Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

«Зеленый порт» Ольвии

Татьяна Белопольская.jpg
В зоне ответственности капитании СМП Ольвия почти два десятка миль Днепро-Бугского канала, берега которого активно осваивают несколько частных портов и терминалов. Проходит здесь около 2,5 тысяч единиц флота ежегодно.

В такой динамике порт хочет знать не только какое загрязнение произошло, но и понять, где, в какой момент и на каком участке оно случилось, чтобы после локализации последствий не тратить время на поиски причин возникновения. Проект назвали «Зеленый порт» и его уже активно реализовывают.

После четырех лет работы над пилотнымконцессионным проектомна базе порта здесь не успокоились и задумали новый амбициозный эксперимент. Филиал «Ольвия» ГП «АМПУ» намерен сделать первый экологический порт в Украине. Начальник отдела экологической безопасности, Татьяна Белопольская 27 лет работает в порту, а с 2004 года экологом. И хорошо знает, какую нагрузку испытывает воздух и воды акватории в связи с ростом районов перегрузки и увеличения флота.


Белопольская.jpg
– Одной из главных задач администрации морских портов Украины является создание и поддержание положительного природоохранного имиджа предприятия на национальном и международном уровне, а также постепенное присоединение ведущих портов Украины к сообществу «зеленых» портов Европейского Союза, по соответствию наших портовых структур современным требования экологической безопасности европейских государств, – говорит Татьяна Белопольская.
– Учитывая то, что большинство украинских портов расположены в промышленной зоне приморских городов на побережье Черного и Азовского морей – существенным фактором их дальнейшего стабильного развития является уменьшение производственной нагрузки на окружающую природную среду регионов. В законе «О морских портах Украины» очерчены и подлежат первоочередному выполнению задачи по обеспечению экологической безопасности для всех заинтересованных сторон на территории и акватории морских портов. И сегодня по инициативе руководства ГП «АМПУ» предложен проект внедрения системы экологической безопасности «Зеленый порт» на объектах СМП Ольвия в тестовом режиме.

 В первую очередь это мониторинг – система наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории и акватории морского порта, – объясняет специалист эколог. – Критериями оценки состояния окружающей среды служат показатели качества поверхностной воды и атмосферного воздуха. Сейчас устанавливаем датчикна маяке в торце причала № 5, который будет измерять 12 показаний атмосферного воздуха в рабочей зоне: температура, влажность, шум, углекислый газ, формальдегид, озон, пыль, летучие органические соединения. Результаты измерений в режиме «онлайн» выводится на монитор компьютера. Нам важно знать, как производственная деятельность влияет на чистоту атмосферного воздуха.

– Также ежеквартально отбираем пробы поверхностного слоя воды в зоне производственной деятельности порта в 4 точках и ежемесячно в фоновой точке акватории, полученные результаты анализируем. В планахразвития системы мониторинга поставить датчики на причалах, которые будут реагировать на наличие нефтепродуктов в воде, по примеру портов стран Балтии. Это даст возможность быстрее выявлять загрязнения ипринимать меры по их ликвидации. Тем более, что у нас в регионе большая скученность терминалов и портов.
Деятельность любого порта, а особенно комплексы по перегрузке нефтепродуктов и растительных масел, несмотря на все предупредительные меры, может приводить к разливам загрязняющих веществ. Поэтому порты относятся к объектам, аварии на которых, могут привести к существенному воздействию на морскую среду.

Несмотря на то, что судовладельцы и портовые власти придерживаются норм и правил Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) и осуществляют меры, предусмотренные соответствующей конвенции, аварийные разливы пока еще не прекратились.


Первоочередная задача администрации морских портов Украины быть готовыми к локализации и ликвидации любого вида разлива. С учетом того, что в номенклатуре грузов, перегружающих в портах Украины нефтепродукты и растительное масло, это становится особенно актуально. Поэтомупредлагается рассмотреть создания региональной системы для обеспечения локализации и ликвидации разливов загрязняющих веществ на базе филиала «Ольвия», которая будет включать оптимальный запас средств необходимых для быстрогореагированияна крупные аварийные разливы.Мы предлагаем установку в порту определенного количества контейнеров, наполнение которых будет одинаковым, а именно в одном контейнере разместить 250 м.п. бонового заграждения, 120 кг сорбента или сорбирующих бонов. 

В 2017-ом, благодаря усилиям начальника филиала «Ольвия» ГП«АМПУ», мы приобрели500 п.м.боновых заграждений. В случае разлива возможноперекрыть акваторию одного из ковшей акватории порта. Также нами было приобретено оборудование длясбора нефтепродуктов с поверхности воды «скимер». Если происходит разлив, ограждаем участок разлива бонами и собираем «скимером» нефтепродукты, – поясняет эколог.

Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78 установлены определенные ограничения по сбросу отходов и загрязняющих веществ в окружающей природной среды или полный запрет таких сбросов, в пределах особых районов отмеченных конвенцией, к которым принадлежит Черное море. На национальном уровне запрет в отношении сброса отходов и остатков груза с судов установлен Правилами охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения, утвержденных постановлением КМУ от 29.02.1996 № 269, Порядком предоставления услуг по обеспечению предотвращения и ликвидации разлива загрязняющих веществ в морских портах Украины, утвержденного приказом Министерства инфраструктуры Украины от 21.08.2013 № 631, Порядком взимания и размеров ставок портовых сборов, утвержденного приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27.05.2013 № 316.

Филиал «Ольвия» обеспечивает прием с судов и передачу на плавучие или береговые очистные сооружения мусор с судов, и воды, содержащих загрязняющие вещества, образующиеся на судах.

Прием судовых отходов (вод, содержащих загрязняющие вещества, и мусора) в специализированном морском порту Ольвия осуществляется по договорам с подрядными организациями и силами судна ПС -355 Николаевского филиала ГП «АМПУ».
Сегодня порт Ольвия – коллективный член украинской академии экологии безопасности человека и природы, имеет ряд грамот и наград за экологическую деятельность.

– Бугский лиман является уникальной водной системой по своей рыбохозяйственной ценности является водоемом 1 категории, – отмечает Татьяна.
– Кроме мест добычи рыбы, тут расположены нерестилища. Большие мелководья со средней глубиной около 2 м вдоль обоих берегов лимана служат нерестилищами для пузанков, тарани, густера, леща, судака, рыбца, окуня, карася, тюльки. Сюда заходят впериод нагула такие редкие виды, угорь, вырезуб, шемая.

Поэтому так важно сохранить эти природные богатства, наряду с ведением хозяйственной деятельностью предприятия, – подытоживают наши собеседники.

– А это возможно только с соблюдением требований природоохранного законодательства Украины, проведением мониторинговых исследований и оценки влияния хозяйственной деятельности порта на водный объект, чем и занимается наш отдел, -говорит Татьяна Белопольская.


Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«Моряк Украины», № 27 от 15.07.2020-го
Tags: Венгрук Анатолий, Ищук Инна, Октябрьск, Ольвия, Порты, Экология
Subscribe

Posts from This Journal “Ольвия” Tag

promo moryakukrainy july 25, 21:11
Buy for 10 tokens
Дни памяти Константина Паустовского (умер 14.07) - растянулись на целую неделю. Сначала Одесса встречала литературного секретаря Паустовского Валерия Дружбинского. Затем кают-компания «Морская библиотека Одессы» посетила Санжейский маяк, где писатель отдыхал летом 1960 года.…
Comments for this post were disabled by the author