Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

О БЕДНОЙ «МЕТОДИКЕ» ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

Попов В.В..jpg
Очередной раз, в марте обсуждался проект «Методики расчета размеров ставок портовых сборов» и «Порядка взимания, учета и использования средств от портовых сборов». Мнение Всеволода Попова, одного из разработчиков системы портовых сборов, действующей в морских портах Украины с середины 1990-х, по некоторым обсуждаемым вопросам. Автор, правда, не был участником совещания, но это, разумеется, не мешает ему высказаться.
1. Представители портового и морского бизнеса были не согласны с принятой в Методике расчета ставок портовых сборов (в дальнейшем – Методика) модели формирования их уровня - «затраты+». Почему же эта модель оказалась для них неприемлемой?
В основе любых цен на товары и услуги лежит их стоимость. Стоимостная модель формирования уровня портовых сборов получила широкое распространение и в зарубежном портовом ценообразовании. Только определенный экономически обоснованный стоимостный уровень ставок портовых сборов (за исключением административного сбора) позволит создать морским портам средства, необходимые для нормальной хозяйственной деятельности: компенсировать экономически обоснованные затраты на их содержание и развитие. В этом заключается основное предназначение Методики для отрасли.
Как отмечалось представителями бизнеса, «АМПУ в числитель формулы их расчета будет необоснованно включать затраты, не имеющие никакого отношения к расходам на содержание предприятий, взимающих сборы». Это приведет к нежелательному повышению уровня портовых сборов в морских портах Украины, и снижению их привлекательности на международных рынках.
Одновременно следует отметить, что не Методика формирует состав экономически обоснованных затрат, подлежащих компенсации каждым портовым сбором, а также порядок их взимания. С помощью Методики на базе этих затрат с учетом принятого МИУ порядка взимания каждого портового сбора рассчитываются их базовый уровень - реализуется учетная функция цен. И то, что рассчитанные с помощью Методики новые ставки портовых сборов будет ниже или значительно превышать их уровень в зарубежных портах, не является виной Методики.
Не может Методика зависеть или влиять и на уровень налогообложения в стране. Поэтому непонятно, почему представители бизнеса «связывают утверждение Методики с решением вопроса о размере отчислений АМПУ в госбюджет».
Стоимостная основа базового уровня ставок портовых сборов не зависит от принимаемого правительствами некоторых стран их уровня для национальных портов. Недостающие портам средства от портовых сборов на их содержание и развитие при их установлении на предельно низком уровне (при французской концепции) в конечном итоге финансируются до их стоимостного уровня из внешних источников.
Считаю, что нам следовало бы унаследовать зарубежный опыт установления уровня портовых сборов в морских портах при проведении МИУ портовой тарифной политики - регулировании их уровня. Для этого имеются все необходимые условия и предпосылки: 1) экономически обоснованный уровень ставок портовых сборов и их нижний предельный уровень, определяемый с помощью Методики, 2) присущие ценам такие объективные функции, как стимулирующая, распределительная и перераспределительная, предназначенные для использования при регулировании их уровня, 3) правовые предпосылки, предусмотренные действующим законодательством Украины. Так, в статья 15 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» говорится, что «Кабинет Министров Украины, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления государственные регулируемые цены на товары в размере ниже экономически обоснованного размера, должны возместить субъектам хозяйствования разницу между такими размерами за счет средств соответствующих бюджетов».
2. О «конкурентном методе расчета ставок портовых сборов», предложенном портовым сообществом.
Такой метод может рассматриваться только как один из способов определения конкурентоспособного уровня портовых сборов для отечественных морских портов. Целесообразность его применения должна быть определена только МИУ с учетом возможности его использования при регулировании уровня портовых сборов.
Метод определения «конкурентного» уровня ставок портовых сборов не может рассматриваться в виде альтернативного Методике, позволяющей определить экономически обоснованный уровень ставок портовых сборов для отечественных морских портов (как фактический, так и расчетный на планируемый период их введения в действие), а также определить предельно низкий их уровень – себестоимость услуг, оплачиваемых портовыми сборами.
3. Следовало бы рассмотреть вопрос необходимости учета при разработке Методики основных требований приказа МИУ от 27.07.2012 № 434 «Об утверждении Концепции структуры расчета экономически обоснованных тарифов на перевозки грузов ж/д транспортом и методики их расчета».
Морские порты Украины - одно из звеньев национальной транспортной системы, участвующей в транспортировке грузов при их перевалке в портах. Для эффективного регулирования МИУ (Национальной комиссией при ее создании) работы транспорта, входящих в состав этой системы, должны быть унифицированы основные принципы как разработки тарифов на перевозку грузов различными видами транспорта, так и расчета ставок портовых сборов, с учетом особенностей их формирования. Одним из основных требований этого приказа является определение фактической и планируемой себестоимости перевозок грузов и пассажиров, как необходимой исходной базы для расчета транспортных тарифов, так и портовых сборов. По непонятным нам причинам, расчет такого важнейшего показателя оценки основной производственной деятельности предприятий, взимающих портовые сборы, не был предусмотрен ни в одном из многочисленных вариантов проекта Методики.
С учетом требований упомянутого приказа МИУ были разработаны Методики расчета тарифов на перевозки грузов и пассажиров ж/д транспортом, а также Методика расчета тарифов на перевозки пассажиров автотранспортом, утвержденные правительством в 2013 году.
4. О предложенном в проекте Методики определении ставок портовых сборов, дифференцированных по четырем группам портов - по территориальному признаку.
В силу специфических особенностей условий работы морских портов - значительных различий их расположения, устройства, инвестиционных программ развития и других объективных факторов, определяющих величину расходов на их содержание, взимаемые в портах сборы, носят сугубо индивидуальный характер. И мы не найдем ни одного порта в мире с одинаковым их уровнем. Основной задачей Методики является определение экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов для каждого морского порта индивидуально.
Группировка портов по территориальному признаку или группировка некоторых портовых сборов при установлении их уровня может быть произведена МИУ при проводимой портовой тарифной политике и определения оптимального их уровня, согласованного с представителями бизнеса, только при знании их уровня для каждого порта.
5. Одним из замечаний представителей бизнеса было исключение понятия рентабельности и инвестиционной составляющей при разработке портовых сборов.
С этим замечанием согласиться нельзя, так как разработка любых цен и тарифов производится с определением их рентабельности с учетом инвестиционной составляющей, предусмотренных в действующем Законе Украины «О ценах и ценообразовании». Так, в статье 1, раздела 1, п. 7 дано понятие норматива рентабельности, как уровня доходности, определяемой субъектом хозяйствования при формировании цены. А в статье 12. «Государственного регулирования цен» (раздел 4) указано, что «Кабинет Министров Украины, органы исполнительной власти, государственные коллегиальные органы и органы местного самоуправления при установлении государственных регулируемых цен на товары в состав таких цен обязательно включают размер их инвестиционной составляющей части».
6. О целесообразности применения коэффициентов для специализированных судов при расчете ставок портовых сборов
Почему-то, при разработке Методики, этого нормативно-методического документа объективного характера, принимается субъективное решение применять коэффициенты при расчетах только корабельного сбора и только для судов при их работе в заграничном плавании?
Обоснованно ли вообще применять такие коэффициенты для специализированных судов при взимании портовых сборов? Ведь, конструктивные особенности специализированных судов учитываются в их строительной стоимости, расходах на содержание и в стоимости перевозимых ими грузов.
Дифференциация ставок портовых сборов для специализированных судов возможна при регулировании МИУ их уровня при проведении портовой тарифной политики с установлением конкурентного, согласованного с представителями бизнеса, их уровня.
7. Считаю, следовало бы пересмотреть предложенное в Методике определение прогнозируемых расходов, подлежащих компенсации портовыми сборами и величины облагаемой ими валовой вместимости судов.
Метод определения этих показателей предприятий в три этапа по каждому году прогнозируемого пятилетнего периода с расчетами средневзвешенного их уровня для расчета ставок каждого портового сбора архи сложен.
Даже при достоверности определения прогнозируемых показателей предприятий, и экономической обоснованности рассчитанных на их основе ставок портовых сборов, нет гарантия выполнения морскими портами прогнозируемых объемов перевалки грузов и связанной с ними величины облагаемой валовой вместимости обслуживаемых судов. Ни один из пятилетних планов развития народного хозяйства, как нам стало теперь известно, не выполнялся.
От обоснованности уровня рассчитанных ставок портовых сборов зависит финансовое благополучие предприятий, для которых услуги, оказываемые судовладельцам, являются их основной производственной деятельностью. Не было бы целесообразным все расчеты ставок портовых сборов производить на базе затрат на содержание и развитие предприятий и величины валовой вместимости облагаемых сборами судов, планируемых на первый год их введения в действие. С последующей их корректировкой и индексацией в течение принятого периода их установления при изменении объективных условий работы предприятий, приводящих к росту расходов на их содержание, как это производится за рубежом. Такой метод расчета ставок портовых сборов позволит значительно снизить объем работ по определению планируемых затрат на содержание и развитие предприятий и величины валовой вместимости судов, облагаемой портовыми сборами.
При введении в действие ставок портовых сборов, рассчитанных предлагаемым методом, с неизменным сохранением их уровня на планируемый пятилетний период с последующей их только корректировкой и индексацией, проявится стимулирующая их функция. Суть которой, заключается в стремлении предприятий к снижению себестоимости услуг, оплачиваемых портовыми сборами, с целью получения дополнительной прибыли сверх той ее величины, которая была учтена при расчете их ставок. Это явится важным фактором для стимулирования развития инфраструктуры морских портов, способствующей повышению грузооборота портов и, связанной с ним, величины облагаемой сборами валовой вместимости судов.
Предлагается рассмотреть также, предложение об определении облагаемой каждым сбором валовой вместимости судов на самих предприятиях по материалам расчета сборов для их взимания с судовладельцев. Это максимально упростило бы формулы расчета ставок всех портовых сборов, каким бы сложным не был бы порядок их начисления и условия взимания.
8. И в заключении
Как стало известно, на совещании АМПУ не были представлены новые ставки портовых сборов для взимания с валовой вместимости судов.
Сокращением количества портовых сборов, изменение принципов расчета ставок некоторых из них, а также условий их взимания при переходе на новый базис их исчисления - с валовой вместимости судов, привело к невозможности определить и изменение уровня новых ставок каждого сбора по сравнению с действующим. Да и нет в этом необходимости, так как при утверждении проектов Методики и Порядка правительством, как правило, интересует, как изменится общий уровень портовых сборов в Украине, а не их изменение по каждому сбору. И судовладельцев будет интересовать изменение общего уровня портовых сборов, определяющего величину их общих расходов на оплату портовых сборов в отечественных морских портах, а не изменение каждого сбора.
Оценка изменения общего уровня новых портовых сборов может быть произведена путем сравнения величин удельных доходов каждого порта от взимания всех портовых сборов за отчетный годовой период и в планируемом году введения их новых ставок. Удельные доходы определяются исходя их общих доходов каждого порта от взимания всех портовых сборов и облагаемой ими валовой вместимости судов.
Таким же путем может быть определено изменение уровня портовых сборов и по судам различной специализации, интересующее представителей бизнеса. Эти данные станут основой для их регулирования МИУ с целью нахождения оптимального, согласованного с ними, уровня.
Всеволод ПОПОВ,
«Моряк Украины», № 13,14 от 7.04.2021-го

Tags: Методики, Портовые сборы, Порты
Subscribe

Posts from This Journal “Портовые сборы” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author