?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация

«Любимый Лагос»




Нет на свете гадючее места, чем порт Лагос в Нигерии, о котором знают все посетившие его хоть раз моряки. На сей раз с грузом – двадцать пять тысяч тонн риса – мы пришли из порта Кандла, Индия. Зафиксировав приход на сигнальной станции, в связи с тем, что рейд порта небезопасен в отношении пиратства, судно отошло в море и легло в дрейф.
Очередь на постановку к причалу была большой. Экипаж приступил к запланированным планом-графиком работам. В темное время суток вахтенные матросы совершали постоянные обходы по палубам, вооруженные дубинками и УКВ-связью. Все двери, кроме одной, были задраены. Пути отступления и способы сигнализации были заранее оговорены на инструктаже. Ваше дело –информация, в драку с пиратами не вступать, с палубы бежать сразу в надстройку и закрывать оставшуюся дверь, – инструктировал вахтенный помощник.
Через сутки палубная команда стала жаловаться на странные укусы насекомых, оставляющих след на теле, как ожог. Мы встречались с пыльцой от бабочек, вызывающих зуд на теле, во Вьетнаме. А об этих насекомых нам ничего известно не было.
Расспросили по УКВ команды судов, лежащих в дрейфе. У них – то же самое. Лечили по-разному, использовали содовые растворы, йод, зеленку, мази. Ожоги затягивались медленно. Вахта использовала всевозможные сетки, как пчеловоды. В тропиках сильно не укутаешься. Жаркая погода сменялась многодневными ливневыми дождями. Кроме того, накат с океана доставал всех. Ежедневно утром судно подходило в зону слышимости, интересовалось продвижением очереди и снова выходило за пределы опасной зоны.
– Скоро так всю солярку сожрем, – жаловался старший механик.
Капитан принял решение стать на якорное место, сплошь забитое судами разных типов. Вахту усилили. Нас ежедневно окружали флотилии лодок, наперебой предлагающие спиртное, сигареты, морепродукты, зелень и фрукты.
Под видом покупки фруктов, с которыми на судне была напряженка, на судно стало поступать спиртное. На третий месяц ожидания на рейде у четвертого механика начали проявляться черты, присущие наркому. Сначала он заявил, что в его каюте лопнула ртутная лампа и поэтому его надо срочно переселить в другое помещение. Затем стал пропадать сахар из столовой команды. В дополнение ко всему у повара начались заскоки. Капитан перестал ему доверять.
Когда производили закупки продуктов, экипаж, помимо доставки в камеры, должен был следить за их количеством. Из машинного отделения все явственней стал доноситься запах самогонки. Начались трения и в экипаже. Те, кого подкармливал повар, становились на его сторону, другие занимали позицию капитана. Суть конфликта состояла в том, что вместо пяти долларов в сутки на члена экипажа, повар мог кормить экипаж по три доллара на человека, но требовал от капитана компенсировать его нечеловеческие ухищрения. Капитан не хотел делиться, и повар, многое повидавший в море, не желал. Учитывая предстоящий заход в порт, где власти выгребают все, что можно унести из артелки, питание продолжалось с перебоями.
Лицо у четвертого механика вытянулось, позеленело. Все более он рассказывал несуразные вещи о способах изготовления самогонки, например, из подмышечного пота. Обязанности врача компанией переложены на второго помощника капитана, прошедшего недельные курсы в центре подготовки. Кроме несения вахты на палубе, стали выставлять вахту в каюте четвертого механика. Четвертый механик требовал его немедленной отправки домой, что в условиях рейда Лагоса трудно выполнимо. Капитан известил руководство компании, судового агента о симптомах болезни механика. Толик, так его звали, стал требовать спиртное и сигареты у капитана, грозился выброситься за борт. Экипажу тоже стал надоедать этот бред.
Шел четвертый месяц стоянки на рейде, каждый день из которых был опасен для каждого, неизвестностью, чем он может кончиться. Толика уже вылавливали из моря, куда он выбросился по пути в туалет. Спасали его деньги, которые он поместил в пластиковую бутылку и наполнил ее водой. Наконец, пришел долгожданный ответ из компании: на рейд выйдет катер с двумя сопровождающими – врачами из Москвы и агентом для доставки Толика через Москву в Одессу. Катер прибыл, Толику поставили диагноз – психомоторное возбуждение, сделав два укола, отвезли на катере на берег. Обследуя груз, обнаружили появление мушкоты на рисе. Срочно информировали грузовладельца и компанию. На утро прибыли агент и два представителя фумотряда, которые задули какую-то гадость в трюма.
На пятом месяце стоянки судно дождалось очереди на постановку к причалу. Снялись с якоря и по указанию порт-контроля пошли к приемному бую – месту встречи с лоцманом. Справа по ходу – обширная мель, слева – суда, ожидающие очередь на якорной стоянке. Учитывая поперечное течение на фарватере, судно шло к месту встречи лоцмана. Однако лоцбота у буя не оказалось. Лоцман орал по УКВ: «Следуйте далее», затем: «Не заходите в район лоцпроводки». Наконец, от выходящего из порта судна оторвался маленький катер и пошел к нашему судну. Сначала лоцман потребовал для лоцстанции тридцать мешков риса, десять ящиков пива, ящик сигарет и десять ящиков колы. Пока длился торг, судно начало сносить к отмели. Мы заявили, что трюма опечатаны отправителем. Передали на катер пять блоков сигарет, по два ящика пива и колы. Мне презент или, как в Индии называют, «комплимент» – отдельно. Это все ерунда, но когда поднялись власти на борт судна в составе человек пятидесяти и с баулами типа «мечта оккупанта», тут пошла жара.
Агент старался помочь капитану, уменьшая явно бессовестное вымогание, однако это была лишь первая часть марлизонского балета. На второй день стоянки прибыли представители капитании порта, инспекции окружающей среды, карантина. Шла выгрузка, а проверяющие инспекции продолжали опустошать запасы капитана и судовой артелки. Груз воровали грузчики, засыпая его в пластиковые кульки, карманы и другие специальные пространства в одежде. Вочмана – охрана, нанятая агентом, у трапа делала вид что борется с расхитителями груза, отбирала кульки, ссыпала груз в мешки, находящиеся тут же, а ночью эти же мешки воровались той же охраной. Несмотря на двадцать написанных капитаном судна писем-протестов в адрес всех заинтересованных лиц, никто не каких выводов из писем не сделал. Это обычная практика порта. Рыбу с рядом стоящего рефрижераторного судна грузчики воровали и таскали по всему порту.
Кроме обеспечения выгрузки, матросы считали количество груза, проверяя счет тальманов агента и получателя. Выгрузив пять тысяч тонн, получили указание грузовладельца – в связи с неуплатой фрахта выгрузку прекратить. Администрация порта, узнав об указании грузоотправителя, вывела судно опять на рейд. Мы пришли в обжитое ранее якорное место. Таких постановок к причалу и выходов было еще три. Шел шестой месяц стоянки и выгрузки в Лагосе. Груза на судне становилось все меньше, а россыпи груза – все больше. Хотя у всех нас были пропуска – разрешения на выход в город, даже группами – народ не ходил, и агент не советовал. Похитить члена экипажа и потребовать за него деньги – здесь что пописать.
Людей лихорадило. Агент повез часть экипажа на сдачу экспресс-анализа. Слава богу, не малярия. Повар опять оставил всех голодними. Да его самого негры вытащили из воды, так как «накушавшись» в гостях, на соседнем судне, он, возвращаясь, упал с причала в воду. Негр стоял передо мною и требовал вознаграждения. Пришлось нагрузить ему сумку стиральным порошком и мылом. Обед сварил электромеханик. Ужин – стюарт.
Вчера грузчик сунул ногу в маленькое отверстие между крышками твиндека. На палубе он появился хромая. Второй замазал ему царапины и осмотрел ногу. Ни ушиба, ни перелома не было, позвали представителя страховщика, показали, доложили капитану. Он информировал о случае компанию. Стивидор и страховщик уверяли, что проблемы не будет и что они его отпустили отдохнуть. Через два дня, когда оставалось к выгрузке около трехсот тонн груза, выгрузку прекратили. Спросили агента – праздники два дня. После праздников соседние суда работают, нас не выгружают. Спросили агента. Он ответил: «Какие-то разборки в порту». Но стивидор напомнил мне о случае с ногой грузчика. Пока не заплатите четырнадцать штук баксов профсоюзу порта, никто вас выгружать не будет. Капитан сообщил это компании. Прошло еще три дня. Грузчики молча приходили и садились на причальный брус у судна, выгрузка не производилась. Исчез агент и стивидор. Вечером пришла РДО – «Срочно сообщите адрес профсоюза». Я нашел стивидора на соседнем судне и списал адресок.
Вечером опять неприятность. Вахтенному матросу у трапа подбросили сигарету с марихуаной, и офицер по надзору за наркотиками тут же нашел свидетелей, сфотографировавших ноги матроса и лежащую сигарету, клацая наручниками, требовал объяснений и ареста члена экипажа. Всю ночь не спали, насилу откупились за две тысячи баксов, вместо пятнадцати, затребованных офицером с тремя большими звездами на погонах.
Конец выгрузки. Закрыли трюма. Но по приподнятому парадному трапу, цепляясь за сетку, ползут не менее пятидесяти человек, запрятавших заначку в трюмах.
Стали подбивать количество выгруженного груза, оформлять формальности по отходу. На палубе бой между вачманами, вооруженными бамбуковыми палками, и толпой грузчиков. «Пожар в трюмах!» – закричал вбежавший второй помощник. Срочно открываем крышки, горит сепарационная бумага во всех пяти трюмах. Огонь быстро залили водой. В трюмах шастали грузчики в поисках «заныканных» кулечков с рисом.
На рейде произвели самодосмотр, обнаружили трех негров-беженцев. Связались с агентом, вызвали катер. Шесть огромных полисменов вместе с агентом поднялись по штормтрапу, заковали беженцев в наручники, надавали им пинков и высадили на катер. Произвели повторный самодосмотр. Посторонних нет. Шел девятый месяц рейса, шестой месяц Лагоса. Несмотря на знания местных правил и обычаев, переданных нашему экипажу старым экипажем, опыту побывавших здесь моряков, инструктажи экипажа, коррупция и нищета народа Нигерии требуют от них изобретать все новые и новые формы очистки карманов членов экипажа судов, посещающих порт.

Виктор Якушенко, старпом

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow