Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Морская палата обеспокоена невыполнением условий конвенции ПДНВ

Кисловск, Шульмейстер, Ниякий, Костюк.jpg
26 февраля в Одессе состоялся Круглый стол на тему «Кризис выполнения Украиной условий Конвенции ПДНВ и проверки ИМО – риски и предложения», на котором было заявлено о критической ситуации в системе подготовки моряков и сертификации, что может привести к значительным экономическим и социальным проблемам

Круглый стол, организованный Морской палатой Украины, собрал руководителей крюинговых компаний, профильных вузов, представителей органов власти, юристов, экспертов и СМИ.
– Хотим донести глубину проблемы и выработать меры для ее решения, – сказал модератор встречи Владимир Шульмейстер. – Государство не справляется с возложенными на него задачами. Можем потерять один из стабильных секторов морской отрасли. Нужно сделать все, чтобы моряки могли сертифицироваться в Украине и получать работу с помощью украинских крюингов. 13 августа подобное мероприятие мы проводили с депутатами. Став министром инфраструктуры Украины, депутат Криклий, который нас поддерживал, изменил курс.

DSC_0760.jpg
– Одесса – морская столица Украины. Решения, которые принимаются в Киеве, реализуются в морских регионах, в Одессе, в частности. Поэтому должны быть выверены и согласованы с теми участниками процесса, кто будет руководствоваться решениями органов власти. И эту смычку нужно восстановить, – сказал Вячеслав Кисловский, исполнительный президент Морской палаты Украины. – Мы делаем последнюю попытку предложить министру конструктив, чтобы спасти ситуацию. Как бы ее не замалчивали, не маскировали отвлекающими информационными сообщениями в стиле «все под контролем», все специалисты понимают шаткость позиции Украины и неоднозначность утверждений министра.
Украина должна была подать в Секретариат ИМО до 21 января 2020-го отчет о выполнении международной Конвенции по дипломированию моряков за 2014-18 год. Согласно информации посла Украины в Соединенном Королевстве Великой Британии и Северной Ирландии, который одновременно является постоянным представителем Украины в ІМО, Министерство инфраструктуры Украины не устранило недостатки, высказанные в замечаниях панели экспертов ІМО, предоставленных к Отчету о независимой оценке национальной системы подготовки и дипломирования моряков в соответствии Правилам І/8 Конвенции ПДНВ. Отчет МИУ был передан только 6 февраля 2020 года. Нет информации о содержимом этого отчета – какие аргументы и обязательства были представлены уважаемым экспертам нашими чиновниками морскому сообществу не известно.
Невыполнение мер по устранению замечаний панели экспертов IMO чревато потерей Украиной места в т.н. «белом списке», т.е. документы украинских моряков не будут признаваться судоходными компаниями и морскими администрациями других стран; украинские моряки потеряют возможность трудоустройства на судах мирового флота, потеряют конкурентную способность на мировом рынке труда – будут невостребованными.
Уже сейчас в социальных сетях моряки не скрывают свои настроения, их собственное решение проблем – выбор других морских государств, где можно пройти подготовку, подтвердить квалификацию, и полученные документы не будут вызывать сомнений у судовладельца. Это фактический план оттока моряков из Украины. И если сейчас не принять меры, то за 2-3 года наши моряки будут вытеснены другими флагами, мы потеряем кадровый потенциал внутри страны, загубим работающий сектор образования, подготовки и трудоустройства моряков.
На примере Грузии, которая ранее выпала из «белого» списка, моряки стали сертифицироваться в других странах. Понадобилось время и решительные действия правительства Грузии для исправления допущенных ошибок. Хватит ли Украине мудрости не повторять ошибки, как быстро и насколько эффективно будет их исправлять – большой вопрос.
По словам Владимира Шульмейстера, «украинские моряки составляют весомый процент плавсостава. И если они окажутся без документов, вследствие этого будет массовый отток моряков с их семьями в страны, где документы признаются. То есть, происходит вытеснение квалифицированного населения из Украины. Президент говорит о том, чтобы вернуть украинцев из-за границы. А тут мы видим обратную ситуацию. В 2015-м мы специально проводили пред-аудит, чтобы подготовить морскую отрасль к проверке ИМО. В том числе, было инициировано создание Морской администрации. Но все это было поставлено на другие рельсы».
Иван Ниякий, вице-президент Морской палаты, зачитал письмо министра Владислава Криклия к ИМО, который считает, что ИМО не имеет претензий к Украине. Однако, он уверен, что существующие проблемы просто замалчиваются. А из Министерства убрали практически всех профессионалов. Чиновники пишут отписки на обращения и заявления специалистов.
Ниякий, Костюк.jpg
Согласно хронологии событий, в апреле 2018-го ЕМСА провела проверку учебных заведений, которые занимаются подготовкой моряков. Отчет есть на сайте Министерства. Рисков с выполнением этого отчета у нас нет, – отметила представитель юридической службы АНК Нина Костюк. – Следующий аудит ИМО проводился в июне 2018-го. Проверялось выполнение требований безопасности в морских портах. В этом отчете стоит отметка, что Конвенция ПДНВ выполняется. Но самое животрепещущее – это само-аудит. Украина, согласно Конвенции ПДНВ, обязана раз в 5 лет организовывать внутренний аудит независимой организацией о выполнении в стране требований конвенции. По отчету, который был представлен ИМО Министерством инфраструктуры, были сделаны замечания, что аудит не является независимым, проводился в интересах Инспекции дипломирования моряков.
По словам проректора Вадима Захарченко, НУ «ОМА» – один из объектов внимания аудита – до сих пор не получил плана мероприятий ЕМСА от Министерства инфраструктуры. А Морская администрация уже требует отчет, как они выполняются.
Эзри, Хлопков, Бундюк.jpg
Как отметил Сергей Хлопков, «Marlow Navigation Cyprus»:
– Мы столкнулись с рисками отсутствия взаимодействия органов власти. Четвертый год мы бьемся за то, чтобы был официальный перевод Конвенции. Получаем ответ, что перевод должны сделать Министерство иностранных дел и Министерство инфраструктуры. Но перевод международного документа, ратифицированного Украиной, по-прежнему никем не делается. Украинские моряки будут оставаться на борту, пока действительны их рабочие документы. То есть, мы будем наблюдать постепенное вытеснение украинских моряков из экипажей судов иностранных судовладельцев. Украинские моряки будут замещаться специалистами других стран. Или наши моряки поедут сертифицироваться в Литву, Польшу, Болгарию... У этой проблемы есть значительные социальные последствия – потеря домохозяйствами (членами семей моряков) стабильного дохода, возможные риски переселения целых семей в другие страны. Необходимы срочные системные изменения.
Захарченко, Миюсов.jpg
– Несмотря на высокие риски, считаю, мы сумеем объясниться с ИМО и получить  дополнительный срок на устранение недочетов, – сказал ректор НУ «ОМА» Михаил Миюсов. – Сегодня большие проблемы у Филиппин с ЕМСА. И так как от филиппинских моряков зависит судоходство, решения по ним оттягиваются. Морское образование у нас на высоком уровне. Проблема в том, что государство не спешит с приведением нормативно-правовой базы в соответствие международным стандартам, требованиям международных конвенций. Министерство инфраструктуры уже взялось за эту работу. Мы получили проект об изменении положения лиц командного состава с просьбой дать предложения в течение всего лишь одного дня, что само по себе говорит о несерьезности подхода министерских чиновников к проблематике или о непонимании процедуры подготовки работающего документа. Документы подобного характера должны разрабатываться на основании принятой политики: какие цели преследуем, к чему стремимся. Экспертам, прежде всего, необходимо выработать такую политику, чтобы переписать документ.

Согласно действующим нормам должности капитана и старпома могут занимать только магистры и специалисты. Во всем мире для этого хватает уровня бакалавра. Мы должны предусмотреть, кто будет готовить вахтенного помощника, чтобы занять соответствующие должности. И нам нужен конструктивный диалог между Министерством инфраструктуры и морскими учебными заведениями. Что касается аудита ЕМСА, учебные заведения и тренажерные центры прошли его неплохо. Все замечания уже устранены. Закуплено новое оборудование. Создан пожарный полигон. Но не решены вопросы нормативной базы. В этом проблема. И думаю, ИМО даст нам срок на устранение замечаний. Еще есть проблема коррупции: для получения рабочего диплома и сертификации с курсанта требуется взятка. А также существует избирательный подход к тренажерным центрам. Курсант получает диплом Морской академии. А какой-то посредник решает, признавать его или нет. Если так будет продолжаться, нам придется заключать договора с другими странами, чтобы выпускники получали двойные дипломы и могли дипломироваться в другой стране.

Вячеслав Кисловский заключил, что все-таки главная проблема – в отсутствии управления в государстве, отсутствии профессионалов в ведомствах, призванных формировать государственную отраслевую политику. Важно и нужно морскому сообществу предложить министру инфраструктуры, Кабмину для урегулирования этих вопросов помощь от морского сектора – экспертную, техническую.
Александр Сагайдак («Olvia Maritime») привел пример работы Морской администрации Грузии, на которую можно равняться в реформировании.
В результате Круглого стола были выработаны предложения, которые будут поданы в высшие органы власти Украины.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 8 от 4.03.2020-го
Tags: ИМО, Кисловский Вячеслав, Круглые столы, Одесса, Работа в море
Subscribe

Posts from This Journal “Круглые столы” Tag

Comments for this post were disabled by the author