Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Category:

Елена Тимощук: учим моряков и речников

Елена Тимощук.jpg




Из-за пандемии короновирусной инфекции морское образование в этом году столкнулось с беспрецедентными вызовами, как и вся мировая морская индустрия. Как это повлияло на учебный процесс «Моряку Украины» рассказала Елена Тимощук, доктор технических наук, профессор кафедры судовождения и управления судном, директор Киевского института водного транспорта им. Гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного Государственного университета инфраструктуры и технологий.

– Елена Николаевна, результатами вступительной компании довольны?
– На морскую специальность в Киевский институт водного транспорта мы набрали девять групп – судоводителей, судомехаников и электромехаников–на бакалавра, в том числе сокращенного курса обучения, и младшего бакалавра. И две группы речников. Обычно у нас представлена практически вся география Украины: центральная, восточная, южная. В этом году из-за эпидемии большинство студентов составила Киевская область.

Меньше набрали студентов – заочников по причине обязательности прохождения ЗНО в установленный срок. Очевидно, для регулируемых профессий, к которым относится и будущий морской и речной плавсостав необходимо проведение ЗНО с более гибкими сроками, т.к. многие моряки зачастую по независящим от них причинам не могут вписаться в узкие временные рамки ЗНО установленные министерством.
– Есть ли на курсе девушки?
– Конечно, по 2-3 девушки учится на каждом курсе.
Как повлиял карантин на учебный процесс?
– Есть и положительные и отрицательные стороны. Нам всем пришлось учиться учить он-лайн и овладевать цифровыми навыками. Сначала пробовали работать на различных интернет-платформах, сейчас выбрали ZOOM для проведения занятий в форме он-лайн конференции. Также на соответствующих платформах размещаем материал для обучения. Сложнее дело обстоит с лабораторными занятиями. У нас есть возможность дистанционной работы на симуляторах машинного отделения – для механиков и электромехаников, кроме ходового мостика. Поэтому для судоводителей тренажерную подготовку осуществляем малыми группами в соответствии с нормами карантина.
А как проводится контроль знаний студентов?
– У нас действует накопительная система. Студенты осваивают дистанционно тему и зарабатывают баллы, отрабатывают каждую из тем. Это дисциплинирует. Учитывая прогнозы, зимняя сессия тоже будет дистанционная. А дальше – время покажет. Самое главное, чтобы не снижалось качество обучения. Обучение моряков все же должно осуществляться в стенах учебного заведения, это один из главных постулатов дальнейшей правильной эксплуатации флота и его безопасности. Возможно, через некоторое время дистанционное образование моряков приобретет должный авторитет и станет таким же основным, но пока что говорить об этом как о полноценной замене – преждевременно.
Качество наверно зависит от самого студента?
– Не только. Должна быть организация, самоорганизация. Необходимы общие коллегиальные усилия в этом процессе и самих студентов, и преподавателей.
А как насчет практики?
– Мы как работали с нашими партнерами – работодателями, судоходными и крюинговыми компаниями, портами – так и продолжаем.Практическая конвенционная подготовка студентов ведется в соответствии с графиком учебного процесса и требованиями нормативных документов. Из-за карантина многие студенты задержались на своих судах. Если студент обращается к нам с борта судна, о продлении срока практики в связи с задержкой, мы вносим коррективы в его индивидуальный план-график и траекторию обучения. Таким образом, качество обучения не снижается. Один из положительных моментов в этом году – те, кто задержались в рейсах, благодаря он-лайн системе имели возможность полноценно получать знания – посещать пары и сдавать экзамены и зачеты прямо с борта судна.
Что изменилось в административной работе?
– Есть возможность более четко планировать график дня и рабочей недели. Он-лайн удобен при проведении заседаний и прочих мероприятий, для которых физическое присутствие оказалось вовсе необязательным.
Елена Николаевна, вместе с вузом вы шагали в ногу со студенческой скамьи. После преобразований, в чем сейчас его особенность и отличие от других морских вузов страны?
– Да это моя альма-матер. Мой профессиональный путь начинается с 1987-го, закончила Ленинградский институт водного транспорта. Начинала свою трудовую деятельность в деканате на кафедре. Закончила аспирантуру. Прошла путь от ассистента до профессора. Выполняла работу секретаря приемной комиссии, занималась и активно занимаюсь довузовской подготовкой, профориентацией абитуриентов, формированием контингента. До 1996 года мы были в составе Одесской государственной морской академии (НУ «ОМА») в статусе института. Потом путем слияния института, Киевского речного училища и Киевского судостроительного техникума была образована Киевская государственная академия водного транспорта. В 2016-ом, в процессе очередной реорганизации произошло слияние двух высших учебных заведений – нашей академии и Государственного экономико-технологического университета в единый Государственный университет инфраструктуры и технологий. В процессе реорганизации в составе университета было образовано три института: Киевский институт водного транспорта им. Гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного, институт железнодорожного транспорта и институт управления, технологий и права.
Один из ближайших успехов нашего института уже в новом статусе – это то, что мы первые и пока единственные в Украине внедрили образовательные программы подготовки младших бакалавров по морским и речным специальностям плавсостава.
– Сегодня есть спрос на речные специальности?
– Как ни удивительно – спрос есть. Наши внутренние водные пути постепенно оживают. Законодательная база в области внутреннего водного транспорта развивается в благоприятную сторону для подготовки, и не может не радовать. Принят Закон Украины «О внутреннем водном транспорте», который регулирует правоотношения в этой области. Одним из хороших последствий принятия закона – выпускники речного плавсостава с 2022 года будут получать унифицированный европейский диплом, который будет давать право работы по всем внутренним водным путям Европы. И речникам уже не нужно будет отдельно получать свидетельство судоводителя по Днепру или по Дунаю, или т. н. Рейнский патент. Теперь это будет свидетельство судоводителя единой европейской формы. Поэтому в будущем это образование имеет свою перспективу.
В этом году мы набрали две группы судоводителей по внутренним водным путям – на младшего бакалавра и бакалавра. Конечно, контингент моряков гораздо больше. Но мы активно работаем с работодателями. И думаю, что речное образование в ближайшее время займет достойную нишу в системе образования Украины. И постепенно нарастим флот. Хотелось, чтобы у нас было больше отечественных судоходных компаний, оживления судостроения. Это возможно на примере флота «Нибулона» Алексея Вадатурского. Есть все предпосылки, чтобы увеличились объемы перевозок по реке. Главное – упорно идти к цели и действовать.

Инна Ищук
«Моряк Украины», № 48 от 9.12.2020-го

Tags: Киев, Курсанты, Подготовка, Работа в море, Речной флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author