Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Category:

СУДЬБА КАПИТАНА ВАДИМА НИКИТИНА

Вадим Никитин и Сергей Степанов, 1978 г.jpg
1  августа минуло 30 лет, как ушел капитан Вадим Никитин. Легендарного капитана вспоминали в Одессе, Германии, США и других странах, по которым раскидало моряков, некогда крупнейшей кампании ЧМП.
          Поисковику в Интернете понадобилось меньше минуты, что бы выдать более 300 тысяч упоминаний со словами «Судьба капитана Вадима Никитина». Но, вряд ли среди статей и исследований есть попытка найти закономерности целого шлейфа испытаний несправедливостью. А еще больше, сходства судьбы капитана с гибелью целой страны. А они наверняка есть. Как бы там ни было, но независимость и настойчивость помогли Вадиму Николаевичу достичь невероятного. Вопреки и несмотря ни на что!

- Мы познакомились в 1962-го, когда приехали в Херсон принимать турбоход «Трансбалт» - рассказывает капитан Сергей Степанов. – Он вторым помощником, я третьим, капитан – Феликс Дашков. С тех пор мы дружили, старались друг другу всегда помочь.

Лайнер «Одесса» В.Н. Никитин принял 18 июля 1975 года. Судно совершало 7-ми дневные круизные рейсы между портами Карибского бассейна и на Аляску. Вадим Николаевич освоил сам и обучил экипаж требуемому на американских пассажирских круизах высочайшему уровню сервиса.
Чтобы научить экипаж правилам культурного общения с пассажирами, поручил перевести и напечатать на судне книгу Дейла Карнеги «Искусство общения с людьми». Обязал экипаж прочитать и использовать рекомендации из нее. Для экипажа организовал пошив новой формы, которая соответствовала экипировке пассажирских лайнеров мирового класса.


Отработал с американцами и освоил особенности меню, соответствующее требованиям страны. Он знал все досконально от приготовления пищи до обслуживания. Был такой случай, когда в семидневном круизе у него сняли ведущих поваров. Что оставалось делать? Он идет на камбуз, берет кулинарную книгу, в составлении которой тоже принимал участие. И весь рейс стоит на камбузе, руководит молодыми поварами.

Вадим Николаевич уделял большое внимание организации досуга экипажа. Сам занимался спортом, организовал футбольную команду, увлек занятием водными лыжами. Утром вставал, делал пробежку, зарядку. Когда приходили в порт, всех организовывал на утреннюю пробежку на берегу. Особенно футболистов. У него была отменная команда по футболу, которая везде побеждала. Они даже играли с дублем «Черноморца». Помню, когда я работал на турбоходе «Леонид Собинов», мы встречались в Гаване несколько раз. И договорились на игру в футбол.

Первую продули. В следующий раз я решил прийти на пару суток раньше, чтобы потренироваться на местном стадионе. Но мы все равно проиграли. Хотя целый рейс тренировались. После встречи он попросил у меня двух членов экипажа -  футболистов. Я конечно согласился. На судне была организована прекрасная художественная самодеятельность.

          Он был мастер судовождения. Он искусно швартовался. На реке Миссисипи в густой туман вел лайнер точно по расписанию. У него было чему поучиться.

          Капитан Никитин – личность, которой стоит поклониться. Он любил Одессу, море. И все сделал, чтобы Одессу узнали на международном уровне. Посол СССР в США Анатолий Добрынин каждую неделю звонил ему на судно. Он сказал Никитину: «то, что сделали Вы и ваше судно для престижа страны, неоценимо». О работе т/х «Одесса» доброжелательно отзывались американские газеты, говорили на ТВ.

Но в 80-х годах началась травля капитана. Анонимки в пароходство и в партийные органы, зависть к тому, что капитан Никитин независимый самостоятельный капитан создал дружный, профессиональный экипаж. Его судили. И дали год условно вопреки обвинению, которое требовало большой срок. Визу Никитину закрыли, уволили из ЧМП, исключили из партии. Он не остановился. Поехал на север, работал в Якутском производственном объединении морского транспорта вторым помощником. Совершил рейс по Северному морскому пути.

Он рассказывал о своих северных рейсах, как застряли во льдах. И к судну подошел белый медведь, видно было - попрошайка. Никитин кинул ему банку сгущенного молока. Зверь оказался сообразительным. Продырявил ее когтями и выпил.


Сила воли и духа помогла ему преодолеть невзгоды. Через год Никитин снова стал капитаном, добился своего! Он водил пассажирские суда «Клавдия Еланская» и «Мария Ермолова» Мурманского пароходства. Моряк по крови, он до последнего оставался на капитанском мостике. И умер во время швартовки в порту Архангельск. Ему было всего 56 лет.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 28,29 от 4.08.2921-го

Фото 1978 года: Капитаны Никитин и Степанов при подписании акта приема-передачи судна
Tags: Капитаны, Память, ЧМП
Subscribe

Posts from This Journal “Память” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author