Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Капитан Орел – «В морях твои дороги, моряк!»

DSC_0362.jpg
Только по праздникам иногда вспоминают, что 90% товаров в мире доставляют моряки. И шутят, что «море их дом родной». Они привыкли все решать в море самостоятельно. И здесь, на берегу Иван Орел, капитан СМП «Ольвия» тоже знает свое дело у штурвала морской безопасности. О моряках «старой гвардии», молодых (а у него в семье три штурмана и один механик), о требованиях к безопасности в эпоху перемен накануне Международного дня моряка говорили с Иваном Игнатиевичем, капитаном старой закваски, как говорится

Иван Орел, капитан порта, имеет более 45 лет морского стажа, 15 лет плавания на судах ЧМП. Родом из Одесской области, воспитывался в интернате, который закончил с золотой медалью.
Сначала я хотел быть летчиком, – вспоминает Иван Орел.
– Дома у меня не было. Поэтому думал всю жизнь странствовать. Но в интернате одноклассник показал проспекты Ленинградской вышки с парусниками. Мы, мальчишки, загорелись стать капитанами. И я поехал в Одессу.

Поступил в ОВИМУ в 1973 году. Мне как отличнику это легко далось. А потом были интересные лекции, занятия с преподавателями-практиками. После каждого курса – рейсы на учебно-производственных судах. Мы учились на практике и накапливали опыт. И лучшей школы обучения морской профессии в мире не было. На третьем курсе женился. Чтобы обеспечить семью, подрабатывал докером в одесском порту, кочегаром на судне. А когда уже получил диплом, пошел матросом на теплоходе «Грузия».

Затем уже плавал на пассажирах штурманом. Работал на теплоходе «Адмирал Нахимов», «Федор Шаляпин», «Одесса», «Дмитрий Шостакович». Особой школой стало общение с известными капитанами: Виктор Чернышов, Владимир Шабанов, Анатолий Гарагуля, которые передали свои навыки и мастерство своим примером. В 1994-м стал капитаном.

В морской биографии капитана Ивана Орла были и жестокие штормы, и спокойные штили, не раз попадали в циклоны. Участвовали в боевых операциях, когда судно сопровождала подводная лодка. Работая на «пассажирах», Иван Игнатьевич общался с известными артистами и политиками. Был в рейсах с Владимиром Высоцким, Элиной Быстрицкой, Ефимом Шифриным и многими другими.
– Сколько себя помню, все время был в море, – говорит Иван Орел. – Без моря не представляю своей жизни.
А на берегу его встречала и поддерживала его семья. Жена тоже работала на благо морской отрасли, в ЧМП в рассчетно-кассовом отделе. Два сына пошли по стопам отца, став штурманами. Внук учится на третьем курсе Морского университета на механика.

Когда за спиной никого – ты, пароход и море!
– Я смотрю на молодых моряков и вижу, как поменялся подход к нашей морской профессии, – отмечает Иван Орел. – Сегодня моряки больше работают как операторы судна. Нас же учили ориентироваться по секстанту, по звездам, солнцу. Когда появились радары, начали цепляться за берега. Мой старший сын был вторым помощником у меня на судне.
Я заставил его рассчитывать маршрут, время прихода в точку, показал все нюансы. Штурман должен обращать внимание на все мелочи. Быть, в своем роде, педантом.
Потому что на флоте нет мелочей. Как говорил мне старпом, наша жизнь скреплена кровью наших погибших товарищей. Поэтому все наставления штурманской службы должны четко выполняться. Мы были в полувоенном состоянии.
Никто не умел так сражаться за живучесть судна, как наши моряки. Наших моряков отличала психологическая устойчивость. Сказали – должен выполнить! В рейсе механики зачищали цилиндры, чистили трюма и танки. Много работы делали бескорыстно. Мы были готовы к тому, что нужно выполнять все, когда за спиной нет никого. Ты, пароход и море!

Школа ЧМП была лучшей по прохождению ступенек роста. И это была большая семья, дружная, крепкая, профессиональная. Именно на ее базе в 90-х была создана служба безопасности мореплавания Украины (Госфлотинспекция) такими капитанами, как Третьяк, Чайковский, Низавитин. Эта система позволила на уровне мировых стандартов, закрепленных в международных конвенциях поддерживать контроль над безопасностью. И оправдала себя временем, – подчеркивает Иван Игнатьевич.

Зона ответственности протяженностью 19 миль
У Ивана Игнатьевича под крылом – хоть и небольшая, но сплоченная команда.
Надзорные функции за безопасностью мореплавания в зоне ответственности от ПРДС Русской косы   до Сиверсова маяка (19 миль) выполняет служба капитана морского порта «Ольвия».
– Участок реки Южного Буга, где расположены порт «Ольвия», ООО «Днепро-Бугский морской порт», ООО МСП«Ника-Тера», ООО «Компания» «Евровнешторг», ООО «СЗ «Океан», входит в зону ответственности капитана порта «Ольвия», – показывает на карте заместитель капитана порта, а сейчас начальник отдела ГП «Морречсервис» Николай
Назаренко, военный моряк с большим опытом и стажем работы.

Николай Назаренко.jpg
– В капитанию порта «Ольвия» едут агенты агентирующих компаний со всеми вопросами, связанными с обслуживанием судов, в том числе касательно оформления документов на приход и отход, бункеровки судов, водолазных осмотров на проверку судов каботажного, местного и иностранного плавания.

За 5 месяцев этого года оформили приход 260 украинских судов и выход 264-х. Это баржи, буксиры, плавкраны, мусорозборщики, бункеровщики. За это время пришло 385 иностранных судов, вышло 384. Загруженность настолько большая, что некогда голову поднять.

До февраля 2019 года (создания Морской администрации) в перечисленных портах и терминалах весь этот объем работ выполняли 26 инспекторов. С момента создания Морской администрации весь этот объем работ выполняют всего 6 человек, а это крайне сложно. В день – от 7-12 судозаходов, и это не считая судов местного плавания и каботаж. Только за прошлый год обслужили более 2000 судов на приход и выход.

Ольвия, капитания.jpg
Во время карантина организовали меры безопасности и минимизировали контакты людей. Чтобы обезопасить коллектив «Ольвии», применили щадящую схему работы. Высылают по электронной почте минимум документов, всего 4. Оформляется приход судна. А на выход судна привозят оба пакета документов. Контакты людей минимальные.

Как улучшить работу капитании
В прошлом году в СМП «Ольвия» собирали на семинар всех капитанов 13 портов Украины, чтобы отладить работу служб капитанов портов в новых условиях. Были озвучены дельные предложения по работе капитанов порта.

Иван Орел.jpg
– Во-первых, нужно убрать приставку «госслужащий», что ограничивает время занятия должности до 65 лет и не дает возможности профессионалам быть у руля. Второе – вывести капитанов в отдельную структуру, увеличить количество специалистов и организовать достойные условия труда, – предлагает Иван Орел.

Пока беседуем, инспекторы работают с документами от агентов. В порту «Ника-Тера» обрабатывается 5 судов. Суда у причала порта «Евровнешторг», у «Океана». В порту «Ольвия» грузятся пароходы. 5 судов на якоре.

– Надеемся, что наши предложения рассмотрят и учтут в дальнейшем реформировании капитании, – говорит капитан порта Иван Орел. – Потому что первая задача государства – обеспечить безопасность на реке и море. И создать условия для моряков, которые поддерживают статус морской Украины.

Когда я учился в Морской академии и жил в экипаже на Маловского, на КПП висел огромный транспарант с изображением моряка в бескозырке и надписью: «В морях твои дороги». И по случаю Всемирного Дня моряка, хочется пожелать нашим морякам здоровья, терпения и удачи, попутного ветра, чистого неба, тихой воды и благополучного возвращения домой. Семь футов под килем!


Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«Моряк Украины», № 24 от 24.06.20-го



Tags: Безопасность мореплавания, Венгрук Анатолий, Ищук Инна, Капитаны, Октябрьск, Ольвия
Subscribe

Posts from This Journal “Ольвия” Tag

promo moryakukrainy март 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author