?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация

DSC_0691.jpg
14-го августа во Всемирном клубе одесситов состоялась презентация очередной книги Аркадия Хасина «Морские истории», в которой он рассказал истории моряков из своих последних рейсов. Два десятка лет уже писатель-маринист в последний месяц лета дарит нам новую порцию воспоминаний. Открывая презентацию, редактор Яков Шпигельман отметил, что с 2009 года во Всемирном клубе одесситов проводятся ежегодные презентации новых книг. И всегда отличались тем, что автор приезжал в гости из Германии. А с июля этого года Аркадий Хасин снова гражданин Украины. И конечно, все это время не переставал быть одесситом.

Пребывая на даче семейства Хасиных на 9-й станции Б. Фонтана, мы много говорили. И как-то Аркадий обронил фразу: «Мне кажется, что я уже обо всем рассказал». Но в беседе буквально через 10 минут он вспомнил новые сюжеты, о которых никогда не рассказывал. И я уверен, что у Аркадия Иосифовича еще множество историй, которые он может описать. В этой книге 11 новых сюжетов, а всего 18, – подытожил Яков Шпигельман.
Это уже двадцать пятая книга Аркадия Хасина о его более чем полувековой судьбе кочегара и механика, а затем и 2 «деда» Черноморского пароходства. В этом году семьдесят лет, как выпускник Школы юных моряков «Академии Розенблюма» пришел на флот.

– В прошлом году мы презентовали двухтомник, а в этом - книга «Морские истории», – сказал писатель-моряк. – По объему она скромная. Но она дорога мне тем, что я посвятил ее своему сыну, капитану дальнего плавания Игорю. Здесь собраны рассказы о моих последних плаваниях, когда ЧМП разваливалось буквально на моих глазах. Мне было обидно это видеть, потому что я пришел в пароходство в первые послевоенные годы, когда все восстанавливалось. И видел, сколько судов оставалось в ЧМП, так как весь основной флот лежал в братской могиле Черного моря, утопленный немецкой авиацией и подводными лодками. В пароходстве было несколько теплоходов: «Ворошилов», «Анатолий Серов», который в 1949 году подорвался на мине, и другие.

Самые чистые люди на судне – кочегары

Я начинал свою морскую карьеру на знаменитом « Курске» в кочегарке. И до сих пор вспоминаю романтику того кочегарского труда. Самыми чистыми людьми на судне были кочегары, – говорит Аркадий Иосифович. – Потому что два раза в день принимали душ. У кочегаров был свой язык. Так, например, тачка, на которой отвозился уголь к топкам котлов, называлась рикша. Тяжелый лом, которым пробивали шлак в топках котла – понедельник. Но самое интересное, кочегары были люди с особым складом ума и чувством юмора. После каждого рейса, возвращаясь в Одессу, каждый кочегар считал своим долгом нанять двух извозчиков в порту.

На одном ехал сам, а на другом вез свои заграничные покупки. И когда он приезжал к себе на Молдованку или на Пересыпь, его, как правило встречал весь двор. Тут же накрывались столы и возвращение моряка длилось до самого утра, а то и несколько дней. Вот такие интересные люди были. А начиная с 1946 года, в состав ЧМП начали приходить трофейные суда, которые были захвачены у поверженной фашисткой Германии: «Грузия», «Петр Великий», «Адмирал Нахимов».

Наши судостроительные заводы Херсона, Николаева начали строить суда, балкера, сухогрузы. И страны социалистического лагеря строили серии судов для нашего ЧМП. В середине 50-х уже не хватало рядовых кадров: матросов, мотористов, хотя в Одессе работало несколько мореходных школ. И доходило до того, что работники отдела кадров ЧМП ездили по воинским частям и уговаривали солдат, которые готовились к демобилизации, чтобы они шли в пароходство на курсы. И потом они сразу уходили в рейс и параллельно осваивали морские профессии. Так восстанавливалось ЧМП, которое в конце Горбачевской перестройки начали разворовывать и разваливать. И мы пришли к тому, что морская держава Украины своего флота не имеет.


«Секретный» рейс из Балабановки


В моей морской жизни было много курьезов. Вспоминается случай в 1973 году, когда на Ближнем Востоке разразилась очередная израильско-египетская война. Египтяне после поражения, вооруженные до зубов Советским Союзом, решили взять реванш. И в октябре 1973-го, в еврейский Новый год, Египет напал на Израиль. Я тогда был старшим механиком на теплоходе «Аркадий Гайдар». Мы стояли в Ильичевском судоремонтном. И вдруг поздно вечером приходит дежурный диспетчер пароходства и говорит немедленно одеваться и приезжать в кабинет главного инженера пароходства. Я быстро оделся, захожу в кабинет, а там генералы, адмиралы. Доложил, что судно на ремонте. Но мне сказали, что судно идет в спецрейс, ремонт отменяется.

В Ильичевске полным ходом начали сборку. И мы пошли в Балабановку грузиться. Пришвартовались ночью. Сразу была дана команда – закрасить название, мы дали подписку о неразглашении информации. Под утро звонит телефон, сказали зайти к капитану. У нас на судне была тяжеловесная стрела.
Капитал спросил, в рабочем ли она состоянии. А то генерал хочет грузить технику по 60 тонн весом. Я сказал, что проверю. В это время пьяный полковник, который был у капитана, и лежал лицом в салате, поднимает голову и говорит: «Капитан, я тебе даю бомбы и снаряды, бей этих жидов, всех надо уничтожить». И опять заехал головой в салат.
Я никогда не скрывал своей национальности. И меня это так задело. Я его за погон дергаю и говорю: «Товарищ, полковник, а какой вы национальности?». Он говорит, что русский. А я ему: «По-моему, ваша бабушка спала в молодости с евреем».
Сказал и вышел. Сделал распоряжения. Проверил, доложил. Сижу я в своей каюте и заходит ко мне генерал. Я вскакиваю. А он говорит: «Нет, ты сиди, скажи только, откуда ты знаешь, что бабушка полковника была еврейкой?»

В то время все было под строжайшей секретностью. При выходе судна в Балабановке капитан получал запечатанный конверт, который должен был вскрыть в Босфоре. И тогда уже знал, куда идти. Но турки это знали по грузу, который везло судно. И не говоря о том, что все девочки Николаева были осведомлены, куда пойдет судно, я уже не говорю о самогонщиках.
На судно было категорически запрещено проносить и распивать алкогольные напитки. И если человек нес бутылку водки, на проходной все отбиралось и штрафовалось. Но когда везли на судно продукты, под мешки с капустой, картошкой укладывались бутылки с водкой. Грузовики не так просматривались, как карманы моряков, – уточняет Аркадий Хасин.

– У нас на пароходе «Аркадий Гайдар» помполит был очень строгих правил. Когда артельщик привез на судно продукты, лично полез в грузовик и увидел водку. Вызвал матросов. И торжественно выставил бутылки вдоль борта и с саркастическим смехом начал по одной бутылке топить, бросать за борт. Все стояли со скорбным видом. Но нашелся на судне умный человек. Он договорился с водолазами. Ночью они спустились под воду, загрузили полсотни бутылок в сетку, подняли на борт. И по выходу в рейс экипаж был пьяный. А помполит никак не мог понять, как это могло произойти, – рассказывает моряк.


«Странности» блатного второго механика
Был еще такой случай. Однажды при отходе в рейс заходит в каюту женщина и просит присмотреть за ее сыном Зелениным, который идет в своей первый рейс мотористом. Я уверил ее, что экипаж хороший, что с ним может случиться. Но не учел обстоятельства, что перед этим к нам пришел новый второй механик. По его манере поведения, вопросам, понял, что человек неадекватный. И вот вышли мы в Атлантический океан, идем полным ходом, узлов 18. Погода великолепная. И в 2 часа ночи звонок из машинного отделения. Я хватаю трубку. Второй механик докладывает, что моторист Зеленин выпал за борт. Я думаю, куда бежать, как его искать, когда судно идет полным ходом, что сказать капитану. Решил сначала пойти в машинное отделение, спросить, как это случилось. Смотрю, стоит спокойно Зеленин и заливает масло в агрегат. Когда я его увидел живым, здоровым, обнял его, сел на трап и закурил. Моторист в непонимании смотрит, что со мной. Везде написано «не курить». А тут стармех пришел в два часа ночи и курит. Возвращаюсь в каюту, звоню второму механику, прошу объяснить, потому что только что видел Зеленина. Он мне отвечает: «Да, я его тоже видел». Я спрашиваю: «А с чего вы решили, что он за борт упал?» Он отвечает: «Я его послал проверить гребной винт, его долго не было. Я решил, что он упал за борт».

Были еще приключения с ним. И я не мог дождаться окончания рейса, чтобы от него избавиться. Написал рапорт. Он начал возмущаться. Мол, на каком основании. «На том основании, что моторист Зеленин упал за борт», – объяснил я. На следующий день приходит дама и угрожает мне, что я играю с огнем. Я оглянулся, где оно горит, с каким огнем. Она объясняет, что она работник обкома компартии, и мне это так не пройдет. Через час звонят из механической службы. Пришлось идти. Получил разнос, что надо воспитывать людей. Я объяснил ситуацию. И пошли в мы в рейс без него. Возвращаемся через 4 месяца. Тут вылетают из всех кабинетов инженеры-наставники, меня окружают. И рассказывают, что этого механика назначили старшим механиком на другой теплоход. В Босфоре в самом узком месте он останавливает главный двигатель, звонит капитану на мостик: «Принеси бутылку водки, тогда запущу». Судно встало и его разворачивает. А ему хоть бы что. Понятно, что незамеченным это не прошло. Капитан получил выговор.

– Напоследок, еще одна байка, – говорит Аркадий Хасин.
– Стояли на рейде в Индонезии. Тогда было модно зубрить моральный кодекс строителей коммунизма. И наш помполит всех собрал, читает мораль: какими должны быть, вправо, влево не ходить, на чужих не смотреть. Закончил собрание, все выходят на палубу перекурить. В это время идет длинная пирога с 12 девочками. На корме сидит мама-сан с трубкой и кричит: «Капитана, бардака приехал!»

Вот такие истории наполнили новую книгу Аркадия Хасина, который полвека отдал морю, взамен получив любимую профессию и сюжеты для «Морских рассказов» и новых книг.


Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 33 от 21.08.2019-го

Posts from This Journal by “Хасин Аркадий” Tag

  • Аркадий ХАСИН: Выговор за контрабанду

    Презентация книги «Морские истории» Аркадия Хасина во Всемирном клубе одесситов 14-го августа напомнила старую историю со строгим…

  • Аркадий Хасин – с пером в руке, с Одессой в сердце

    Книга – лучший подарок Аркадий Хасин снова гостил в Одессе. Конечно же, прошел по тенистым улочкам детства, по местам, связанным в памяти…

  • СРОЧНЫЙ ФРАХТ

    Никогда не вспомнил бы, наверное, об этой истории, если бы не встретился старый друг Николай Ганчев, с которым учился когда-то в Мореходной школе.…

  • Аркадий ХАСИН: СЧАСТЬЕ ВОЗВРАЩАЕТ НА КРУГИ СВОЯ

    Проститься перед отъездом Аркадия Хасина в Германию «на зимние квартиры» удалось в сентябрьский солнечный денек. Занесли свежий номер…

  • НА ВАХТЕ МОРСКОЙ ИСТОРИИ

    Фото Анатолий Венгрук Он 52 года проработал на флоте. И где уж только на свете не побывал! Писать начал в молодости. Поначалу в читаемый всеми…

  • ОДЕССИТЫ В МУРМАНСКЕ

    Фото из сети. Уже мало кто помнит, что в 1949-м, в разгар Сталинской кампании «по борьбе с безродными космополитами», из…

  • ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

    Теплоход «Аркадий Гайдар», на котором в советские времена я долгое время работал старшим механиком, перевозил разные грузы: хлопок,…

  • АРКАДИЙ ХАСИН: ЖИВИТЕ В МИРЕ И СОГЛАСИИ

    С наступлением осени из Одессы отбыл Аркадий Хасин. За время работы на отечественном флоте он привык уходить и возвращаться. Но приезжать в Одессу…

  • АРКАДИЙ ХАСИН: СВОЯ ИСТОРИЯ ЗА КОРМОЙ

    Аркадий Иосифович Хасин – автор около двух сотен печатных морских рассказов – выступил перед группой курсантов-механиков мореходного…

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow