?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация



ВПК обеспечил высочайший уровень режима секретности операции государственной важности. Никто и не догадывался, что в складах порта практически четыре года хранились державные миллиарды гривен. Сумма, сравнимая практически с годовым бюджетом страны!
В детстве у него был выбор между двумя океанами – воздушным и морским. Он выбрал морской. И это не было случайностью.

С берегов Куколки, близ казацкой столицы Батурина
Он родился 17 мая 1949-го на Сумщине, в селе Поповка, не берегу речки Куколка. А на другом берегу – Конотоп. И знаменитый военный аэродром, гул моторов со взлетной полосы которого был столь же привычен, как и щебетанье птиц на березе у дома.
Совсем рядом – всего в 25 км – знаменитая казацкая столица Батурин. Цитадель воинства и символ вольницы. Село Поповка тоже основали казаки в первой половине ХVII века. Сын Виталия Петровича – Виталий Витальевич Крапива – рассказывал, что места в Поповке просто колдовские какие-то: «Когда удавалось приехать на отцовскую родину, выходил утром к речке Куколке… а над ней туман… как в сказку или былину попал… и все чудится, что сейчас из тумана выедет всадник, поправит усы и спросит: «Ну что, сынку? Как живешь? Как обычай казацкий помнишь? Как наш род продолжаешь?»
Земляки Виталия Петровича поступали в военные училища. В основном, шли в авиацию. Были такие мысли и у Виталия Крапивы. Конкурсы в летные училища были в те времена огромны. А тут еще Гагарин в Космос полетел!
Крапива в школе учился на «отлично». Занимался спортом, был заводилой среди сверстников, которые всегда выбирали его командиром. Большие конкурсы были еще и в мореходки, профессия моряка была уважаема и престижна, не меньше летной.


Однако, в мореходное училище (в отличие от авиационного) можно было поступать после восьмого класса. И вот Виталий Крапива, неожиданно для всех, поступил в Одесское мореходное училище Министерства морского флота СССР. Он всегда добивался поставленной цели.

Разве можно скучать в Одессе?!
При его способностях к точным наукам, учеба давалась ему легко. Хватало времени на музеи, спектакли, занятия спортом, кружки.
Курсантов мореходки с первого же курса водили в Одесский морской порт. Знакомили с судами, работой портовиков… Гудки пароходов, уходящих в дальние рейсы и прибывающих из странствий в незнакомых морях-океанах… Морская романтика навсегда пленила его душу.

В июле 1968-го, после окончания училища Крапиву зачислили в Николаевский морской торговый порт стивидором. Следующие 15 лет работы в порту стали для Виталия Петровича хорошей профессиональной школой, где он набирался опыта в различных подразделениях.

Федор Павлович Бедин (руководил несколькими морскими портами Украины) вспоминает, как пришел после окончания Одесской мореходки на работу стивидором: «В порту была традиция: к новичкам-стивидорам относились внимательно, прикрепляли к опытным старшим товарищам, которые вводили их во все тонкости стивидорного искусства. Вот таким наставником у меня оказался Виталий Петрович Крапива. Был он требовательным, разгильдяйства не допускал, но если видел в молодом специалисте живую заинтересованность в профессиональных знаниях – умел так изложить все тонкости обработки того или иного груза, что запоминалось это на всю жизнь… мало того, новичок влюблялся в профессию портовика…»

С февраля 1974-го по январь 1982 года Крапива В.П. работал заместителем начальника грузового района, а с июля 1983-го – начальником транспортно-экспедиторской конторы порта…

Виталий Петрович успевал заниматься спортом (борьбой), ходил на курсы испанского языка. Планировалась его командировка на Кубу, с которой у Советского Союза были очень тесные торговые связи.

Вот на этих-то курсах его и присмотрел Иван Петрович Усов, который в 1982 году перешел работать директором в Николаевскую контору Всесоюзного хозрасчетного внешнеторгового объединения «Союзвнештранс» и тоже изучал испанский.

В итоге – ни Крапива, ни Усов на Кубу не поехали, но… Глаз у Ивана Петровича был наметанный, и он быстро разглядел в Крапиве его главные качества – нестандартность и широту мышления, ответственность, целеустремленность, умение заставить подчиненных четко выполнять поставленные задачи. Вот так, с легкой руки Усова, в июле 1983 года Крапива В.П. был назначен заместителем директора этой конторы.


Школа коммерции
Фактически состоялся новый непростой, хотя и считавшийся престижным, поворот в судьбе Виталия Петровича. Главной задачей конторы ВО «Союзвнештранс» в городе Николаеве была организация транспортно-экспедиторского обслуживания грузооборота всех импортных и экспортных поставок через Николаевский морской торговый порт.

Это были годы кардинальных изменений в организации экономической деятельности ВО «Союзвнештранс» – внедрение принципов хозрасчета. Пришлось учиться вести переговоры, готовить контракты, считать эффективность предлагаемых к заключению договоров, выстраивать логистические схемы транспортировки – и еще многое другое, что было в новинку…
Словом, это была прекрасная школа коммерции. Он сполна использовал возможность наработать обширные связи в среде транспортников, экспедиторов, управленцев, крупных поставщиков продукции на экспорт и солидных покупателей импортных оптовых партий товаров.
В том числе и в специфической сфере транспортно-экспедиторского сопровождения поставок военной техники и товаров военно-технического назначения. Этот бесценный опыт весьма пригодился Крапиве в дальнейшем, особенно после обретения Украиной независимости.

По предложению Ивана Петровича Усова, 9 октября 1989 года Крапива В.П. был назначен заместителем начальника Николаевского морского торгового порта – начальником портопункта «Октябрьск».

Рынки вооружений лихорадило
Внутренняя борьба в верхних эшелонах партийно-хозяйственной элиты Союза, вражда центральных и отдельных республиканских партийных кланов сказывались на экономике. Терялись точность и эффективность управленческих решений. Ошибки приводили к провалам в целых отраслях экономики.

СССР начал постепенно терять позиции на мировом рынке вооружений. Особенно резкое снижение экспорта произошло в 1990–1991 гг. Разыгралась жесточайшая конкуренция в сфере мировой торговли оружием.
Главной причиной обвального падения рынка вооружений в первой половине 1990-х годов стали, по мнению специалистов, глобальные изменения военно-политической ситуации и баланса сил в мире, обусловленные роспуском Организации Варшавского договора и дезинтеграцией Союза. В свою очередь, окончание «холодной войны» предопределило сокращение вооруженных сил и военных расходов подавляющего большинства государств.

В результате, как для стран НАТО, так и для стран, ранее входивших в Организацию Варшавского Договора, уменьшилась потребность в приобретении новых вооружений и военной техники. В результате падения цен на нефть возникли проблемы с импортом вооружения даже у таких платежеспособных государств, как Саудовская Аравия и Кувейт. Высокая стоимость большинства современных систем оружия ограничивала возможности потенциальных покупателей.

Очень важным фактором было то, что с конца 80-х годов руководство бывшего СССР, а затем и России, отказалось от прежнего курса на поддержку «дружественных режимов» из других стран путем льготных поставок им вооружения по целевым программам военной помощи. По оценке американских специалистов, общий стоимостной объем советской (российской) военной помощи этим странам сократился с 9 млрд. долл. в 1988 г. до 100 млн. долл. в 1993 г. Зачастую продавались значительные объемы вооружений и военной техники по демпинговым ценам.
Все эти глобальные процессы в сфере мировой торговли оружием губительно сказывались на загрузке производственных мощностей портопункта «Октябрьск», который специализировался на переработке грузов военного назначения.

Как Крапива удержал грузопоток

Вот тут-то и пригодились наработанные Крапивой В.П. контакты, связи, знание грузовых потоков, умение сохранить отношения со «старыми» клиентами и привлечь новых. Портопункт остался с грузопотоками!
Кроме того, он умел сплотить коллектив на выполнение поставленных задач, никогда не забывал о материальном стимулировании за хорошую работу, но был очень суровым к нерадивым исполнителям. Заботясь о развитии материальной базы предприятия, совершенствовании механизации погрузочно-разгрузочных работ, он не забывал и о решении социально-бытовых вопросов. Он понимал, что столовая, душевые, раздевалки, ухоженные деревья и газоны, детский сад и путевки портовикам в дома отдыха – не мелочи быта, а составная часть производственного процесса, потому что работа спорится только там, где ее выполняют с хорошим настроем, с улыбкой.

Он до мелочей знал процессы переработки грузов, умело организовал работу складских и диспетчерских служб, от слаженности которых в немалой степени зависела успешная работа по обработке судов. А состояние причалов и средств механизации было вообще предметом его особого внимания и гордости – тут покоя не было ни главному инженеру, ни главному механику!
Августовские события 1991 года привели к распаду Союза и провозглашению независимости Украины. Виталий Петрович понял – сберечь специфику порта (со специальными и грузами военного назначения), а также удержать наработанный грузопоток, можно только отдельным предприятием.

Поддержало руководство ОГА в Николаевской области (Кинах А.К.) и Николаевского МТП (Стребко С.К.). 20 ноября 1992 года Распоряжением Кабинета Министров Украины № 755 на базе портопункта «Октябрьск» было создано самостоятельное предприятие – Специализированный морской порт «Октябрьск». Начальником СМТП «Октябрьск» назначен Крапива Виталий Петрович.

ВПК в самостоятельном плавании

Порт, как часы, перемещал опасные грузы и вооружения: авиа- броне- и автотехнику, взрывоопасные, химические и отравляющие веществ, а также ядерное топливо иностранного производства для отечественных атомных электростанций и многие иные специфические грузы.

Грузили вооружения, боевую технику, военно-техническое имущество при ротации миротворческих контингентов в рамках сотрудничества Украины с ООН, проведения на территории Украины войсковых учений военными ведомствами иностранных государств.
Большинство, из того, что выполнял порт под руководством Виталия Петровича Крапивы, находится под грифом секретности. Многое является тайной не только государства Украина, а поэтому охраняется соответствующими международными договорами. Наверно, придет время, и о них не только расскажут – будут снимать остросюжетные фильмы-сериалы.

Но есть несколько уникальных, блестяще проведенных операций, о которых уже настало время говорить и которыми можно гордиться.
Одна из таких – операция, связанная с введением в Украине своей национальной валюты – гривни.
Любое самостоятельное государство стремиться к защите своей экономики. Поэтому после обретения Украиной независимости встал и вопрос введения собственной денежной единицы как неотъемлемого атрибута государственности.

Операция "Щит Украины"
Эту сложную организационную и финансовую задачу было принято решать в несколько этапов – сначала, с целью защиты потребительского рынка, введением временной денежной единицы – купонов многоразового использования (купонно-карбованцев), а потом уже переходить на полноценную валюту.

Эскизы художниками были разработаны довольно быстро, но задача воплощения их в жизнь осложнялась тем, что собственных мощностей для изготовления купюр в стране не было. Заказ пришлось размещать за рубежом.
Национальный банк Украины в 1991-1992 годах подписал контракты с фирмами Канады, Великобритании и Италии на изготовление банкнот (фирма «Thomas De La Rue») и монет (Монетный двор Италии).

29 ноября 1991 года председатель Службы национальной безопасности Украины (так тогда называли СБУ) генерал Евгений Марчук подписал план оперативно-боевой операции "Щит Украины" по вывозу из-за рубежа особо ценных бумаг и акций.
В операции были задействованы сотрудники 5-й группы "А" СНБ Украины (потом эту группу преобразовали в подразделение "А", в просторечии – "Альфу").

Руководителем группы спецназначения для выполнения операции "Щит Украины", был назначен полковник Василий Крутов (ныне – генерал-лейтенант). Операция была согласована с высшим руководством страны и имела высочайшую степень секретности.


Купоны завозили воздушным путем, на Ан-124 "Руслан" из Франции, Великобритании, Испании, Мальты. Были сделаны около 50 рейсов почти по 100 тонн груза каждый. Садились на аэродромы в Стрые, Симферополе, Николаеве, Киеве. Внутри регионов доставленные купоны развозили в сопровождении мобильных групп из числа оперативных сотрудников СБУ на местах, прошедших специальную подготовку по отдельной программе. Делалось это в обстановке полной конспирации.

Однако длительность и стоимость такого трансфера была столь велика, что следующий этап доставки валюты (уже не купонов, а гривень) было принято решение осуществлять морским путём.
Выбор порта назначения был однозначным – СМП «Октябрьск». 14 августа 1992 года глава СБУ Евгений Марчук подписал план «Щит Украины-2» по доставке нацвалюты в Украину.

          Груз в целях безопасности легендировался, как гуманитарная помощь со стороны украинской диаспоры в Канаде. Ввезли под видом исторической литературы, бланков различной отчетности и тому подобное.


Как «Пётр Алейников» за гривнами ходил

Василий Крутов, руководивший группой по обеспечению безопасности доставки гривни вспоминал о подготовке операции: «…когда начал разбираться с потенциальными угрозами, то узнал, что, оказывается, в год в Мировом океане в среднем погибает до 600 судов!
В том числе от морского терроризма, в просторечии именуемого пиратством. Но самое главное, очень важно было соблюсти абсолютную секретность. Тогда ведь не все страны желали, чтобы Украина вышла из рублевой зоны и имела свою валюту (купоны были лишь переходным вариантом). Подбиралась и готовилась специальная группа сотрудников, основываясь на нескольких факторах. В первую очередь, чтобы человек мог достаточно долго находиться в замкнутом пространстве, причем с оружием, и оставаться психологически устойчивым.

Должен был переносить качку, вибрацию, обладать отменным здоровьем и многими другими специальными качествами. Бойцы готовились к обеспечению безопасности морского судна в условиях самых разных ситуаций. Надо было разработать специальную тактику и стратегию работы в очень непростых условиях, ведь операция такого уровня и важности впервые проводилась в нашей стране».


Выбор судна для транспортировки столь ценного груза был сделан по рекомендации Виталия Петровича Крапивы! Он давно знал капитана сухогруза «Пётр Алейников» Юрия Леонидовича Алалыкина как человека, который лучше всех справится с такой сложной транспортировкой, знает маршрут следования груза и сумеет организовать такой плавсостав судна, что режим секретности не будет нарушен никем!

Среди угроз - пираты, айсберги, суда в тумане и «волны-убийцы»

Морские походы за гривнами в Канаду были довольно драматичными, можно даже сказать – приключенческими. Об этих непростых событиях тогда никто не знал… Было многое – выход из строя рации, угрозы столкновения с айсбергом, опасные сближения судов в тумане, встреча с так называемой «волной-убийцей»…
В день выхода в рейс дополнительной тревоги добавило сообщение радиостанции Би-Би-Си о заявлении Президента Леонида Кравчука, что в конце года в Украине будет введена национальная валюта – гривна.

К тому же вышла
публикация в российской газете «Известия» заметки о том, что Украина якобы доставляет из Канады контейнеры с гривнами. Однако портом назначения ошибочно называлась Одесса.


«Когда мы заходили на судно, экипаж, разумеется, поинтересовался – кто мы. На что, получили ответ, что музыканты, а в кейсах – инструменты, - с улыбкой вспоминает Сергей Ропаев, один из участников разработки и реализации спецоперации «Щит Украины-2», – Несмотря на режим секретности, с командой сухогруза проходили обучающие занятия на случай обороны.

При возникновении какого-либо обострения каждый знал свое место.  Рассматривались все возможные варианты.
Кроме опасности диверсий, атак пиратов и прочих рукотворных проблем, команда должна была быть готова и к опасным случайностям…».
«Наше оружие, вспоминал Василий Крутов, – было оформлено в соответствии с требованиями международной конвенции по перевозке вооружения (у нас были и АКМС, и АПС, и гранаты, и снайперские винтовки и кое-что еще)…

То есть стволы находились в сейфах под замками. Но, мы в любой момент могли мгновенно их извлечь и применить в случае нужды. Не хочу раскрывать секреты, но, поверьте, во всеоружии мы были готовы постоянно…»


Каждый «гривневый» поход длился почти 50 суток


Тогдашний председатель правления Нацбанка Украины Вадим Гетьман в одном из своих интервью сказал: «…постарел на десять лет за тот период, когда «Пётр Алейников» ходил за гривнами. … насколько это была рискованная операция, ведь тайные враги нашей независимости могли даже потопить судно. В океане, который кишит подводными лодками, это легко осуществить без свидетелей».

Виталий Крапива, как и Вадим Гетьман, был в напряжении и не знал покоя всё время проведения операции. У Виталия Петровича была своя, не менее сложная, задача обеспечения координации всех, кто будет задействован после прибытия драгоценного груза на территорию Украины. Мало того, что координировались действия служб разной ведомственной принадлежности – надо было обеспечить при этом ещё и высочайший режим секретности.
В порту было ещё раз перепроверено техническое состояние всех погрузочно-разгрузочных средств.

Диспетчерские службы обеспечивали такое составление графиков движения плавсредств в акватории лимана (не говоря уже про порт), которые исключали бы даже возможность контакта с сухогрузом «Пётр Алейников». Про Николаевское управление Службы безопасности Украины и говорить не приходиться. Они-то покоя не знали ещё с периода воздушной доставки в Николаев купонов. Руководитель областного управления СБУ В.Н.Калинин и В.П.Крапива согласовывали до мельчайших деталей все действия по обеспечению безопасности и режима секретности. С руководителем Николаевского управления внутренних дел В.Т.Ключником были определены зоны ответственности органов милиции, количественный состав задействованных сил.


В детали не посвящали никого. Тонкости знали лишь два человека – В.П.Крапива и В.Н.Калинин. Даже сотрудники управления СБУ в Николаеве не знали, что за груз прибывает в Николаев… знали только, что груз государственной важности.
Наконец, весь груз прибыл в порт «Октябрьск». Национальная валюта Украины прибыла в свою Державу!


Четыре года державные миллиарды гривен хранились на складах порта

Позже, как известно, гривну стали печатать в Украине на Монетном дворе. 25 августа 1996 года Президент Украины Леонид Данилович Кучма подписал Указ № 762/96 «О денежной реформе в Украине», согласно которому 2 сентября 1996 тода началось введение  в наличный оборот национальной валюты Украины – гривни.
Виталий Петрович Крапива обеспечил настолько высокий уровень режима секретности при проведении такой операции государственной важности, что никто и не догадывался, что на территории СМП «Октябрьск»  практически до 1996 года хранились державные миллиарды гривен, сумма, сравнимая практически с годовым бюджетом страны!

В скольких еще операциях, которые укрепляли военную и экономическую мощь Державы участвовал СМП «Октябрьск» под руководством Виталия Петровича Крапивы!

С марта 1999 года порт стал еще и морскими воротами для украинских ракет-носителей в Космос! Ежегодно несколько ракет, изготовленных в Днепропетровске прибывают на специальных платформах в СМП «Октябрьск» (ныне – «Ольвия») и, в рамках международного сотрудничества по программам «Морской старт» и «Антарес», отправляются от портовых причалов к месту старта.

У штурвала порта Крапива В.П. простоял до 28 ноября 2011 года. В общей сложности, включая период руководства портопунктом «Октябрьск» - 20 лет!


Коротко и емко охарактеризовал значение Виталия Петровича Крапивы в истории порта нынешний руководитель Филиала «Октябрьск» ГП АМПУ Егоров А.Ю.: «Он был человеком удивительным, душой сроднившимся с портом. Ему до всего было дело... Как старейшина в большой семье – за мудрым советом по разным поводам к нему обращались все – от начальника до докеров! Такой эффективности работы с военными грузами ни в одном порту Украины не было. Он сочетал в себе лучшие качества прекрасного финансиста, экономиста и технолога. Он все время отдавал порту, забывая об отпуске и выходных. Человек, который имел статус орденоносца, три ордена «За заслуги», награды и звания, но никогда не выпячивал их, на равных общался с президентами Украины. Он всегда был сдержанным. Только по глазам, жестам можно было понять, что внутри все бурлит. Видимо, в какой-то момент сердце не выдержало…»

Аллею возле управления портом тоже Виталий Петрович предложил посадить. Сам вместе со всеми сажал деревья. Посаженная я с его участием аллея названа его именем. На памятном знаке – надпись:
Шумлять алеї дерева про фахівця морської справи:
Їм’я Віталій Крапива – це гордість порту та Держави!


Владимир КАЛИНИН, Татьяна ПАХРИЦЫНА

Posts from This Journal by “Октябрьск” Tag

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow