Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Иван Ниякий: «Моя задача – разрушить коррупционные схемы»

Ниякий Ив.jpg
Иван Ниякий дважды участвовал в конкурсе на главу Морской администрации Украины.
Первый раз возглавил список финалистов, второй раз даже не вошел в пятерку. Что это было?


Иван, расскажите немного о себе.
Мне 33 года, два высших образования, профильное Одесский «Водный» (ОНМУ, специальность – организация перевозок и управление на морском транспорте). Второе – Одесская юридическая академия. В 2010-м начал работать морским агентом в компании «Трансшип». Мы тогда как раз столкнулись с беспределом экологов, когда они проверяли суда и незаконно требовали пробы балласта. Конфликтовал с ними: снимал на камеру, вызывал милицию, обращались в суды, прокуратуру. Стал вникать во все и понял, что к морскому праву у меня лежит душа. Решил получить второе высшее образование (юридическое), руководство поддержало.

Родом из Винницкой области, закончил школу в Тирасполе. Отец тоже начал морскую карьеру, но пошел по другому пути. К сожалению, он очень рано покинул наш мир. Я работал несколько лет морским агентом, будучи на острие противостояния с экологами. Потом возглавил агентский департамент. В 2014-м меня назначили директором менеджерской компании группы компаний «Трансшип».

Стал отвечать за эксплуатацию судов. А это постоянное общение с морскими администрациями разных стран, классификационными обществами, портовыми властями. Классическая Морская администрация, в первую очередь, занимается конвенциями, потому что морское судоходство – одна из самых зарегулированных отраслей. Это, можно сказать, опасное производство, и все конвенции написаны кровью моряков, ведь все требования к техническому состоянию судов и компетенции моряков появлялись, развивались и ужесточались вследствие аварий, разливов и жертв. Поэтому очень важно для каждой страны присоединиться к конвенциям, имплементировать их в национальное законодательство и обеспечить их безоговорочное соблюдение. Должны быть приняты соответствующие подзаконные акты и инструменты, чтобы эти конвенции реализовать. Постоянно выходят поправки, изменения ИМО, за которыми нужно наблюдать, отслеживать и принимать к действию.


Когда решили участвовать в конкурсе на главу МА? Какую цель ставили перед собой?
В работе с МА, как директор компании «Трансшип-Сервис», сталкивался со многими вопросами. Стиль работы сильно усложнился с приходом «назначенцев», купивших эту должность. Удивлялся уровню необразованности и некомпетентности людей, которые там находятся. Если, к примеру, возникает любой вопрос по поводу конвенции, документа ИМО на судне под грузинским флагом, звонишь в любое время в техническую поддержку МА Грузии и там вежливо и подробно отвечают на вопрос. А потом еще и сами перезванивают, интересуются, все ли в порядке. Все создано, чтобы привлекать судовладельцев. У нас же наоборот. Ты звонишь, тебе хамят, отправляют в другой отдел, а там просто не берут трубку. При Петренко просто перестали вообще выходить на контакт. Они занимались псевдореформой капитанов порта, наращиванием поборов с тренажерных центров, в общем, «обилечиванием» моряков.

Надеялись как-то изменить эту систему?
Честно говоря, год назад у меня даже в мыслях этого не было. Но всегда поражало, что Украина – морское государство, а к морякам у нас относятся как к последнему сорту людей. Все началось прошлым летом, когда мы решили собрать транспортный форум в Киеве (13 августа) и рассказать о проблемах Морской администрации Украины новоизбранным депутатам. Я как раз анализировал ошибки и перекосы в работе МА. Было три народных депутата, один из них – нынешний министр инфраструктуры Владислав Криклий. Они удивлялись, почему мы только говорим, как все плохо. Почему сами не пытаемся это изменить? Кто, например, участвовал в конкурсе на главу МА? Почему не подаем документы, как представители из бизнеса? «Такие как раз нам нужны. Подставьте плечо. Мы сами не справимся, только вашими руками мы можем что-то хорошее сделать», – говорили депутаты.

Тогда форум дал результаты. Мы донесли информацию до власти. Криклий стал министром. И чтобы не допустить одиозных личностей из прошлого, мы решили делегировать в исполнительную власть представителя Морской палаты. Я был самым ярым критиком, у меня было конкретное видение путей реформирования Морской администрации. Решил участвовать в конкурсе на главу МА. Подал все документы, прошел все тестирования. Набрал высшие баллы. Нацагенство госслужбы тестировало на знание языка, законодательства, абстрактное мышление, позже было собеседование с комиссией, которая утверждается Кабмином. Определилась пятерка финалистов, которая подается для назначения в Кабмин. Осталось министру профильного ведомства провести собеседования со всеми финалистами.

В первом конкурсе я набрал больше всех баллов. Мы с Ильей Тихоновым взяли два первых места с большим отрывом. Собеседование нам назначили на понедельник в 8:45 утра. Приехал в Киев заранее в воскресенье. Утром был у министра. Поднялись к нему в кабинет, ждем. Через полтора часа он вбегает и заявляет, что его вызвал Президент. Решили общаться по пути в машине. Подсаживались по очереди к нему. Я был вторым, сидел на переднем сидении, а министр ровно за мной. Возникло ощущение картин из фильмов про мафию, что сейчас накинут удавку на шею. Рассказываю, как собираюсь реформировать службу капитанов порта, обеспечить надзор за безопасностью мореплавания, как требуют международные конвенции, а вижу киевские улицы. Нет человека, которому говорю. И я стал рассказывать это все водителю. А он понимающе кивал. Вот так мы доехали до офиса Президента, минут 15 разговаривали. СБУ ему подготовило справку, где навыдумывали кучу несуществующих фактов из моей жизни. У меня ведь нет бизнеса, нет состояния, нет особняков и автопарка.

Вот и пришлось им фантазировать о том, что я пророссийский одиозный руководитель преступной организации. В общем, поговорили. Он сказал, что ему очень интересно и попросил вернуться в Министерство. Пообещал, что поговорит с Президентом и приедет. Мы прождали его 2 часа. Приходит Галущак, госсекретарь МИУ, и говорит, что министр искренне извиняется, но он улетает с Президентом в Азербайджан. Приходите в среду. Пришли в среду, оказалось, нас никто не ждет. Дозвонились до помощницы. Она говорит, нас перенесли на пятницу, просто забыли предупредить. В конце недели нас таки приняли. И после разговора я считал, что все хорошо. Он искренне улыбался, понимающе кивал.


А какие вопросы задавал?
Интересовался видением развития Морской администрации. Насторожил разговор о Морречсервисе. Министр сказал, что к нему у него вопросов нет. Я не стал на собеседовании спорить и доказывать, что это и есть главная коррупционная кормушка. Криклий занимался реформой ГАИ, создавал сервисные центры, которые неплохо заработали. Но тут нужно понимать, что это совершенно разные организации. А он не видел разницы. Я думал, потом объясню, ну не вник еще человек.
Я уехал. А на следующий день он давал интервью «Портам Украины» и сказал, что ко мне много вопросов, я, мол, выходец из бизнес-структур и буду лоббировать интересы частной компании. И это было как снег на голову. 

На самом деле, конкурсы оказались дымовой завесой…
Да, потом мы дискутировали в социальных сетях. Я написал критическую статью, он высказался в комментариях. На него набросились все морские специалисты. После этого он объявил о втором конкурсе, где все происходило по-другому. На собеседовании был виден заангажированный, субъективный подход. Мне доказывали, что я неэффективный руководитель. У меня в прямом подчинении 9 человек, но никто не брал в расчет, что у них еще 50, а за ними есть 800 моряков. Мне пытались доказать, что эксплуатация флота и Морская администрация – это совершенно разные вещи.

То есть, вас стали валить.
Да, нас предупреждали, что один из критериев оценки – стрессоустойчивость. Будут провоцировать, чтобы вы вышли из себя. Не ведитесь на это. Не повышайте голос и не огрызайтесь. И когда мне рассказывали, что у меня нет опыта, знаний, я очень сдержанно реагировал. Думал, меня проверяли на устойчивость от стрессов. В результате, оказалось у меня в три раза стали хуже оценки. То есть за два месяца после первого собеседования я просто стал другим человеком.

А кто-то объяснял критерии оценивания?
Комиссия принимает субъективную оценку из своего собственного видения характеров претендентов. У них есть право принимать субъективное решение, чего нельзя допускать в нашей стране, потому что это сразу приводит к кумовству и коррупции. Я не вижу смысла оспаривать результаты конкурса, потому что все есть в эфире, интернете, есть все видеозаписи. Фаворита второго конкурса Белова я не знаю. Но когда посмотрел его собеседование, создалось впечатление, что он говорил заученный текст. Его аккуратно направляли и не задавали никаких каверзных вопросов. Но утверждать не берусь. Просто отмечу, что 4 из 5 финалистов повторного конкурса – это люди Петренко и Лавренюка.

Пройдя такой туннель карьерный, какой вывод можно сделать? Морская администрация будет рулить по-старому?
Сегодня мы видим, что серьезно шатаются кресла как под министром, так и под всеми его коллегами. И все находятся в подвешенном состоянии. Им нет дела до Морской администрации, которую фактически отдали на откуп старой гвардии. И они продолжают быть конечными бенифициарами всех этих схем и коррупции. Выход – ждать нового министра.

И вы пойдете снова на конкурс?
Моя задача – разрушить коррупционные схемы и создать новый прозрачный эффективный орган. По примеру той же Грузии. А потом передать его в управление опытным специалистам, которые не смогут его поломать. Поменяется министр, мы встретимся, обсудим видение. И если смогу быть полезен отрасли, конечно, буду помогать. Есть еще вера, что можно что-то изменить. Конечно, можно закрыть эту дверь навсегда. Ведь гораздо приятнее работать в «Трансшипе» и Морской палате, иметь возможность постоянно развиваться и учиться у таких людей как А. Иванов, Ш. Хаджишвили, А. Курлянд, А. Кифак. Скажу откровенно, в моей системе ценностей должность вице-президента Морской палаты гораздо выше должности главы Морской администрации. Поэтому о каких-то политических амбициях даже речи быть не может.

Какая же Морская администрация должна быть?
Есть программа: первое – оптимизация штата, команда суперпрофессионалов в своем деле, и у меня уже есть видение персонального состава этой команды. Необходимо создать общественный совет из специалистов при МА. А также совещательный орган – Коллегию при МА для решения главных проблем.

Второе – безопасность мореплавания и дипломирование. Нужно незамедлительно решить вопрос с капитанами портов. А тот факт, что у капитанов портов нет бланков удостоверений личности моряков – это просто позор для страны, которая на 6 месте по количеству моряков мирового флота. В Морречсервисе лежит 10000 бланков. В Морской администрации их нет. В Министерстве их нет. И люди не могут получить паспорта моряков. Если ты эффективный руководитель, возьми эти бланки из Морречсервиса, передай капитанам портов, а потом разбирайся с закупками, ведь моряки без них не моряки! Министр же рассказывает, что паспорта моряков будут выдаваться через Морречсервис, а это явно противозаконно.

Многие говорят, что я критикую министра, потому что пролетел в конкурсе. Нет, причина в глубоком разочаровании. Мы на него делали ставки. А он нас подвел. Мне реально жаль потраченного времени. Я 5 раз ездил в Киев во время первого конкурса. А больше всего мне не нравится быть неэффективным.


И третье, что необходимо предпринять новому главе МА – это глубокая, всеобъемлющая работа с международными конвенциями. Необходимо ратифицировать, присоединяться, имплементировать все важные документы ИМО и МОТ. У нас официально даже не опубликованы СОЛАС и МАРПОЛ. У нас нет плана ЛАРН. Лежит «Delfi» всю зиму на пляже Одессы, как памятник уничтоженной системе обеспечения и надзора за безопасностью мореплавания. А если бы на бункеровщике было 100 тонн топлива, и произошел разлив? Одесса, как курорт, перестала бы существовать лет на 10.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«Моряк Украины», № 8 от 4.03.2020-го
Tags: Венгрук Анатолий, Ищук Инна, МорскаяАдминистрацияУкраины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author