Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

75 лет Виктора Варапутова

Семьдесят пять лет исполнилось в июне моему другу, Виктору Григорьевичу Варапутову, ветерану отечественного рыбопромыслового флота. Около тридцати пяти лет он трудился в рыбопромышленном объединении «Антарктика» после окончания Одесского ВИМУ и, вполне вероятно, работал бы там гораздо дольше, сохранись эта организация после распада Союза. Такой уж он трудоголик.

Виктора Григорьевича я знаю по совместной работе на флоте, не раз наши жизненные пути сходились и расходились, встречаемся с ним изредка и сейчас, а чаще перезваниваемся, узнаём о переменах в жизни друг друга. С семьёй Виктора я, конечно, тоже много лет знаком, и с Татьяной, женой Виктора, и с Леной, их дочерью.

Учились мы с ним, кстати сказать, в одно время и в одной и той же мореходке, но знакомы не были. Встретились уже в «Антарктике» в далёком 1976 году, когда вместе попали на РМТ «Пролив», он - вторым механиком, а я - третьим.

Старшему механику «Пролива», Валентину Васильевичу Шишкину, еще и сорока лет тогда не было, но Виктор его безмерно уважал, совершенно серьезно называл ветераном китобойного флота и очень трогательно оберегал от ежедневной текучки, говорил, чтобы мы по всем вопросам обращались к нему, а стармеха по пустякам не беспокоили. Мы и обращались без стеснения. Виктор, как более опытный в то время механик, помогал. Но вахты у нас были разные, и по работе мы редко пересекались, а подружились позже, летом 1980
-го, когда случайно встретились на Измаильском судоремонтном механическом заводе.

Меня в Измаил откомандировали временно, назначив старшим механиком СРТМ "Чауда", а Варапутов второй месяц подменял стармеха РМТ "Николаев", знал все заводские порядки, все большое и маленькое начальство, и знаниями этими со мной охотно делился.

Вахт мы, как старшие механики, не стояли, поэтому времени свободного хватало,
и мы все вечера вместе проводили.  В «Антарктике» Виктор работал к тому времени уже десять лет, гораздо дольше меня, и много интересного рассказывал. О том, например, как он с десятью своими однокурсниками в «Антарктике» очутился по распределению.

Объединение, в котором раньше только китобойная флотилия существовала, в конце шестидесятых годов начало получать в ГДР новые рыбопромысловые суда типа «Атлантик», довольно сложные для того времени. Грамотных специалистов не хватало,
и начальник механико-судовой службы Александр Федорович Сучков решил предложить работу выпускникам ОВИМУ
. Сам он этим и занялся, появившись в училище во время распределения на работу.

Виктор, закончивший среднюю школу в Николаеве, мечтал, конечно, о дальних странах, о судах торгового или пассажирского флота. Работа на рыбопромысловых судах была не слишком привлекательна, но возможность остаться по распределению в ставшей родной Одессе и его, и других выпускников, заинтересовала.

Так и оказались в «Антарктике» Николай Ерченко, Геннадий Силла, Валерий Лошаков, Олег Журавлёв, Владимир Кононенко, Геннадий Иголкин и Виктор Варапутов, герой этого очерка. Почти все они стали впоследствии старшими механиками, и фамилии их были среди моряков на слуху.

Время проводили в Измаиле мы тогда весело. Судам нашим до выхода из ремонта было далеко, и заводские работы были почти заморожены. Часто на машине окрестности Измаила объезжали, на берегах Дуная бывали в разных местах. Помню наши товарищеские ужины в ресторанах, куда мы всегда почему-то в «рыбный» день попадали, во вторник. Однажды познакомились в ресторане с известным капитаном, Евгением Платоновичем Кобзиным, успешно работавшим на флотилии «Восток», встречались с электромехаником Алексеем Контаренко, тоже работавшим на заводе. По пятницам уезжали в Одессу на Витином "«жигулёнке", вместе с ним и возвращались в Измаил по понедельникам. Машину Виктор, кстати сказать, водил с детства, и был классным и опытным водителем.

Около месяца наши поездки в Измаил продолжались, пока меня не направили в рейс. Мы попрощались с Виктором, но ненадолго. Нам ведь не дано предугадать наше будущее. Ровно через год мы встретились с Варапутовым в Лас Пальмасе, где я уже работал вторым механиком ремонтно-подменной команды, а Виктор влился в наш коллектив, заменив стармеха, Николая Ляшенко. В РПК специалистов утверждали на три года, и все три года мы работали вместе, и за границей, в Испании, Перу, Мозамбике и Анголе, и дома, в Ильичёвском морском рыбном порту, на филиале технического обслуживания судов. В Лас Пальмасе мы даже дважды по полгода работали, длинные были "цепочки" ремонтируемых судов.

Менялись механики, приходили новые мотористы, но коллектив у нас все три года был замечательный,  и я с большим удовольствием вспоминаю то время. Работать с Виктором было легко и приятно. Мы доверяли друг другу, и ни разу об этом не пожалели.

Помню, как перед второй командировкой в Лас Пальмас мы вдвоём были на приёме у главного инженера Ивана Петровича Ермакова. Речь шла о задачах нашей "подменки" и мы уже прощались, когда Ермакова вдруг осенило:

- Виктор! Так у вас же в команде все механики беспартийные! Так дело не пойдёт!

Мы переглянулись и одновременно сказали,
- Так у нас ... механик-наладчик член партии - Захарченко Николай Терентьевич!

Ермаков облегченно вздохнул и махнул рукой. - Ладно уж! Но вы там смотрите! Чтобы всё в порядке было! - Иван Петрович был человек с большой буквы.

А кого было менять? Володю Зюзина, электромеханика? Вадика Цитко, рефика? Сашу Изюрова - третьего механика? Лёшу Ларионова, которого я специально с Варапутовым и свёл, чтобы он его четвёртым утвердил?  Каждый специалист был на своём месте, возглавлял свою маленькую бригаду и каждый отдавался работе полностью.

Мотористы, слесари, электрики, рефмашинисты  - все в нашей "подменке" трудились на совесть, наблюдателей не было, и Виктор Варапутов по праву был главным лицом, наравне с капитаном, Виталием Ивановичем Буртяком. Руководителем он был очень правильным, давал механикам свободу действий, и они поэтому в полной мере свою ответственность за качество ремонта чувствовали. В детали нашей работы он не лез, инициативу не зажимал, когда нужно было, помогал, чем мог, а провинившихся перед капитаном отстаивал.

Много интересных встреч и событий пережили мы вместе. В коротком очерке обо всём не напишешь. В Лас Пальмасе вспоминается ремонт главного двигателя супертраулера, первого в «цепочке», когда у нас не было ещё опыта ремонта таких судов, а также автобусная экскурсия по острову Гран Канария. В Кальяо - нашествие огромных медуз, мгновенно забивающих судовые кингстоны и поездка на раскопки древнего города инков. В Мапуту -  ремонт гребного винта, повреждённого портовым маневровым паровозом (!) и дружба с севастопольскими и клайпедскими судоремонтниками.

Вспоминается один интересный случай. Первое сентября 1983 года. Лас Пальмас. Стоим у причала на пирсе королевы Софии. Обеденный перерыв, я только робу снял, Варапутов без стука врывается в каюту:
 - Миша, срочно запускай главный двигатель!
-  С чего вдруг, что случилось?
-  Срочно машину готовь, все потом!

 Шорты едва натянул, бегу в машину, руки дрожат. По дороге в каюту бригадира своего, Бориса Карьеты, заскакиваю.
- Боря, Валя, в машину срочно! Готовим главный двигатель!

Ничего не понимая, на автомате запустили один главный и начали прогревать его, запустив все необходимые для вращения гребного винта насосы, ждём распоряжений. Полчаса, час... мы в полном неведении. Наконец "Отбой машине! Часовая готовность главному"! Оказалось, что наши лётчики в районе Сахалина сбили южно-корейский "Боинг", и испанцы штурмовали "Совиспан", требуя отвести советские суда от причалов. К счастью, все обошлось, вопрос уладили на дипломатическом уровне.

В 1985-ом, меня назначили старшим механиком РМТ «Артек», а Варапутов стал механиком-наставником, поэтому мы часто встречались в механико-судовой службе. Через несколько лет Виктор уехал в Германию, где работал на верфях Штральзунда.
Последние годы мы встречаемся реже, но в День Рыбака - обязательно, во второе воскресенье июля. Ежегодные наши сборы стали традицией, и это приятно.

Дорогой Виктор! От имени общих наших друзей, от имени всех коллег поздравляю тебя с 75-летием! Желаю всегда оставаться таким же деятельным и неутомимым, каким мы тебя знаем! Крепкого здоровья на долгие годы, семейного счастья и благополучия, удачи во всех делах и начинаниях!


Бортников Михаил.jpg
Михаил Бортников
«Моряк Украины», № 20, 21 от 9.06.2021
Tags: Даты, Работа в море, Рыбаки
Subscribe

Posts from This Journal “Работа в море” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author