Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

ТУРКУ – МОРСКАЯ СТОЛИЦА ФИНЛЯНДИИ (ч.1)


Европейское агентство по безопасности на море EMSA (European Maritime Safety Agency) реализовало свой новый проект SafeMed IV для Каспийского и Черноморского регионов. Это 10-дневный тренинг операторов Службы регулирования движения судов (СРДС / VTS) «VTS-Supervisors Course V-103/2», согласно стандартов МАМС /IALA (International Association of Lighthouse Authorities). Участвовали по два представителя от пяти стран: Украины, Грузии, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана. Украину представляли два старших лоцмана-оператора филиала «Дельта-лоцман» ГП «АМПУ» Юрий Стулий (ПРДС «Одесса») и Сергей Гордиенко (ПРДС «Пивденный»). Учились с 6-го по 17-е мая в тренажерном центре Морской академии Aboa Mare в Финляндии (Турку).

Где рождаются морские легенды
В советское время Финляндия строила много судов различных типов для Союза. Так, судоверфь в Турку в 1975-1976гг. для ЧМП построила серию из пяти пассажирских автопаромов: «Белоруссия», «Грузия», «Азербайджан», «Казахстан» и «Карелия». Тип этих легендарных судов был назван, как головное судно, – «Белоруссией». Моряки с любовью называли свое судно просто «Белочка».
На судоверфи Турку были построены самые большие в мире пассажирские лайнеры: «Oasis of the Seas» (2009 г.) и «Allure of the Seas» (2010 г.) для круизной компани «Royal Caribbean International». Эти два мега-лайнера открыли новую страницу в истории судостроения и круизной индустрии. С 2014-го судоферфь в Турку называется «Meyer Turku» и она ныне – самая большая и современная судоверфь в Европе. 

«Город злых баб...»
Турку – бывшая столица Финляндии. Город и порт расположен на юго-западе Финляндии, где река Аура впадает в Архипелаговое море. Турку – шестой город страны по численности населения (около 200 тыс. человек). Жители Турку считают свой город самым прекрасным местом для жизни по сравнению с другими городами Финляндии. 
В начале 19-го века возникла традиция ругать Турку и его жителей. После очередной русско-шведской войны в 1809-м Финляндия, имея официальный статус Великого княжества, перешла под власть России. Тогда решили перенести столицу из Турку в Хельсинки. Хельсинки, сожженный шведской армией, располагался ближе к Санкт-Петербургу, тогда как Турку находился в непосредственной близости к бывшей хозяйке города – Швеции. Чтобы оправдать перенос столицы, председатель комитета по финским делам граф Густаф Мориц Армфельт использовал, как теперь говорят, гибридные методы и стал «наводить тень на плетень». Как советник русского царя Александра I, граф Армфельт писал: «В Турку испорченная атмосфера и даже бабы злые, а население – вообще полный сброд ...» На самом деле это уникальный город, который стоит увидеть своими глазами.
Из Одессы в Турку добирались 8,5 часов на двух самолетах (Одесса-Киев и Киев-Хельсинки) и на двух поездах (аэропорт Хельсинки – станция Пасила и Пасила – Турку). Нас встретила прохладная солнечная погода, воскресные пустынные улицы и совершенно миролюбивые, совсем не злые барабанщицы-скауты. Примерно половина населения Турку в это время пребывала на церковной службе. А как складываются выходные у второй половины горожан, мы узнали чуть позже.
Итак, в Турку мы спустились к реке Аура, где на набережной нас ждал отель «Seaport» в районе порта. Встречный холодный ветер с моря доносил запах хвои с близлежащих островов. Таким чистым и вкусным воздухом нельзя было вдоволь надышаться. Лукавство графа Армфлета можно было понять, в то время люди еще не знали, что такое по-настоящему «испорченная атмосфера»...

Морской центр «Forum Marinum»
Наша дорога в отель проходила через Морской центр «Forum Marinum». Это целый комплекс, в который входят музей, состоящий из двух огромных павильонов, ресторан, конференц-зал, лекционный зал, сувенирный магазин и т.д. В павильонах музея очень подробно представлена история судостроения и морского флота Финляндии. На набережной, возле центра, ошвартованы суда различных типов, которые можно посетить по желанию отдельно. Из них, в первую очередь, надо выделить белоснежный парусный фрегат 1902 г. постройки «Suomen Joutsen» (в переводе с финского – «Белый лебедь») и ветеран пассажирского флота 1960 г. постройки судно «Bore», которое сейчас используется как плавучий ресторан и гостиница. На открытых площадках выставлены многочисленные подлинные морские экспонаты, в том числе и бронзовые судовые винты различных диаметров, и настоящие азиподы. Здесь представлен первый в мире азипод, который был установлен на буксире «Seili» в 1990 году. Azipod (написание кириллицей Азипод, от англ. azimuth – азимут, полярный угол и pod – капсула, гондола двигателя), бренд фирмы «ABB Group», под которым выпускаются судовые тяговые управляемые двигательные установки (винто-рулевые колонки – ВРК). Изначально он был разработан в Финляндии на судоверфи «Wärtsilä». Азиподами оснащаются современные суда, построенные в Финляндии, в первую очередь, круизные лайнеры.
Тут царит настоящая атмосфера морской истории, любой может осмотреть все экспонаты, выставленные на улице, даже потрогать и тем более сфотографировать. Уникальный музейный комплекс можно посетить весь или выборочно суда на вечной стоянке. Но пройтись по палубе настоящего парусника «Suomen Joutsen» и постоять на капитанском мостике судна-трудяги «Bore» – такие ощущения советую прочувствовать каждому!
На огромной площади Морского центра всегда бурлит городская жизнь. Здесь слеты байкеров, выставки ретро-автомобилей, мотоциклов и т.д. Тут начинается экскурсия на судоверфь «Meyer Turku», где вы увидите самые большие в мире лайнеры.

Отель «Seaport» и морской порт
Наша необычная гостиница «Seaport» из красного кирпича в прошлом оказалась старым портовым пакгаузом начала прошлого века. В 1986-м портовый склад переделали под гостиницу. Достроили 2-й этаж, при этом максимально сохранили колорит прежней постройки. Сейчас отель в центре бывшего старого торгового порта имеет три звезды и настоящую морскую историю. Порт Турку тоже осовременили. Его контейнерный и ро-ро терминалы удалили на противоположный берег реки Ауры. А на месте старого грузового порта сейчас два современных паромных комплекса «Viking Line» и «Silja Line», между которыми и находится отель «Seaport».
Сюда строго по расписанию утром приходят паромы «Amorella» («Viking Line») и «Galaxy» («Silja Line»). Вечером заходят паромы «Viking Grace» («Viking Line») и «Baltic Princess» («Silja Line»). Эти грузопассажирские паромы соединяют берега соседних балтийских стран. Но только из Турку можно совершить круиз вокруг Архипелагового моря за 11 часов, попасть на Аландские острова и самое главное – попасть в самый исторический центр Стокгольма. В то время как паромы других линий, посещая шведскую столицу, заходят в Капельшер, что в 80-ти километрах от Стокгольма.
Круизные компании проявляют большой интерес к старейшему городу Финляндии Турку. Судозаходы постоянно растут. Туристов привлекает богатая история города и первозданная природа этого края. Сейчас в порт Турку могут заходить суда длиной до 230 метров. Паромные линии «Viking Line» и «Silja Line» объединили свои усилия совместно с городскими властями и строят новый терминал для судов еще больших размеров и большего числа туристов. Сдача терминала в планах 2025-го года.

Юрий Стулий, старший лоцман-оператор ПРДС «Одесса»
филиала «Дельта-лоцман» ГП «АМПУ»
«Моряк Украины», № 48 от 4.12.2019-го
Tags: Города, Лоцмана, Порты, Финляндия
Subscribe

Posts from This Journal “Финляндия” Tag

Comments for this post were disabled by the author