Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Павел Никитин: Следуем курсом ВОКК

DSC_0173.jpg
Первый разговор с новым гендиректором организации кадровых посредников был больше знакомством. Но, он позволяет судить не только об опыте и жизненных принципах руководителя, а и его видении перспектив работы отечественного крюинга, защиты законных интересов его представителей
Родился в Днепропетровске (Днепр). Затем семья переехала в Киев. В юности нравились морские рассказы Жюль Верна, Станюковича, Новикова-Прибоя. В выборе профессии, по окончании школы, помогла случайная встреча. Мамина подруга из Одессы предложила попробовать новое, неординарное. И я поступил в Одесское высшее инженерно-морское училище (ОВИМУ).
По наитию выбрал то, что мне было по душе. Учился с интересом, ходил в увлекательные практики на судах. По окончании вуза в 1989 году, с дипломом инженера-судоводителя, по распределению начал трудовой путь на Украинском Дунайском пароходстве. Измаил тогда удивил провинциальностью, хотя по пестроте населения не уступал Стамбулу. Работал в морской группе. Ходил на судне «Василий Шукшин», контейнеровозах. Прошел путь от третьего помощника. Старпомом работал уже на судне иностранного судовладельца на заре становления отечественного крюинга.

Первый опыт работы «под флагом» обозначил недостатки процесса трудоустройства наших моряков за границу. Контракты были юридически несовершенны, ряд важных социальных гарантий отсутствовал. Тогда чувствовалась ущербность положения украинского моряка по сравнению с зарубежными коллегами. Были на то и объективные причины: имеющийся у них опыт работы, лучшее знание иностранных языков.
В те трудные временны нам удалось выдержать, приобрести бесценный опыт и учесть основные негативные факторы в работе профессиональной системы. К концу 90-х, благодаря развитию и совершенствованию отечественного крюинга, Украина вышла на третье место в мире по количеству моряков, работающих под иностранным флагом! И сейчас мы будем делать все, чтобы наши крюинговые компании работали защищенно, надежно, профессионально и эффективно, надеясь при этом, что лучшие выпускники отечественных морских учебных заведений в будущем все же возглавят суда под флагом Украины. Вячеслав Кисловский, первый руководитель ВОКК, руководители крюингов придерживаются такой политики и надеются на нее в дальнейшем.

Какие предпосылки нужны для возрождения своего флота?
У нас мощная отечественная судостроительная база. Для возрождения флота нужны длительные кредитные программы с поручительством государства. Банки имеют возможность профинансировать строительство при таком условии.
После развала ЧМП оставался класс отечественных частных судовладельцев, в основном с судами типа «река-море». Изначально частные компании эксплуатировали суда под украинским флагом. У всех были действующие сертификаты качества, профессиональный штат сотрудников, опыт. На этой базе мог бы быть воссоздан украинский флот. Но суда неумолимо старели, требовали больших капиталовложений на ремонт и сертификацию. А государственные программы поддержки и развития отечественного флота отсутствовали. Вот вам пример: наша компания обращалась в банк с просьбой о получении кредита на строительство нового судна но, учитывая все тогдашние угрозы для судоходства, банк требовал одно из залоговых судов «намертво» ошвартовать в украинском порту, поскольку боялся ареста судна за границей за долги государственных компаний. Такая ситуация оказалась патовой, так как с одним неработающим судном рассчитываться своевременно по кредитам было невозможно. Вопрос возрождения отечественного флота так и останется вопросом, пока не найдется руководитель, который уже не только формально, а всерьез, «через сердце пропустит» этот судьбоносный вопрос. По-иному, мы так и останемся вместо морской державы страной у моря.

Получив опыт морской профессии, вы сошли на берег?!
В 1996-м предложили должность на берегу и, откровенно говоря, уговорили родные. Вообще, это вопрос философский, когда моряку «сходить на берег», и каждый его решает самостоятельно, учитывая всю совокупность жизненных обстоятельств. В этом году 75-летие университета ОНМА совпало с 30-летием нашего выпуска факультета судовождения. Кто-то еще ходит капитанами, старпомами. Но многие уже на берегу и чувствуют себя довольно уверенно в нынешних делах и заботах, вспоминали с любовью время, проведенное когда-то в море. Говорят, что моряку тяжело найти работу на берегу. Но это не так. Как отмечают специалисты рынка труда, из бывших моряков вырастают успешные предприниматели, бизнесмены, руководители государственных структур, политики. В основном потому, что многие вещи в жизни моряки умеют делать самостоятельно, профессионально, ответственно и эффективно. Я начал свою работу в береговых структурах с акционерной судоходной компании «Укрречфлот», набрался опыта, общения с иностранными партнерами в сфере заключение договоров, коммерческой эксплуатации флота, претензионной работы, найма экипажей, и в дальнейшем все мои профессиональные заботы были связаны с флотом: судоходство, морская наука и образование, трудоустройство моряков. Поэтому, когда предложили работу в «ВОКК», уже представлял, чем буду заниматься.

С чего начинаете строить работу по защите законных интересов с крюинга?
Основной тезис – работа на упреждение. Сейчас в государственных структурах смены людей, взглядов, направлений. В вопросах трудоустройства моряков за границей основные проблемы существуют в том, что государство постоянно держит в напряжении соответствующий бизнес. В 2000-х годах я работал в межведомственной группе по разработке первых лицензионных условий от министерства образования на базе минсоцполитики. Первые утвержденные условия устраивали практически всех. С последующими сменами власти и приходом новых чиновников постоянно осуществлялись попытки ревизии этих условий. Это влекло за собой перелицензирование, дополнительные проверки, стало существенно мешать свободному развитию бизнеса. Сегодня, с перезагрузкой власти, формируются новые общественные советы при профильных министерствах. Это удобный момент решить дальнейшую судьбу лицензирования крюинговых компаний. Во многих государствах, в том числе европейских, процедуры лицензирования существенно упрощены, а проверки деятельности таких компаний со стороны государства носят эпизодический характер и их последствия не блокируют бизнес. На моих глазах развивалась история по агентированию судов в отечественных портах. Была монополия, потом лицензионные условия резко упростились. И количество агентирующих фирм выросло в разы. При этом, как отмечали отечественные судовладельцы, на поверхность резко поднялся непрофессионализм. Как говорят, в жизни истина где-то посередине. Но оставлять все, как есть, большая проблема для бизнеса. Потому что есть угроза создания новых коррупционных схем. Нужно принять уже существующие наработки, учесть мнение членов ВОКК и действовать. Самое главное – не зарегулировать процесс, чтобы не было угроз бизнесу.

Как привлечь новых членов и сделать союзниками морские организации и профсоюзы?
Чем больше будет компаний, объединенных общей идеей, целями, задачами, тем вероятнее, что к нашему мнению будут прислушиваться власти. Да и иностранные работодатели с большим доверием будут относиться к отечественному крюингу, узнав о том, что большинство украинских компаний, которые работают с моряками (посредники в трудоустройстве, представители судовладельцев, тренажерные центры, учебные заведения, профсоюзы, банки, страховые компании) выступают единой силой, способной поддерживать внутри своего сообщества высокие стандарты, отстаивать свои интересы, оперативно и эффективно взаимодействовать в случае возникновения каких-либо проблем и угроз на морском рынке труда. Актуальна сегодня и объединяющая задача поиска профессионального, конкурентоспособного моряка. У населения появилась альтернатива в выборе работы за рубежом, и наша задача – доказать людям, что именно морские учебные заведения Украины выпускают специалистов с реальной перспективой трудоустройства, а работа моряка по-прежнему имеет ряд неоспоримых преимуществ: перспективна, престижна и выгодна. При этом практически защищена от угроз и рисков финансового, социального и национального характера.

Последние годы наблюдается противоборство власти вертикали и горизонтальных связей профессиональных и общественных групп. ВОКК сможет выплыть в условиях новых попыток централизации управления. Как построить устойчивое движение и развитие?
Сейчас много говорят о некомпетентности чиновников. Глобально решить все вопросы без реформирования невозможно. Реформа должна проводиться последовательно, научно обоснованно. Должны быть выверены механизмы.
Когда у человека есть достойное образование, талант администратора, управленца, организатора, действительно, профессиональная составляющая может отойти на второй план. Для эффективной работы нужны консультанты, в том числе и в лице общественных организаций. Главное, чтобы сам чиновник, приходя к власти, не относился ко всему, как человек временный.

Люди устали от бесконечных выборов и порождающих их временщиков, которые ничего не хотят менять. Если чиновник готов и способен созидать, а не разрушать, ему надо содействовать. Есть такое слово – дилетант. Оно у нас стало нарицательным.

Хотя, в переводе с греческого одно из значений слова «дилетант» – «увлеченный». Вот и нужны настоящие увлеченные люди, которые будут болеть своим делом. А консультанты найдутся в лице общественных организаций, советов, почетных работников отрасли. Недавнее собрание членов ВОКК посетил капитан Станислав Яковлевич Незавитин – профессионал с 55-летним стажем.
Вот кто в любые времена может дать толковый совет, подсказать, помочь сориентироваться в любом морском вопросе. Такие люди нужны всегда. Я считаю, что во взаимодействии с такими профессионалами и состоит перспектива успешного развития украинского крюинга.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 37 от 18.09.2019-го


Наша довідка:
Нікітін Павло Володимирович, кандидат економічних наук, доцент, штурман далекого плавання, випускник Одеського вищого інженерного морського училища. Протягом двадцяти років обіймав різноманітні посади на підприємствах сфери водного транспорту від помічника капітана морських суден до комерційного директора судноплавної компанії, брав активну участь у громадській роботі в складі міжвідомчих робочих груп при міністерствах та відомствах по розробці нормативної бази з питань експлуатації флоту та працевлаштування моряків, керував роботою Всеукраїнської асоціації приватних судновласників, організовував в Україні семінари міжнародної морської організації BIMCO. Тривалий час опікується питаннями морської освіти. Працює доцентом кафедри судноводіння, три роки обіймав посаду декана факультету судноводіння Київської державної академії водного транспорту ім. гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного. 21 серпня на загальних зборах обраний генеральним директором громадської організації «Асоціація «Всеукраїнське об’єднання крюїнгових компаній» («Моряк України» № 34).



Tags: Венгрук Анатолий, Ищук Инна, Крюинги, Работа в море
Subscribe

Posts from This Journal “Крюинги” Tag

Comments for this post were disabled by the author