Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

ПАМЯТИ КАПИТАНА МИХАИЛА ЛАНДЕРА

Ландер Михаил.jpg
Роман Моргенштерн, зам. главы СК «Урферри» на своей странице в сети Фейсбук разместил печальное известие о смерти легендарного капитана ЧМП Михаила ЛАНДЕРА. Вот цитата:
26 июля позвонил капитан Александр Назаренко. Он с начала 1990-х годов живет в США, во Флориде, в городе Джексонвил. Онн сообщил, что, 21 июля во Флориде ушел из жизни его друг, другой известный одесский моряк-капитан и литератор, прошедший Великую войну Михаил Ландер. Александр Николаевич написал некролог, который он попросил с любезного согласия редакции газеты "Наша Флорида" опубликовать для одесситов:

"21 июля, 2020 г. на 95-ом году ушел из жизни замечательный человек, семьянин, добрый и отзывчивый товарищ - капитан дальнего плавания Михаил Ландер.
Хочу воспользоваться возможностью через мою любимую газету НАША ФЛОРИДА вспомнить далекий 1944-й год, в только что освобожденной Одессе, когда я, 10-летний мальчишка, сидел на старой крепости в Александровском парке и вместе с сотнями одесситов, как зачарованный,наблюдал, как деревянные тральщики разминировали акваторию Одесского порта. Огромные столбы песка, ила и воды взмывались под кормой тральщиков на 20-ти метровую высоту. Надо иметь стальные нервы и огромное мужество, ежеминутно рискуя своей жизнью, чтобы делать эту работу. И эту работу выполнял 18-летний Михаил Ландер, который в 15 лет пошел защищать свой дом, свою семью, свою любимую Одессу-маму. Благодарные одесситы никогда не забудут подвиг смелых и отважных ребят, одним из которых был Миша Ландер, потому что Одесский порт вновь заработал только благодаря их усилиям.
Михаил Ландер прожил интересную, полную приключений жизнь. Он выстоял и наперекор всему стал первоклассным капитаном.
Царство тебе небесное, мой дорогой друг и соратник.

Бывший капитан пассажирских лайнеров
“Аджария” и “Шота Руставели” Александр Назаренко



ВТОРОЙ ПОСЛЕ БОГА
«Это море нас вовсю качало;
это море часто было злым,
только если все начать сначала,
снова свою жизнь связал бы с ним».

Тот летний день 18 июня 1940 года стал едва ли не главным в моей жизни: я был зачислен курсантом Одесской Военно-Морской спецшколы. С тех пор с морем не расставался. Даже военное лихолетье не отбило у меня любовь к морю.
Когда я перебираю свои архивы (это записи на клочках бумаги, всякие вырезки из газет и журналов, блокнотные страницы), мне кажется, что я что-то упустил, не дописал. Все течет и все меняется – таков необратимый закон жизни. Уходят в прошлое родные лица, исчезают друзья и знакомые. В доме, где живешь много лет, появляются новые, все вокруг молодеет. Так устроен мир. И этому нужно радоваться. Вечны только смерть и налоги.
Но часто люди, получившие образование по одной специальности, в жизни занимаются совсем другим. И примеров тому достаточно. Я счастлив, что с детских лет до глубокой старости не изменил своей, избранной с детства, профессии, и не дал ей превратиться в ремесло, ибо это гибель мечты и призвания.
Добраться до капитанского мостика – ой, как не легко, а удержаться на нем еще сложнее. Этот путь очень труден и все время требует совершенства. Глядя с высоты прожитых лет, я не сожалею о выбранном пути. Я повидал весь мир, увидел то, что простому смертному и не снилось. Я дважды обогнул земной шар, четырежды пересекал экватор, командовал грузовыми и пассажирскими судами. Я счастлив, что полгода командовал одним из крупнейших парусных кораблей мира – четырехмачтовым барком «Крузенштерн», сбылась мечта моего детства.
Незабываемый рейс под парусами из Балтики на Черное море вернул меня в эпоху парусного флота, во времена Стивенсона и Конрада.
Жизнь подарила мне знакомство с замечательными людьми и умению с ними общаться. С первых лет капитанства мои мудрые наставники учили (и я это усвоил): главное – это люди. Создать дружный экипаж очень нелегко – на это уходит более года.
Вся трагическая история мореплавания выработала единое правило: для безопасности нужна жесткая (иногда жестокая) дисциплина и подчинение, сосредоточенное в одних руках. В руках капитана. Но и власть капитана ничего не стоит, если люди не поверят ему. Поэтому, чтоб стало понятно, подчеркиваю: главное в морской службе – это не грузы и не пароходы. Главное и бесценное – это люди, экипаж или команда – называйте как угодно – но люди. Эти люди доверяют свою жизнь капитану. Его авторитет дорого ценится и идет впереди него. Авторитет не купишь и не подкупишь. Приобретается долго – теряется мгновенно. Издревле на флоте говорят: «Тhе Cарtain second after God» (капитан второй после Бога), а во времена парусного флота моряки, подписывая контракт о найме (hire-contract) молились «Trust my Life to God and Captain» (доверяю жизнь Богу и капитану). Такова мировая практика.
Слово «капитан» происходит от латинского «капута» – голова. Таких полномочий, как капитан в море, не имеет ни один чиновник на земле, но зато и спрос огромен. Во всех странах устав службы на коммерческом флоте одинаков и построен на единоначалии. В силу этого, он не имеет ничего общего с демократией или конституцией и не учитывает ни национальные, ни религиозные особенности. Все действия капитана уложены в двух глаголах – «обязан» и «должен» и один раз только «может». О первых говорить не буду, а о втором – кратко. В случаях чрезвычайного положения, капитан может собрать судовой совет, выслушать мнение всех офицеров, но сделать по своему. И решение, каким бы оно не было, обжалованию не подлежит. Самая неприятная статья для капитана – № 32 (Греция, Германия, Болгария, Польша и др.). Она гласит: «Отсутствие капитана на судне, не снимает с него ответственности за происходящее на нем». Очень скользкая статья.
Да, в море капитан польузется неограниченной властью. Но пользоваться ею нужно очень осторожно, уважая чужую личность, иначе можно скатиться к самодурству. Были и такие примеры. Посмотрите замечательный американский фильм «Мистер Робинсон».
Содружество капитанов очень прочное и спаяно в лучших мировых традициях. Я горжусь своим членством во Всемирной Ассоциации Морских Капитанов. И хотя мои помощники, ставшие капитанами, многие уже на пенсии, меня помнят до сих пор. Помнят и матросы и боцманы. Звонят из Канады, из Новой Зеландии, из Германии… из многих стран мира и, к сожалению, все реже из Одессы.
Спасибо, друзья, за память! Но особенно мне приятно, что имя мое занесено в Морскую Энциклопедию. Выходит, остался на море и мой след. Значит жил не зря.

Ревут, ошалев, океаны,
Приказ отстоятся не дан,
Не правы всегда капитаны,
Во всем виноват капитан.
У льда надломилась граница
У бортпроводницы роман,
В Бискайском от зыби не спится –
Во всем виноват капитан.
И лоции – наши кораны –
Порой допускают обман,
Не правы всегда капитаны,
Во всем виноват капитан.
За ропот разлуки кандальной,
За век, что в морях коротал –
Голову с плеч капитану,
Да здравствует капитан!
А если минуты настанут,
Когда уже все по нулям,
Чтоб имя твое не трепали,
Старайся не всплыть, капитан.
Михаил Ландер
капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.
«Флорида», 1.08. 2017

http://www.florida-rus.com/2017/08/vtoroj-posle-boga#more-11621

СПРАВКА ВСЕМИРНОГО КЛУБА ОДЕССИТОВ:
22 июля  ушел из жизни Михаил Ландер КАПИТАН (именно с большой  буквы)

Родился в 1926 году.
К началу войны заканчивал морскую спецшколу в Одессе и проходил практику на тральщике, с которым и ушел в 1941 году в Севастополь.
Трудно даже перечислить боевые, трудовые эпизоды, которыми по праву может гордиться капитан Михаил Исаакович Ландер.
Он защищал Одессу и освобождал ее. Он высаживал десанты в Керчи и Новороссийске.
Ходил Северным морским путем и осваивал пассажирскую линию '' Одесса – Хайфа”
Был капитаном, стал писателем, был военным моряком, стал водить пассажирские суда.
Попадал в экстремальные ситуации, но всегда помнил – '’Ты одессит Мишка, а это значит . что не страшны тебе ни горе, ни беда …''
Он был близким другом Всемирного клуба одесситов с 2003 года. Печатался в изданиях Клуба (в альманахе  “Дерибасовская – Ришельевская'’’ и газете ‘’ Всемирные  одесские новости’) Написал множество рассказов и издал несколько книг. 
Леонид Рукман,
зам. директора Всемирного клуба одесситов
Tags: Капитаны, Личности, Память, Потери
Subscribe

Posts from This Journal “Память” Tag

promo moryakukrainy july 25, 21:11
Buy for 10 tokens
Дни памяти Константина Паустовского (умер 14.07) - растянулись на целую неделю. Сначала Одесса встречала литературного секретаря Паустовского Валерия Дружбинского. Затем кают-компания «Морская библиотека Одессы» посетила Санжейский маяк, где писатель отдыхал летом 1960 года.…
Comments for this post were disabled by the author