?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация

 
Судно «Святая София», тонущее у египетских берегов, обратило на себя внимание не только одесситов, чьи родственники ушли в рейс, но и всей Украины. Моряки оказались совершенно беззащитны. Профсоюзы, в том числе ITF, ничего не могли сделать, чтобы понудить судовладельца помочь морякам. Аварийное судно не только могло уйти под воду в случае проблем с цистернами под давлением. Экологические последствия от разлива фосфатных удобрений в море трудно было бы предсказать.



Еще в январе судно «Святая София» должно была стать на ремонт в Ильичевске. Но это требовало затрат. И судовладелец решил «крутануть» еще рейс, несмотря на ржавое дно и неисправность двигателя. Команда набиралась в спешке. Моряки в считанные дни были наняты на сухогруз.
– На это судно я попал неожиданно быстро, – сказал Петр Горгуц, – вечером сказали, что к 9 утра нужен старший механик. Очень быстро со мной подписали контракт, прошел медкомиссию. И я поехал в Херсон. Однако на назначенную встречу мой агент не пришел. То есть, неприятности начались с самого начала. Я переночевал в порту и явился утром к отходу судна. И только когда я поднялся на борт, понял, во что ввязался. Оно было в ужасном состоянии. До нас на судне была авария с обесточиванием. Я сообщил жене, успокоил ее, что постараемся привести его в порядок по пути. Но это было невозможно.
– Я должна была сразу сказать мужу, чтобы брал вещи и уходил с судна, – говорит жена Любовь Горгуц. – Мы потом узнали, что этот судовладелец два года не рассчитывался с экипажем. Люди ждали, что им заплатят, не выдержали, и ушли. И он стал набирать новую команду. Через несколько месяцев рейса стало ясно, что команда тоже попала в западню. Ни о каких выплатах речи не шло. К тому же поломки на судне, течь. Мы обратились в благотворительный фонд «Ассоль», и вместе обивали пороги СБУ, прокуратуры, профсоюзов.

«Месяц практически голодали и пили техническую воду с ржавчиной»
Всю дорогу от Херсона до Стамбула одесские механики пытались отремонтировать судно своими силами. Руки у наших ребят «золотые». Египтяне потом очень удивлялись, что сухогруз еще на плаву в таком состоянии. В Стамбуле «Святая София» разгрузила минеральные удобрения. Казалось бы, рейс выполнен, пора рассчитаться с экипажем.
– Мы подписали контракт на Черное и Средиземное море, – заметил Петр Горгуц. – Но нам пообещали, что заплатят, если мы сделаем еще один рейс. Контракт у меня закончился 14 мая. Но никакой замены не прислали, и мы пошли на Бейрут. Там тоже были странности. Долго стояли на рейде, около двух суток. Вдруг команда – идти на Тартус. В Сирии загрузили 4200 тонн удобрений и пошли на Индию. Шли со скоростью 12 миль в час. Уже обросли ракушкой и быстрее идти не могли.
За это время судно дало течь. Вышел из строя один из двигателей. Перед Суэцким каналом на борту уже была напряженная обстановка. А тут еще судовладелец отказался платить за проход канала, сославшись на отсутствие денежных средств. Арабы так и сказали морякам «Ваш хозяин – плохой украинец». Судно стало на дальнем рейде в 28 км от берега. Ни запчастей, ни продовольствия морякам не подвозили. Судовладелец словно забыл о моряках. Трижды экипаж подавал сигнал SOS, запускал сигнальные ракеты. Но никакой реакции не последовало.
– В судне было три пробоины, – рассказывает матрос Дмитрий Чалапко. – Машинное отделение в воде. Один двигатель тоже в воде. Темнота. Мы ныряли, чтобы залатать дыры, делали так называемый цементный ящик. В любой момент цистерна, находящаяся под давлением, могла прорвать, и мы бы пошли ко дну. Целый месяц буквально голодали. Оставалась одна фасоль. Варили ее, жарили, в супе ели. Лепешки из муки пекли. Пили техническую воду со ржавчиной. Готовили в корыте на корме, разобрали панель на дрова.
Умельцы ловили рыбу, несколько человек взяли с собой удочки. Тем и разнообразили свой рацион. Душой коллектива был одесский повар. До рейса он работал в Аркадии.
– Из ничего такие блюда готовил, – восхищаются моряки, – то лучок найдет, зажарит к супчику, то уху, то рыбу жареную подаст.
Вокруг кухни в основном и бурлила жизнь.
– Были минуты депрессии, – жаловался Руслан Чеботарь, – но мы поддерживали друг друга, ждали, что помощь придет.

В кромешной темноте танкер мог раздавить «Святую Софию»
Но самое страшное было то, что судно оказалось без освещения.
– Генераторы перестали работать, аккумуляторы разрядились, – рассказывает второй помощник Виталий Иванов, – аварийного освещения не было. Ночью разглядели, что на нас идет танкер. Если бы нас не заметили, раздавили, как скорлупку. Мы начали стрелять сигнальными ракетами. Потом рыбаки подарили нам фонарики. С ними ходили по борту.
Моряки изо всех сил пытались удержать судно на плаву. Но не могли даже откачать воду, не работали насосы. Судно дало крен.
– Мне в мае начали сниться страшные сны, – поведала мама 27-летнего Руслана, Елена Чеботарь. – Как будто у него на лице ожог, весь худой. Тогда стала переживать. Он нам не хотел сообщать. А когда по телевизору рассказали, написал смс, что в судне течь.
В это время жены, матери и дочери вместе с «ариановками» – морячками из общественной организации уже штурмовали СМИ, прокуратуру, СБУ, МИД. Причем, зная ситуацию с украинскими моряками, консульство Украины в Египте практически бездействовало. Шумиха, поднятая СМИ, заставила МИД Украины что-то предпринимать.
8 августа военный катер ВМС Египта подошел к «Святой Софии», чтобы забрать украинцев. Однако моряки решили разделиться.
– Мы не должны были все покидать судно, чтобы оно не осталось бесхозным, – отметил моторист Виталий Шульженко. – Они хотели нас всех забрать на военном катере. Пригрозили, что будут стрелять. «Ну, стреляй», – сказал я. И они отстали.
Вернувшись в Одессу, моряки включились в работу благотворительной организации «Ассоль». Оставшиеся на судне моряки поддерживали его жизнедеятельность. Ведь там был опасный груз, который в случае затопления судна грозил экологической катастрофой.

«Украинцы, оказавшиеся в беде в Египте, оказались брошенными на произвол судьбы»
На это время судовладелец самоустранился от ведения дел. Не отвечал на звонки. На помощь ребятам из Одессы вылетела инициативная группа «ариановок». На деревянном баркасе в шторм они доставили провизию и дрова голодающим морякам. Чтобы выйти в море, отважным женщинам даже пришлось «немного подраться» с представителями ITF и дать обещание, что вернутся в том же количестве на берег.
– Правда египтяне нам неправильно указали судно, стоящее на дальнем рейде, – рассказала Светлана Фабрикант. – И мы сначала попали на российский транспорт. Пришлось немного поблуждать. Но через три часа уже были на месте. Ребята нам очень обрадовались. Просто не передать. Мы привезли продукты: хлеб, консервы, картошку, окорочка и многое другое. Повар приготовил такие блюда, что пальчики оближешь. Сразу забрать ребят с судна не получилось. Пришлось ездить за провизией еще раз. В Египте все решалось только с помощью денег. Нас сразу спрашивали, есть ли, чем платить. Но больше всего меня возмутило равнодушие консула Украины в Египте. Мы будем писать письма в МИД Украины, обращаться во все инстанции, чтобы сменить его. Украинцы, оказавшиеся в беде в этой стране, оказываются брошенными на произвол судьбы. Консул не пошевелил даже пальцем, чтобы помочь им. По закону, моряки, высаженные на берег с судна, должны были находиться под нашим присмотром или консульства. Мы попросили посидеть до отлета в здании консульства. И получили ответ, что у них выходной и все закрыто. Вот такая помощь нашим землякам, которые оказались совершенно не защищенными в чужой стране.

Судно выставят на аукцион, чтобы погасить долги
28 августа 6 моряков вместе с инициативной группой вылетели из Каира в Прагу, а затем в Одессу. Встречать их пришли родственники, друзья и экипаж «Святой Софии».
– Ни за что больше не отпущу брата, – обхватив Руслана, говорила его сестра Юля. – Я как увидела по телевизору, что они едят, стала плакать.
Тамара Шульженко обнимала своего сына со слезами на глазах. Приготовила для него все самое вкусное, хотя он признался, что «уже отвык есть».
Пять человек с капитаном еще остались на судне «Святая София», чтобы контролировать ситуацию. Когда откачают воду, сухогруз отбуксируют к берегу. Затем его выставят на продажу, чтобы рассчитаться с моряками и кредиторами.
– Нужно проверять, что за судовладелец тебя нанимает, – делает вывод Петр Горгуц, – как он рассчитывается, есть ли у него долги перед экипажем. И не поддаваться на заманчивые предложения, которые выходят таким боком.

Инна Ищук
Фото автора



ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow