Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Игорь Баранов: «Настоящий капитан – это рыбацкий капитан»

2-й пом. кап-на НИС Персей-2, Мурманск, 1955 год.jpg
17 августа исполнилось 90 лет капитану дальнего плавания, заслуженному работнику промышленности УССР Игорю Алексеевичу БАРАНОВУ.  Он стоял на мостике самого современного на то время в мире траулера-консервщика «Анатолий Халин», был капитаном-директором флагмана рыбопромыслового флота СССР, крупнейшего плавучего рыбзавода РПБ «Восток», генеральным директором ЧПОРП «Антарктика».
Игорь Алексеевич больше слушает, чем говорит, улыбается и отвечает односложно. Мы прыгаем с темы на тему и очень скоро понимаем, что наша встреча может закончиться ничем. А хотелось и мифы многие о китобоях развеять, понять специфику промысла, узнать о возможностях океанического лова в нынешней Украине. Как-то, незаметно для нас Баранов перебрал беседу на себя и дальше мы уже подруливали в том фарватере, которым рулил человек-легенда по кличке «Баранопарт». 

Дважды моряк
1951 курсант ХМУ.jpg
На последнем курсе Херсонской мореходки Игорь Баранов участвовал в очистке от мин Азовского моря и Керченского пролива. После весь курс был распределен в Мурманск, поработал он в Тралфлоте, в Мурмансельди, в ПИНРО. В 1957 году, в 27 лет стал капитаном НИС «Академик Берг».
1959г НИС Академик Берг.jpg
Тогда-то с ним приключилась весьма примечательная история. В Северном море шли учения стран НАТО. Из-за с урагана участники учений ушли в порты Норвегии. А Баранову приглянулся оставленный ими радиоакустический буй. Точнее, его антенна, которая весьма пригодилась бы к приемнику в недавно купленной им «Победе». Даже волны не помешали рыбакам выловить этот буй.
– Я знал, что в эти буи устанавливали взрывные устройства с часовым механизмом, чтобы они самоуничтожались, – вспоминает Игорь Алексеевич. – Потому приказал оставить буй на полубаке. Он до следующего дня не взорвался, так что я смог его спокойно разобрать. Антенну взял, а запаянную в пластик начинку, состоящую из разных схем, бросил в ящик в каюте. Потом оказалось, что этот буй позволял обнаруживать подлодки и передавать их пеленг, и за ним охотилась советская разведка. За то, что раздобыл это сверхсекретное устройство, получил благодарность от Совета министров СССР (правда, там не указали истинную причину ее получения, а написали – за участие в переписи населения).
В 1960 году «Академик Берг» становится на длительный ремонт, а Баранова командируют в группу по переоборудованию китобойцев в рыболовецкие суда. Грядущий мораторий на добычу китов делал ненужными как уже построенные, так и находящиеся в стадии строительства китобойные суда. Курировали группу министр РП СССР А.А. Ишков и председатель Госкомитета РП УССР И.Ф.Денисенко. И чтобы не терять время, министр дал указание без всяких согласований изготавливать оборудование на СРЗ №1 в Одессе. Чертежи и эскизы, утвержденные четырьмя подписями членов группы, сразу шли в работу. Благодаря такому подходу задача по переводу китобойца в рыболовецкое судно была решена всего за 4 месяца.

Под честное слово советского капитана

восток (2).jpg
14 марта 1972 года капитан Баранов вывел РПБ «Восток» в первый экспериментальный рейс. РПБ несла на борту 14 траулеров, способных вести самостоятельный лов рыбы. После переоборудования на борту работало три консервных завода, производящих 50 млн. банок за рейс. Однажды шведский лоцман испытал настоящий шок: он никогда не видел команду, в которой было 29 капитанов – сам Баранов и 28 капитанов траулеров (по 2 на каждый из 14, находящихся на борту). Он даже попросил фото на память.
Поскольку цех по производству алюминиевой ленты, из которой делали консервные банки, в Украине был только один, нависла угроза остановки работы РПБ «Восток». Капитан Баранов не оправдал бы свое прозвище «Баранопарт», если бы не нашел выход, более похожий на авантюру или отчаяние человека, приговоренного к смертной казни.
Зайдя в Лас-Пальмас во времена правления там Франко, он договорился с местным предпринимателем, что тот закупит в Финляндии и Германии необходимое оборудование и будет делать банкотару для упаковки рыбы. А чтобы процесс шел быстрее, оставил в Лас-Пальмасе своего зама по производству.
1973 г.Баранов в каюте Востока.jpg
Рисковал тогда Баранов не только партбилетом – оставить офицера в стране, где правит фашистский режим. Да еще и рассчитываться за выполненную работу придется по линии Соврыбфлота валютой, о чем еще предстояло договориться. Подобное грозило закончиться тюремным сроком по обвинению в госизмене.
Но, судя по всему, за бесконечную любовь к морю и рыбному промыслу ангелы-хранители всегда оберегали Игоря Алексеевича. Банки были изготовлены вовремя, «Восток» избежал простоя, а испанский партнер-предприниматель построил свой крепкий бизнес: он потом продавал банки рыбакам из разных стран и стал очень богатым человеком. Да и на самом «Востоке», вопреки запрету, оборудовали все-таки свой цех и изготавливали банки прямо на борту.
Подобную практику Баранов хотел воплотить, когда работал на болгарских судах, обучая местных рыбному промыслу, но не получилось. Под честное слово мог закупать все необходимое только советский капитан. А вот представителю Болгарии, когда он зашел в один из портов пополнить запасы продовольствия, заявили о необходимости предоплаты, хотя знали его давно. Тем не менее, успешное наставничество Баранова в Болгарии было отмечено орденом «Знак Почета».

С мечтами о будущем
Игорь Алексеевич считает, что мораторий на отлов китов обоснованным не был. В этом решении было больше политики, нежели понимания ситуации. Ведь если китобойный промысел велся столетия, то кто ответит на вопрос, что произойдет с его прекращением?
Одно из самых болезненных воспоминаний Баранова было, когда он, будучи на пенсии, узнал, что «Восток», еще полное сил судно, уводят в Турцию на слом. Люди работали на борту целыми династиями. В свое время, как капитан, Игорь Алексеевич даже браки регистрировал. И семьи, рожденные в море, были крепкими, настоящими. Востоковцы до сих пор встречаются на День Рыбака, хотя судна нет уже 23 года. «Антарктика» оказалась в долгах, и не только люди (в объединении работало 13,5 тысячи человек), но и суда были обречены остаться не у дел. Хотя сегодня уже не вызывает сомнений, что мог быть найден другой путь решения проблемы. Но тех, кто принимал решение, интересовали только деньги. Потому разогнанное до максимальной скорости судно выбросили на турецкий берег, чтобы оно уже никогда не смогло отойти от причала.
Игорь Алексеевич с грустью вспоминает недоумение его испанского партнера, который выручил с консервными банками. Тот говорил: «Что это за бизнес у вас такой странный? Суда режете на металлолом, ваших моряков нанимают наши и платят им половину зарплаты, так как они не члены профсоюза. А рыбу потом вы же покупаете уже по мировым ценам». Что мог ответить бывалый капитан? Он и сам до сих пор не может понять, как можно было не сохранить объединение «Антарктика», стоимость основных фондов которого оценивалась в миллиард долларов! Колоссальные деньги по тем временам! Не сохранить прообраз плавучего города – РПБ «Восток». Кроме мороженой рыбы, консервов, рыбной муки, объединение добывало еще агар-агар. Произведенный из него мармелад полностью экспортировался во Францию…
Но заканчивать разговор на минорной ноте нам все-таки не хотелось.

– Игорь Алексеевич, способна ли Украина возродить рыбопромысловый флот?
DSC_0385.jpg
– Да. Траулеры построить еще можем. Есть еще опытные рыбаки – тралмастера, технологи. По нормативам Всемирной организации питания каждый человек в год должен съедать порядка 18,5 килограмма океанической рыбы. Речная, прудовая не содержит тех элементов, которые есть в рыбе океанической, и они очень нужны человеческому организму, жирные полиненасыщенные кислоты, в частности. Но при этом надо понимать: во всем мире рыбопромысловый флот дотируется. И делается это во имя обеспечения здоровья людей.
К сказанному бывалым морским волком нечего добавить. Действительно, очень хочется, чтобы Одесса была не только городом у моря, а городом с современным морским торговым и рыболовецким флотом. Она ведь помнит, как это было. И тоже мечтает о возвращении к ее причалам судов под нашими флагами.

Светлана Маршина, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 32 от 19.08.2020-го



Tags: Венгрук Анатолий, Даты, Ищук Инна, Капитаны, Рыбаки
Subscribe

Posts from This Journal “Капитаны” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author