Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Кают-компании по дороге с Марком Твеном

Апаринова, Ильницкий.jpg
Кают-компания «Морская библиотека Одессы», удостоена первой премии имени Марка Твена «Простаки за границей», Союза писателей Северной Америки. О лоцманах на Миссисипи и морских историях говорили 27 ноября в библиотеке № 2 им. К. Г. Паустовского.
DSC_0829.jpg
     Заседание кают-компании «Морская библиотека Одессы», посвященное 185-летию со дня рождения Марка Твена, началось с рассказа заведующей библиотеки № 2 им. К. Г. Паустовского Карины Апариновой о присуждении Международной литературной премии имени Марка Твена «Простаки за границей» Союзом писателей Северной Америки кают-компании за регулярные встречи работников морского флота, писателей и художников - маринистов.
DSC_0839.jpg
- Это заслуга организаторов, журналистов, библиотекарей, писателей, художников, музыкантов – всех, кто принимает участие в нашем проекте, - сказала Карина Викторовна.
К слову, эта премия, вообще- то для кают-компании не первая. Потому что первой была премия Литературного конкурса имени Паустовского.
             
Две сажени Марка Твена


Апаринов.jpg
О Марке Твене - лоцмане и писателе Александр Апаринов, штурман с 30-летним стажем рассказывал, показывал свой видеоролик и даже прочитал два его рассказа:
-  Самюэл Клеменс (Марк Твен) создал целый пласт литературы Америки. Он был лоцманом на реке Миссисипи и одним из первых туристов, кто посетил Одессу и написал о нашем городе. «Свою профессию лоцмана я любил больше всех остальных профессий, которые у меня были впоследствии» - писал Марк Твен. Он устроился лоцманом в поисках заработка в 1857 году «щенком» на судно. Щенки – помощники лоцмана, которые обучались лоцманскому делу в процессе навигации и проводки судов по Миссисипи. Уже через два года он вызубрил всю реку вдоль и поперек. Получил лоцманское удостоверение и стал у штурвала. До 1861 года водил суда с грузами и пассажирами. И собрал коллекцию типов человеческой натуры и истории, которые рассказал в своих книгах. Также, как и Константин Паустовский, который тоже начал писать после того как увидел жизнь в путешествиях. Война Севера и Юга остановила судоходство на Миссисипи. Марк Твен стал журналистом и профессиональным писателем. Свой псевдоним Марк Твен получил, благодаря лоцманскому делу. 3 февраля 1863 года в невадской «Энтерпрайз» появился рассказ молодого журналиста Сэмюэла Клеменса, впервые подписанный псевдонимом «Mark Twain» - «мерка два» - лоцманский термин, означающий безопасный для прохода судов по реке уровень воды, равный двум морским саженям – 4 метра.
Недавно Одесса получила статус - «литературный город Юнеско». И в этом контексте еще один факт заслуживает внимание – посещение Марком Твеном Одессы в 1866-ом году на т/х «Квакер Сити» – первом круизном судне на Черном море, о чем он оставил превосходные записки.

        Лоцманы приближали индустриализацию Америки
Редактор газеты «Моряк Украины», Анатолий Венгрук заметил, что на встрече в кают-компании обещал быть член Ассоциации маринистов Александр Яценко, у которого любимое произведение «Старые времена на Миссисипи». Но ему приходиться разбираться с «модной болезнью» в больнице. Александр просил напомнить, что именно лоцманы приближали индустриализацию Америки. Именно они неистово двигали товарооборот и достигли небывалой динамики торговли, которая примирила споры между Севером и Югом. И Америка получила такое индустриальное величие.
А у нас за 30 лет независимости по главной нашей Миссисипи по Днепру судоходство упало на 98%... Самюэл Клеменс, кстати, создал Ассоциацию лоцманов, сделал лоцманов непререкаемыми специалистами, которых уважала вся Америка и весь мир.

             Три секрета морской журналистики
           Гость кают-компании Константин Ильницкий должен был быть гостем нашей первой кают-компании. Но он был занят все это время в журнале «Порты Украины». Выпустил 200 номеров. И сейчас готовится к новому проекту.
- В ноябре исполнилось 25 лет, как я основал журнал «Порты Украины», - сообщил Константин Ильницкий. – Мне удалось его удачно развить и даже продать до кризиса. За время работы в морской журналистике я объездил 100 стран. Как-то задумался, сколько у нас журналистов, связанных с морем. В итоге мы создали Ассоциацию морских журналистов в сентябре 2015-го, в которую входит около полусотни членов. Издали три сборника «Морская журналистика Украины в лицах и текстах», куда вошли лучшие материалы 30 авторов, - отметил Константин Ильницкий и вручил заведующей библиотеки № 2 Карине Апариновой последние издания. - В них представлены люди морской отрасли Украины. Сейчас готовится четвертый сборник. 

Ильницкий.jpg
        Морская журналистика для Константина Ильницкого началась с газеты «Моряк»,  старейшей морской газеты Одессы, где в начале 20 века работал Константин Паустовский.
- Мне повезло, что я попал в газету «Моряк», - признался Константин Ильницкий. - По профессии я историк. В юности пытался писать рассказы. Приятель привел меня в редакцию «Моряка» в 1983 году. Журналистика - демократическая профессия. Редактор предложил мне попробовать, вдруг получится. У меня сразу получилось. Потому что для журналистики самое важное: во-первых, любопытство, интерес, во-вторых - умение рассказать людям то, что узнал, что понял. Если хочешь разобраться в какой- то проблеме, напиши статью. Вот, например, узнал, что в Одессе иностранные суда не могут получить топливо, забункероваться. Начал наводить справки. И оказалось, что ни в одном порту Украины иностранное судно не может получить бункер. Это все равно, что машина заехала в город, а заправок нет. И, как в лихие 90-е, где-то за городом стоит бензовоз и ведрами можно залить бензин. И у нас получилось, что за 12-мильной зоной дежурят 5-7 бункеровщиков, которые ждут, когда к ним подойдут суда. И они их заправят топливом. Причина в том, чтобы завозить в порт топливо из-за границы и продавать его там, нужно платить пошлину, акцизные сборы. Цена топлива в разы больше, чем за 12-мильной зоной. Конечно, таможенники говорят, что навели порядок, у нас перестали действовать контрабандные схемы. Но зато нет и бункера в портах. Это равносильно рынкам, на которых продавцы демонтируют прилавки. И уходят с рынка.
И еще, в занятии морской журналистикой не последнее обстоятельство - любовь к морю. И я четко помню дату, когда я это понял. Я много плавал как корреспондент газеты «Моряк» в ЧМП, объездил половину земного шара, будучи оформленым  членом экипажей. В рейсах было много впечатлений, историй, которыми хотелось поделиться. Мы шли в Коломбо из Мадраса. Нам сообщили, что в Коломбо очередь, можно не спешить. Стармех предложил капитану, пока хорошая погода, штиль, обесточить судно, чтобы провести ремонтные работы. А я понял, что есть возможность поснимать пароход с воды. Мы спустили шлюпку, мотобот пошел вокруг судна. И тогда я впервые увидел, что такое океанская зыбь. Представьте себе океан-зеркало, которое медленно поднимается зеркальный холм, и ты видишь уже одну надстройку судна. Потом холм медленно опускается.
Еще одно удивительное явление, которое я тогда же наблюдал, нашло отражение в моем стихотворении «Свидетель». Время шло к закату. Солнце светило с противоположной стороны под пароход. И из-под судна струились золотые ленты лучей, как щупальца. Это такая фантастическая картина, которая остается в памяти на всю жизнь, - вспоминает Константин Ильницкий. - И вот, когда я эту историю рассказывал, вернувшись домой, то понял, что люблю море.
13 лет я проработал в газете « Моряк», 25 лет в журнале «Порты Украины». И могу подтвердить, когда занимаешься любимым делом, ты не работаешь, а получаешь удовольствие.

Третьи механики
Как и Марк Твен, в рейсах Константин Ильницкий собирал впечатления и истории, которые отображены в его статьях, очерках, книгах и просто воспоминаниях. 
- В одном из рейсов меня, зам редактора газеты «Моряк» оформили третьим механиком. Кроме меня третьими механиками были оформлены начальники какие-то сотрудники аппарата ЧМП, других смежных ведомств. Пришли мы в Гонконг. Мне так хотелось попасть на берег. На судно поднялась иммиграционная служба. Я прислонился к двери кают-компании, она открыта была, слышу разговор:
- Капитан, почему у вас на борту целых шесть третьих механиков, - спрашивает инспектор.
- Судно сложное, - отвечает капитан. - Один по дизелям, другой по пару...
Нет, - смеется инспектор, - это все КГБ. И всех вычеркивает, оставляя того, кто первым был в списке - настоящий механик. Я мимо пролетел. Возвращаемся из Японии через Гонконг, и тогда уже меня капитан поставил первым в список.

Дважды в раю?
Был еще такой случай. Наш сухогруз стоял в районе Суэца на рейде, и мы смотрели, как в Красное море выходит караван судов из Суэцкого канала. И среди прочих судов - белоснежное шикарное пассажирское судно. В лучах солнца на большой трубе сверкают огромные скрещенные мечи.
Потом на следующий день мы в караване пошли по Суэцкому каналу. Я на мостике, разговариваю с лоцманом. И он рассказал, что как раз вчера был на шикарном "пассажире", выводил его из канала. Это яхта саудовского короля Фахда, она возвращалась из Пирея, где была на ремонте. Лоцман рассказал, что там не только шестиметровые сабли на трубе, но и ручки дверные в каюты из чистого золота. Он своими руками трогал.
А потом говорит, вы знаете, у нас в Египте один журналист брал интервью у короля Фахда. А тот вдруг спрашивает:
- Я столько делаю для людей хорошего: открываю больницы, школы, занимаюсь благотворительностью. Как вы думаете, попаду я в рай? 
-  Нет, ваше величество, - ответил журналист. - В рай не попадают дважды.

Музей ЧМП
В беседе в кают-компании также зашел разговор о ценности портового потенциала Украины. Константин Ильницкий отметил, что в морской отрасли всегда на первом месте флот, а затем уже порты, СРЗ, обслуживающие организации. И поэтому главной темой морского музея для Одессы должна быть история флота ЧМП.
- Несколько лет назад я был на Аландских островах между Швецией и Финляндией. И там есть фантастический музей морского флота, изюминкой которого является эпоха начала 20 века, когда до 1939 года огромные парусные суда ходили по кругосветному маршруту от Аландских островов через Атлантический, Индийский океаны в Австралию. Там загружались зерном и через Тихий океан, мыс Горн, снова через Атлантику возвращались в Европу. Такая же отличительная особенность есть в Черноморском пароходстве, которое в период своего расцвета было вторым в мире (в 1988 году - 302 судна), уступая лишь китайской компании COSCO.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«Моряк Украины», № 47 от 2.12.2020-го
Tags: Библиотека, Венгрук Анатолий, Ильницкий Константин, Ищук Инна, Литература
Subscribe

Posts from This Journal “Библиотека” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author