Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Category:

Яхты для юношей с пятого трамвая

DSC_0460.jpg
30-е заседание кают-компании «Морская библиотека Одессы» состоялось 30 сентября в библиотеке № 2 им. К. Г. Паустовсого. И было посвящено 145-летию Черноморского яхт-клуба. Поэтому говорили о яхтинге, одесситах в яхтенном спорте и даже о Тунисе.

По традиции заседания кают-компании начинаются с отбивания склянок, с тех пор как Международная морская Ассоциация (ИМА) установила в библиотеке настоящую рынду. Лауреаты муниципальной премии К. Паустовского Иван Рябухин, Инна Ищук, Анатолий Венгрук ударили в склянки судового колокола.
Апаринов, Лесков.jpg
Затем презентовали штурвал Морской библиотеки Одессы, специально изготовленный одесским мастером Александром Лесковым. Он украсил главную стену кают-компании.

Агафоников.jpg
Президент Международной Морской Ассоциации Игорь Агафонников подарил старую афишу-плакат о путешествиях в экзотические страны – Ливию, Индию, Австралию.

Кают компания собралась во Всеукраинский День библиотек. Заведующая библиотекой № 2 Карина Апаринова увидела символизм в этом книжном празднике и встрече маринистов, и прочитала отрывок из произведения Константина Паустовского.
Апаринова Кар..jpg

Время больших ожиданий Черноморского яхт-клуба
Гость кают компании, директор Черноморского яхт-клуба (2003-2005г.) Натан Гонопольский поддержал тему творчества Константина Паустовского.
DSC_0395.jpg

– Будучи мальчишкой, я часто прибегал на улицу Гефта, потом она стала называться Черноморской. Там жили мои одноклассники и друзья. Но был ещё один повод. Мы знали, что в начале 20-го века там жил одесский писатель Константин Паустовский, которого здесь очень любили. Я помню в разные времена дом, на нем и сегодня висит мемориальная доска. Я заходил через парадную во внутренний дворик. И там всегда был особый неповторимый одесский дух времени. Для меня Паустовский – один из особых писателей, который оказал влияние на мое формирование. В школе на лето нам выдавали список литературы, обязательной к прочтению на каникулах. И в нем была повесть «Время больших ожиданий». К ней я потом возвращался в жизни множество раз. В моем понимании яхт-клуб – это тоже одно из мест больших ожиданий.

С чего начинался яхтинг в Одессе

Ланжерон.jpg
Сегодня в Одессе уже есть множество стоянок яхт: и на Морском вокзале Одесского порта, и в яхт-клубе «Сосновый берег», где стоит наш «Ланжерон», и в яхт-клубе «Посейдон» на 10-ой станции Большого Фонтана, и в Совиньоне, и в Черноморске. Но есть одно место, наша духовная родина, клуб в котором мы все родились, в известном смысле, место намоленное – «Черноморский яхт-клуб» в Отраде.
Черноморскому яхт-клубу в этом году исполняется 145 лет. Первым яхт-клубом в Одессе был Екатерининский Императорский яхт-клуб – клуб богатых морских традиций, но клуб закрытый и элитарный. Через два года, в 1875-ом году появился более демократичный Черноморский яхт-клуб, доступный всем желающим.
В Черноморском яхт-клубе всегда было, у кого учиться. Меня привел отец, один из технических руководителей Одесского завода фрезерных станков им.С.М. Кирова. Заводская яхта называлась «Дружба». Для начала, у трапа мне сказали снять обувь. Как сыну какого-то начальника, сразу предложили приходить на яхту и заниматься парусом. Но я решил пойти другим путем. Мой первый капитан Светозар Андреевич Воскресенский, работавший на СРЗ № 1, восстанавливал старинную деревянную парусную яхту «Отрада». И мне посчастливилось помогать Светозару Андреевичу в восстановлении и содержании яхты. Рядом с ним я долго и упорно осваивал азы морской и парусной практики.

Кругосветки одесситов
Ещё одним примером для меня стал великий одесский подвижник паруса – Анатолий Яковлевич Верба. Он всю свою жизнь рождал и реализовывал идеи, совершенно неподъёмные и невыполнимые для обычного человека. На яхте ОВИМУ Л-6 «Алмаз» Анатолий Яковлевич дважды выигрывал Кубок Балтийского моря, не раз побежал в Кубке Чёрного моря, на многих отечественных и зарубежных регатах. Мне посчастливилось гоняться с ним в одном классе, и я имел счастливую возможность учиться у него высокому искусству парусных гонок.
А потом он стал одним из инициаторов участия отечественных яхтсменов, в том числе и членов Черноморского яхт-клуба, в наиболее престижной кругосветной гонке Whitbread на яхте «Фазиси (Fazisi)» с алюминиевым корпусом, спроектированной в Одессе, построенной на отечественных верфях. Фактически эта регата – вершина парусного спорта, ныне «Вольво Оушен Рейс».
Яхту доставили в Англию, порт Саумгентон, на самолете “Руслан”, откуда она и стартовала. В первом этапе «Фазиси» пришла шестой в Уругвай, уступив лишь пяти яхтам, имеющим миллионные бюджеты, большой спортивный опыт океанских плаваний и время для подготовки к гонке. Далее, несмотря на многочисленные сложности и трагический уход из жизни первого капитана «Фазиси» – Алексия Грищенко, команда не сдалась и решила продолжить гонку. Следующим капитаном яхты стал Анатолий Верба. Он довел гонку практически до конца. И сразу же взялся строить яхту «Одесса», а через четыре года пошел на ней в следующую кругосветную гонку Whitbread по случаю двухсотлетия любимого города. И это он сделал, преодолев запредельные трудности, проблемы и нагрузки. И сегодня среди нас живёт его продолжение в виде ярких и талантливых одесситок Юли и Леси Вербы. Это и есть лучшая память нашему прекрасному земляку, прославившему наш город и Черноморский яхт-клуб на весь мир.

Штрихи истории
Развитием яхт-клуба долгое время занималось Черноморское пароходство, а потом и Одесский порт. В 1973-ем, в недостроенном тогда еще яхт-клубе в Отраде, была организована выставка польской компании Navimor, на которой были представлены лучшие на то время образцы парусных яхт. Приехавший на выставку легендарный начальник ЧМП Алексей Евгеньевич Данченко, увидев все это великолепие, не колеблясь, решил купить всю выставку, что и положило начало формирования одесского флота крейсерских парусных яхт. Очень многое сделал для развития инфраструктуры яхт-клуба Одесский порт. Кроме того, Одесский порт приобрел легендарную парусную яхту «Маэстро» и содержал ее долгие годы. Яхта участвовала во многих отечественных и зарубежных регатах самого высокого уровня, в которых побеждала и неоднократно завоевывала призовые места. И сегодня Одесский порт поддерживает сильнейшую команду яхтсменов под руководством известного одесского капитана и гонщика Олега Сташкевича.
Ещё одной базой формирования парусного флота и развития яхтинга в Одессе стал Одесский институт инженеров морского флота (ОИИМФ).
Легендарный одесский яхтсмен, заведующий кафедрой физвоспитания водного института Константин Михайлович Прохорович утвердил в Минморского флота постоянную квоту на приобретение и финансирование тринадцати вымпелов парусных яхт. С тех пор на яхтах «Водного» получили возможность ходить все, кто хотел заниматься парусным спортом. Парусная школа одесского водного дала городу таких замечательных яхтсменов, как Генрих Иттер, Юрий Казаков, Тамара Поветкина, Владимир Фарварчук и многих-многих других. Очень многое сделали для развития одесского яхтинга ректоры Водного Юрий Воробьёв и Ирина Морозова.
Потом в яхт-клуб пришел Сергей Пугачев и группа компаний Трансбункер. Сегодня у руля новое поколение и новая волна яхтсменов. Очередное время больших ожиданий.
Но есть главное, – яхт-клуб продолжает свою жизнь и свою славную историю.
В Черноморском яхт-клубе всегда были люди, одержимые высокой идеей хождения под парусами. Это были и есть люди разных профессий – ученные, инженеры, врачи, высококвалифицированные рабочие, художники и музыканты. В любом случае, Черноморский яхт-клуб всегда был и остаётся клубом пассионариев и одним из прекрасных мест нашего города.

Философия яхт-клуба Натана Гонопольского

DSC_5011.jpg
– С 2003 по 2005 год и мне тоже представилась счастливая возможность послужить Черноморскому яхт-клубу и что-то для него сделать. Далеко не все из задуманного нами тогда получилось, но еще один шаг вперед при поддержке Одесского порта был тогда сделан. Главной философией клуба на том этапе мы постарались сделать его общедоступность для всех одесситов, независимо от их социального статуса и материального положения. Мне тогда было, да и сейчас остаётся принципиально важным, чтобы любой мальчика, приехавший на пятом трамвае, сбежавший вниз по лестницам с Французского бульвара в Отраду, имел возможность выйти в море под парусами. В итоге мы добились стоянки в яхт-клубе 187 вымпелов, многие из которых стояли по социальным ценам. Тогда все могли держать свои яхты в Черноморском яхт-клубе благодаря поддержке Одесского порта. Сегодня это совершенно невозможно, увы.
Ну и самое главное. Яхтинг – это неповторимая школа не только для моряков, но и вообще для разносторонних и самодостаточных личностей. Мы берем одесских мальчишек и девчонок, и через несколько лет делаем из них сильных и ярких людей. После первой же ночи в открытом море, после первой же штормовой гонки к ним приходит ясное осознание того, что есть небольшая лодка, есть команда, и есть ты. И только от тебя зависит, приведёшь ты в составе команды яхту к цели и к победе, или нет. Только от тебя. И неважно, кто твой папа, кого ты знаешь, кого он знает и сколько там денег осталось на берегу. В море все это совершенно не важно. Есть только ты, твой капитан, твоя яхта и твои паруса. И, конечно же, Всевышний, без которого не происходит вообще ничего – подытожил Натан Гонопольский.
Тунисские марины
DSC_0405.jpg
Кают-компанию посетил глава Тунисской диаспоры в Украине, медик-офтальмоног Тарек Алоуи. Он познакомил маринистов с традициями яхтинга в Тунисе, на Средиземноморском побережье. Яхтсмены приходят в Тунис увидеть древний Карфаген, памятники древнеримской архитектуры, арабскую культуру и европейский сервис. Тарек сообщил, что Тунис заинтересован в экономическом и культурном сотрудничестве с Украиной, открытии посольства в Украине.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«Моряк Украины», № 40 от 14.10.2020-го
Tags: Библиотека, Венгрук Анатолий, Гонопольский Натан, Ищук Инна, Яхты
Subscribe

Posts from This Journal “Гонопольский Натан” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author