три кресла пилотов-операторов и пульты управления. Два иллюминатора диаметром по 150-миллиметров смотрели в нос и корму. Гондола выступала из корпуса на метр вниз, впереди нее  мог также работать манипулятор, грузоподъемностью 400 килограмм.

Первые попытки использовать батискаф по назначению, как правило, сопровождались какими-нибудь коварными неожиданностями и постоянными неполадками. Например, уже при первой заправке бензином выяснилось, что стекловолоконный "Поиск-6" пожаро- и взрывоопасен. Заправка, обычно затягивавшаяся на целые сутки, проходила в бухте Матюшенко, расположенной между Константиновской и Михайловской батареями — там, где сейчас причаливает катер на Радиогорку.

Рядом всегда дежурило противопожарное судно, курильщиков предупреждали самыми грозными инструкциями, экипажу запрещалось носить синтетическую одежду (только х/б, не рождающее электрические разряды) и обувь с металлическими включениями. После заправки к "Поиску-6" мог швартоваться лишь катер с корпусом из стеклопластика с привальным брусом, обшитым пенькой.

Но на этом нюансы эксплуатации батискафа не исчерпывались: у "Поиска-6" постоянно отказывали капризные системы и чувствительная аппаратура, неустойчиво работали механизмы и автоматика. То чуть было не отстрелились на дно бухты, как в режиме аварийного всплытия, аккумуляторные батареи, а случись такое, введение батискафа в строй затянулось бы еще как минимум на год. То при пробном погружении "Поиск-6" сначала никак не желал идти под воду, а потом бесконтрольно за считанные минуты провалился на глубину 372 метра и стукнулся о дно, что могло стоить подводникам жизни. Благо дно оказалось ровным и илистым, удар получился относительно мягким, а батискаф просто "утонул" в иле по самую рубку, но ведь мог и окончательно увязнуть.

Однажды ни с того ни с сего при очередном погружении потек верхний люк, в надежности которого никто не сомневался, а в другой раз плановый спуск под воду на 750 метров чуть не закончился трагически — виновата оказалась слежавшаяся, или как говорят подводники "спекшаяся" в бункерах балластная дробь. Спешившее попасть в сроки испытаний, начальство долго лежавшую в бункерах дробь заменить отказалось, сославшись на положительный результат поверхностной проверки, а в результате стремительно полетевший вниз батискаф чуть не ударился о дно на глубине 400 метров. Промедли командир хотя бы минуту, и "Поиск-6"покатился бы, кувыркаясь, по подводному склону. Но он успел отстрелить многотонные контейнеры с дробью, и батискаф полетел теперь уже вверх со страшной скоростью — 24 метра в секунду, выскочив на поверхность воды, словно пробка из-под шампанского. Подводники, к счастью, отделались лишь легкими ушибами.

И все-таки к августу 1983 года все замечания были устранены, предыдущие уроки пошли впрок, и батискаф успешно провел контрольное погружение в Черном море на 1500 метров без единого отказа систем или аппаратуры. Этим успешным погружением закончился первый этап испытаний "Поиска-6". Второй этап следовало проводить уже в океане, для которого, собственно, батискаф и создавали.

Год спустя, вновь закрытый брезентом, первый советский батискаф на верхней палубе транспортного судна отправился из Севастополя к месту своей постоянной приписки — Петропавловску-Камчатскому. Туда же улетел новый экипаж "Поиска-6", состоявший из моряков Черноморского флота, целиком и полностью взращенных и обученных работе с батискафом в Севастополе. И это наш, севастопольский экипаж, 18 августа 1987 года в Тихом океане 150-тью милями южнее Петропавловска-Камчатского совершил рекордное погружение: первый и последний советский батискаф в тот день достиг глубины 6 тысяч метров.
Источник
Анастасия Алексеенко по материалам
Реклама Севастополя

Tags: Крым, Под водой, Подводный флот, СССР, Севастополь, Судостроение
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author