Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Совет Укрпорта: Нужно оперативно реагировать на острые вопросы

ОЬЩАЯ.jpg
25 июня, в Международный День Моряка состоялось расширенное заседание Совета «Укрпорта» при участии заместителя министра инфраструктуры Юрия Васькова, двух Народных депутатов Украины - Николая Скорика и Анатолия Урбанского, заместителя Одесской облгосадминистрации Олега Муратова и др. Слушали планы развития отрасли, вопросы концессии и приватизации украинских портов, ситуацию в портах Черноморск, Бердянск, Мариуполь.
Крук Ю.Б..jpg
- Из-за пандемии, - сказал Президент Ассоциации «Укрпорт» Юрий Крук, - 1,5 года работали заочно, написали 29 обращений по проблемам морской отрасли на имя Президента Украины, премьер-министра, в Кабмин. Рады, что заместителем Министра назначен специалист, профессионал в управлении отраслью, с кем можем пообщаться, поделиться мнениями, высказать критические замечания и решить проблемы.

Ситуация негативная и запущенная
Васьков Ю.Ю..jpg
Юрий Васьков, заместитель министра инфраструктуры Украины отметил, что в последние годы из-за неправильного управления отраслью сложилась  ситуация негативная, запущенная. На сегодня мы имеем государственных стивидоров глубоко убыточных. Два не работают вообще. Три стивидора подпадают под приватизацию. Администрация портов Украины тоже со своим кругом проблем. Запущены проекты в виде государственно-частного партнерства. Концессия – хороший механизм, но срок слишком длинный. И задает риски. Может так быть, что срок окончания не наступит никогда, во-вторых, это не та концессия, которая применима в мире, когда один орган отдает имущество и землю и регулируются все правоотношения в лице администрации, а инвестор получает все права и возможности от  реализованных проектов. У нас не так. Объект находится под контролем МИУ, в составе которого  ГП  АМПУ, земля – в ведении   местных органов, территориальных громад, лицензия –  у третьих учреждений. Поэтому все происходит так долго. А позиция руководства министерства инфраструктуры сегодня - концессия должна быть. Но должны быть и другие виды: аренда, соглашение, может быть приватизация, если есть инициатива и выгодно государству. Мы стараемся довести до потенциальных инвесторов и операторов информацию, что нами будет рассматриваться любая форма привлечения инвестора, главное срок и эффективность.
По вопросам кадровой политики, все знают, что много людей пришли из других отраслей, это не всегда имеет позитивный эффект. И статус и. о. не дает возможности руководителю долгосрочно планировать, реализовывать стратегию, не понимая, что с ним дальше будет, учитывая, как быстро их меняют. Процедура проведения конкурса усложнилась. Будем инициировать, чтобы предприятия получили профессиональных руководителей, и с ними были заключены долгосрочные контракты. Такая позиция министра.
Что касается Администрации морских портов Украины. Основные проблемы – это  дивидендная политика и портовые сборы. Мы подошли к изменению законодательства на уровне Кабмина. Надеюсь, у нас получится в этом году. То же самое относится и к другим предприятиям, которые оплачивают высокие дивиденды, их тоже надо освобождать. Иначе у нас получается ситуация, 22% государственных стивидоров осталось на рынке  в данный момент, пять лет назад было 44% . При этом денег на развитие нет. Процедуры длятся годами. Соответственно частники в это время используют гибкую политику ведения бизнеса, наращивают производство, модернизируются. А госпредприятиям надо все компенсировать, чтобы не иметь долгов по зарплате. И  рентабельность  маленькая. Но я надеюсь, у нас все получится.
В планах переформатировать АМПУ, которая имеет громоздкую структуру, упрощение работы центрального аппарата, выработка стратегии.
Егоров Андрей.jpg
Андрей Егоров, начальник филиала АМПУ, глава администрации порта «Ольвия» спросил о пересмотре положения о капитане морского порта, приведению к реалиям порта.
Юрий Васьков ответил, что в 2018-ом изменили положение о капитане порта, как-то его завизировали. Мы знаем к чему это привело. После этого было ряд других нормативно-правовых инициатив. За день этот вопрос решить невозможно. Чтобы отрегулировать функции капитана порта, нужно разделить их нормативно. И потом можно перевести функцию надзора в Морскую администрацию. Смотрим, как правильно выписать документ, чтобы он не противоречил закону о транспорте. Также ждем окончания конкурса на главу МА.
На вопрос о проблемах дипломирования моряков, когда без посредника невозможно получить рабочий диплом, Юрий Юрьевич ответил, что эта проблема в  сфере полномочий на контроле министра, который ставит задачу - навести порядок. Сегодня уже  моряк может посмотреть ответы по пройденному тесту, увидеть свои ошибки. То есть, тесты открыли. Базу моряков уже забрали. И мы идем дальше, - подчеркнул Юрий Юрьевич.

Павлюк Н.П..jpg
     Николай Павлюк, Почетный президент Одесского порта напомнил, что действиями чиновников в морской отрасли был нарушен Закон о морских портах Украины. Сегодня людей в три раза больше, чем нужно для руководства. Чиновников уже размещают в филиалах администрации портов. Решения должны принимать сами портовики. АМПУ не должно мешать работать руководителям.
    
Концессия - где государственный интерес?
Обсуждение концессии переросло в дискуссию. Юрий Крук, вспомнил слова бывшего министра инфраструктуры о концессии для всех портов. Нет оснований. Нужно анализировать, какие порты являются для государства прибыльными, а какие еле выживают. А если порт дает полмиллиарда прибыли, эффективно работает государственная стивидорная компания, зачем его отдавать в концессию? В каждом решении должен быть государственный интерес! – резюмировал глава «Укрпорта».
О сложной ситуации в Черноморске рассказал председатель профкома Сергей Брызгалов:
- На концессию выставляются первый контейнерный терминал и паромный комплекс госстивидора порта Черноморск. Больше 2000 человек будут без работы! У госстивидора остается всего 2 причала. Как будет существовать госстивидор в случае передачи в концессию 9 причалов из 11?
С 2015 году у нас действует программа, по которой начали передавать наш комплекс частным операторам. Мы не понимаем концессию, которую нам предлагают. Не знаем ее и не приветствуем. Мы против этих проектов.
Мы нашли поддержку на коллегии обладминистрации, на сессии Одесского областного совета. И направили обращение министру инфраструктуры Украины.

Николай Скорик.jpg
     Николай Скорик, народный депутат Украины считает ситуацию в порту Черноморск искусственным банкротством. Потом инвестор приватизирует за 5 копеек и объявят, что порт спасли. По поводу прежнего министра Криклия подали депутатский запрос, в котором просим разобраться, какие действия министра привели к убыткам Херсонского порта и других портов. Сейчас говорят о тотальной приватизации. В европейских странах, США уровень госсобственности в экономике 35-40% в зависимости от страны. На примере многих руководителей видим, что госсобственность и менеджмент может нормально работать и принуждение к концессии - это скрытая приватизация. Государство от этого ничего не получает, - считает Николай Скорик.
Олег Муратов, зам. председателя Одесской ОГА обеспокоен ситуацией:
-  За 5 месяцев по Одесской области имеем минус 10 миллионов тонн обработки грузов от общего объема по сравнению с прошлым годом. Минусы имеем по экспорту, импорту и по транзиту. Фактически по всем портам. Если имеем минусы в весе, то и в деньгах. Впервые за все годы все порты Одесской области показали отрицательный результат – минус 200 миллионов гривен. По 5 месяцам будет значительно больше.
Сегодня критическая ситуация с Белгород-Днестровским портом и Ренийским, - это  самые крупные должники по зарплате. Мы не имеем права разрывать Черноморский порт, отдавая  кому-то вершки, кому-то корешки. В порту ситуация сложная. Но если сдавать в концессию, только как целостный комплекс с определенными инвестиционными обязательствами. И смотреть за их выполнением, привлекая местную  власть.
Еще одна проблема - отсутствие государственной внятной политики. Во всех портах, кроме Измаила, начальники – исполняющие обязанности. А в некоторых так часто меняются, что не успеваем познакомиться с человеком. На руководство присылались случайные люди. Была усложнена процедура конкурсов. И наша задача навести порядок с кадрами. 
Из-за  отчисления  80% дивидендов в госбюджет портам на развитие ничего не остается. Госпредприятия должны выполнять социальные  функции. Об этом тоже забыли. Теперь нужно оперативно реагировать на вопросы. И вырабатывать общее глобальное видение.
Вал. Тернавский.jpg
          Валерий Тернавский, председатель профкома Херсонского порта озвучил мнение, что порты в Украине сохранились только потому, что они государственные. Китайские порты и сингапурские, где развивают государственно-частное партнерство, самые  прибыльные. По этому пути и надо идти. Но, к сожалению, руководство Херсонского порта решило по-другому. Порт определили пилотным по концессии. Работа шла год. Но многое не было учтено. В концессионных документах многие вопросы не нашли отображения. На 2030 год у нас запланирован грузооборот 1320 тысяч тонн. Хотя мы уже достигали 1500 тысяч тонн. Инвестиции по договору - 300 млн. из них 30% за счет собственных средств концессионера. Мы за счет собственных средств инвестировали по 26-30 миллионов. Если бы не отчислять дивиденды в бюджет, могли бы разобраться и самостоятельно, - подсчитал специалист. – А сейчас еще возникли земельные вопросы. Их надо решать, чтобы переходный период работал в полную силу.
Как подписали договор о концессии - бывший министр инфраструктуры про порт забыл. Переходный период затягивается и пагубно сказывается на работе коллектива. За год у нас ни одного работника министерства не было. Исполняющего обязанности директора уволили. Руководителя долгое время не было. Заплаты низкие, люди уходят.  Квалифицированные работники уезжают за рубеж.
Ольга Майстренко.jpg
Ольга Майстренко - заместитель директора стивидорной компании «Ольвия» довольна концессией:
- Нам повезло. 20 августа был подписан концессионный договор с портовым оператором Катара, который должен вложить в порт, инфраструктуру инвестиции 3-4 миллиарда гривен, 80 млн. гривен получит город. Проект для государства выгодный. Мы выполняем финансовый план, и сейчас находимся в переходном периоде. Вначале 2022-го должны перейти в концессию. И три года по договору не имеют права увольнять людей.
     Андрей Егоров дополнил выступление замечанием, что министерство оказывает  недостаточно внимания концессионным процессам. Чтобы передать порт в концессию, нужно провести анализ, разобраться с земельными участками и принимать решение. У нас получилось лучше, чем в Херсонском порту, где сегодня большое количество проблем с основными фондами. Удалось добиться получения части концессионного платежа от концессионера. Однако Бюджетный кодекс не позволил этого сделать. Также нужно решать перспективность передачи в концессию новых причалов, которые были построены. Нам приятно работать с катарской компанией. Чувствуется ее огромное желание сотрудничать и коллектив специалистов европейского уровня достаточно серьезно и адекватно подходит к инвестициям, экологии, социальным вопросам.
Игорь Анатолиевич Урбанский – член Совета «Укрпорта» обратился к Ю.Ю.Васькову с пожеланием быть бдительными:
- Концессия воспринимается как панацея. А нужен дифференцированный подход. «Ольвии» повезло - есть оператор, есть грузы. А маленьким портам концессия не нужна. Тут надо серьезно работать с каждым грузоотправителем. И не делить порты, а смотреть по ситуации. И отдавать в концессию тем, кто будет развивать порт. Но концессия должна быть похожа на европейскую, а не украинскую с ее неожиданностями.

Проблемы портов Азова
Барский И.М..jpg
Игорь Барский, директор Мариупольского МТП:
- Мы держали стратегию на сохранение коллектива. В 2020-ом пришли к выводу, что необходимо ее менять, сбалансировать предприятие. Сократили коллектив, начали оптимизацию структуры предприятия, чтобы поднять эффективность работы каждого подразделения. Пришли к горизонтальной интегрированной системе, которая работала в порту Николаева в 50-60 годы. Мы провели аудиты по подразделениям, сокращая и оптимизируя. С 4 дневки перешли на пятидневку. Заплатили порядка 500 млн. гривен в бюджет. Пока остаемся прибыльными, и продолжаем эту стратегию. 
Николай Таранов, директор Бердянского МТП: - Предприятие стало убыточным, потому что в свое время в 2017-ом были заблокированы ж/д ветки Луганской области, с которых порт получил основной грузопоток с предприятий. Мы грузили 700 тысяч тонн металлопродукции 90 тысяч тонн кокса, сейчас этого нет. На работе порта сказалось строительство Керченского моста. Большие суда уже не проходят. Увеличился фрахт на суда.
     Но мы преодолеваем эти трудности и активно действуем. Провели встречу с бизнесменами, которые занимаются экспортом грузов за рубеж. Заключили 25 договоров  по зерну, металлолому. Правда из них работает всего 5 договоров. Своими силами пытаемся сделать ремонт подъездных путей.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 24,25 от 7.07.2021-го




Tags: Васьков Юрий, Венгрук Анатолий, Егоров Андрей, Ищук Инна, Концессия, Мининфраструктуры, Павлюк, Порты
Subscribe

Posts from This Journal “Порты” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author