Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Как не стать невольным контрабандистом


Использовать теплоходы для контрабанды – популярная среди наркоторговцев практика. Охраняются морские суда обычно не так строго, как воздушные, а передвигаются они по всему миру.
Контрабанда морем – давняя проблема, однако в последнее время произошел ряд громких случаев, которые доказывают, что контрабандисты постоянно «совершенствуют» свои методы.
О том, кто участвует в незаконной перевозке, где чаще всего злоумышленники прячут запрещенный товар и как предотвратить попадание наркотиков на борт, рассказал Марк Смит, исполнительный директор по предотвращению потерь в North P&I Club.


По самым скромным подсчетам, незаконный оборот наркотиков превышает 400 миллиардов долларов в год. В Колумбии себестоимость производства кокаина дешевле, чем кофе. Добавьте сюда огромное количество наркозависимых людей по всему миру и получите не требующую больших вложений, потенциально высокодоходную бизнес-модель – правда, с высоким уровнем риска.
Основные участники
Возможность получать большие прибыли привлекает  крупные международные преступные группировки  и террористов. Однако те, кто заправляют наркоторговлей, и те, кто занимается их контрабандой – разные люди. Кто же они?
Наркокурьеры и «мулы»
Когда судно используется для контрабанды наркотиков, вполне вероятно, что экипаж понятия не имеет, что они находятся на борту их судна. В таких случаях вовлеченным лицом может оказаться кто-то из работников порта, например, стивидор, который имеет доступ на борт и может свободно по нему перемещаться, не вызывая подозрений. Сами контрабандисты тоже могут попасть на судно или прикрепить наркотики к его корпусу с моря или на якорной стоянке. Возможных вариантов – множество.
Вербовка членов экипажа
Тем не менее, моряки тоже могут оказаться втянуты в контрабанду. Известны случаи, когда профессиональные торговцы наркотиками вербовали находящихся в увольнении на берегу моряков. Они либо втирались к ним в доверие, либо заманивали  обещаниями решить денежные проблемы, или использовали их наркозависимость. Чтобы добиться своего, преступники шли на все, включая шантаж.
Наркоторговцам выгоднее и удобнее всего действовать именно через моряков, потому что они имеют доступ к тем местам на судне, где можно надежно спрятать «товар». С этой точки зрения идеально подходит машинное отделение, в котором много укромных мест. Даже если моряк сам не является наркокурьером, он может согласиться помочь преступникам проникнуть на борт и потом незаметно скрыться. Иногда курьер даже не подозревает о присутствии такого «контролера», задача которого – проследить, чтобы ничто не помешало курьеру выполнить свою работу, даже если для этого придется вмешаться в работу судна.
Членам  экипажа необходимо внимательнее относиться друг к другу, чтобы не допустить, чтобы кто-то из них оказался в уязвимом положении и стал легкой мишенью вербовщиков. В компаниях  должны действовать системы передачи конфиденциальной информации, которым моряки доверяют.
Порты и переходы – потенциальные проблемы
Более 90% товаров перевозят морем, а постоянно меняющиеся торговые маршруты открывают новые возможности для транспортировки незаконных грузов.
Так, в последнее время возросло количество раскрытых случаев контрабанды кокаина  на судах, следующих из  Колумбии в Мексику. Одним из таких маршрутов является переход  Барранкилья - Альтамира. Участились случаи контрабанды кокаина из Эквадора, при разгрузке в турецких и алжирских портах тоже часто стали находить наркотики. Иногда для контрабанды используют «обходные» маршруты: когда проверки и охрана на основных маршрутах становятся строже, контрабандисты выбирают для своих целей страны со слабой правоохранительной системой или процветающей коррупцией.
Где чаще всего перевозят наркотики?
На борту теплоходов так много мест, где можно спрятать  наркотики, что сложно перечислить их все. Однако можно сказать, что чаще всего контрабанду везут:
– В сыпучих грузах. Пакеты прячут прямо внутри груза, который находится в трюме, причем это может быть как «чистый» груз (например, зерно), так и «грязный» (уголь или руда). Наркотики обычно находят рядом с лестницами в трюме.
– В контейнерах. Обычно его взламывают и прячут наркотики в содержимом, а потом меняют защитную пломбу. Рефрижераторные контейнеры используют чаще, потому что техническое пространство, в котором находится холодильное оборудование, может служить удобным укрытием для наркотиков.
– Накатные (РО-РО) грузы. Наркотики прячут внутри перевозимых на борту автомобилей и других транспортных средств.
– «Ручная кладь». Посетители или члены экипажа могут пройтись по судну, незаметно оставить пакет на борту и скрыться.
– Снаружи. Наркотики часто крепят к корпусу: обычно в гельмпортовой трубе. Бывает также, пока судно стоит, водолазы подплывают к нему и крепят упаковки с наркотиками к подводной части корпуса.
– На ходу. Иногда пакеты с наркотиками крепят прямо с катеров на движущиеся суда.
Как предотвратить попадание наркотиков на судно?
Плавание в определенных частях мира подвергает теплоход и его экипаж большему риску оказаться вовлеченными в  контрабанду наркотиков. Не существует волшебного средства, с помощью которого можно было бы наверняка обезопасить судно от этой «участи». Тем не менее, есть меры, которые могут существенно понизить шансы контрабандистов на успех. Какие действия применить судовладельцу и экипажу – зависит напрямую от степени риска. В этом отношении в гораздо большей опасности находятся суда, следующие из ряда стран Южной Америки в Северную Америку или Европу. Однако наркоторговцы используют и множество других маршрутов, поэтому соответствующие проверки должны быть частью оценки риска каждого рейса.
Оценка риска
В первую очередь, нужно оценить уровень охраны порта. Надежно охраняемые заборы и ворота, освещение, системы видеонаблюдения и патрулирование территории – это только некоторые из обязательных, крайне важных мер. Если охрана порта слабая, то риски для судна возрастают. Для того, чтобы обезопасить его, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между офицером, отвечающим за его охрану, и сотрудником службы безопасности порта.
Надежная охрана входного трапа имеет первостепенное значение. Если со стороны очевидно, что на судне предпринимаются серьезные  меры для его безопасности, то оно становится менее привлекательным для контрабандистов.
Количество мест возможного проникновения на теплоход при этом должно быть сведено к минимуму.  Если есть возможность – лучше оставить всего один тщательно охраняемый входной трап, который нужно каждый раз поднимать после использования.
В Международном кодексе по охране судов и портовых средств (ISPS) говорится, что у входного трапа всегда должен находиться дежурный, и проверять всех входящих по заранее составленному  списку, в который входят все члены экипажа и ожидаемые посетители. Кроме того, очень важно проверять удостоверения личности у всех сотрудников, поднимающихся на борт вашего судна.
Ограниченный доступ к судну и хорошее освещение палубы – очевидные, но эффективные меры. А запертые  двери, ведущие в жилые, складские помещения и технические помещения, исключают возможность того, что кто-то незаметно подкинет туда нелегальный груз. Замки, кодовые замки и другие устройства, используемые для ограничения доступа, должны регулярно проверяться, чтобы убедиться, что они находятся в рабочем состоянии.
Кроме того, важно иметь в виду, что часто наркотики на борт попадают вместе с припасами, запчастями, оборудованием, которое возвращают после ремонта или техобслуживания на берегу.
Если на судне установлена система видеонаблюдения, нужно убедиться,  что она работает и охватывает нужные зоны. Весь периметр теплохода должен находиться под наблюдением, включая ту его часть, которая находится со стороны моря, чтобы можно было вовремя заметить любые подозрительные движения или подходящие лодки и катера. Если в порту были случаи, когда наркотики крепили к подводной части судна, то нужно во время стоянки периодически включать двигатель.
Разумеется,  экипажу крайне трудно обыскать все судно на предмет обнаружения возможной «нежелательной посылки». Однако самые распространенные, легкодоступные места перед отплытием проверить можно и нужно.
Судовладельцам стоит стимулировать культуру безопасности на борту: экипаж должен знать о рисках и осознавать, что крайне важно сообщать обо всех подозрительных моментах. Чем бдительнее команда, тем больше шансов на то, что наркоторговцы потерпят неудачу.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что в большинстве случаев моряки понятия не имеют, что на борту есть наркотики, но несмотря на это часто сталкиваются с уголовным преследованием и рискуют угодить в тюрьму. Показателен, например, случай на борту теплохода «UBC Savannah», где экипаж при разгрузке судна в Мексике  в августе прошлого года обнаружил пакеты с 240 килограммами кокаина, спрятанные под несколькими тысячами тонн нефтяного кокса. Капитан сразу остановил работы и сообщил о находке властям. После этого он и все члены команды были арестованы и заключены в тюрьму в Сьюдад-Виктории. Через несколько месяцев экипаж выпустили из тюрьмы, но капитан Анжей Ласота по сей день остается в заключении даже без предъявления официального обвинения. И это не единичный инцидент.
В не менее печальном положении оказались российские моряки экипаж судна «Eser». В январе 2019 года теплоход зашел в порт Прайя (Кабо-Верде) в связи со смертью одного из членов команды. На следующий день проверка обнаружила на борту около 9 тонн наркотиков, после чего экипаж задержали и поместили под стражу в столичную тюрьму «Сан Мартиньш», где моряки ждали окончания расследования. 28 февраля 2020 года состоялся суд, на котором  капитана приговорили к двенадцати годам тюрьмы, остальных – к десяти. Моряков признали виновными в транспортировке и контрабанде наркотиков, но сняли обвинения в участии в организованном преступном сообществе. Как утверждает агентство Reuters, капитан частично признал вину, но заявил, что к контрабанде его принудил владелец судна, а команда не знала о характере груза. Адвокаты планируют оспорить приговор, но облегчит ли это участь россиян – неизвестно.
– Вина не должна автоматически перекладываться на экипаж,  сначала должно быть проведено тщательное расследование,  – считают в РПСМ. – Тем не менее,  следует понимать, что попасть в такую нарколовушку легко, а вот выбраться из  нее порой невозможно. Поэтому, чтобы максимально сократить риски попасть в подобную ситуацию, лучше не соблазняться на быстрые большие деньги – если такие предлагаются, и в любом случае соблюдать меры предосторожности, особенно в портах, известных своей криминализованностью, поскольку контрабандисты очень хитры и изобретательны.

По материалам nepia.com
Перевод ЦИА РПСМ


http://www.sur.ru
Tags: Контрабанда, Наркотики, Полезная информация, Работа в море
Subscribe

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author