Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Михаил Дубровский - Сто лет гидротехники

Кафедра «Морские и речные порты, водные пути и их техническая эксплуатация» Одесского «водного» (ОНМУ) отметила 100 лет (16-18.10). О значении и месте одесских гидротехников в морской отрасли Украины и мира рассказал заведующий кафедрой Михаил Дубровский
– Михаил Павлович, насколько сейчас востребованы гидротехники, где трудоустраиваются ваши выпускники?
– В недалеком прошлом гидротехники были в руководстве портов, как главные инженеры, начальники отделов. Сейчас таких специалистов стало меньше. Но это не значит, что меньше стало гидротехнических сооружений, которые требуют обслуживания. С течением времени происходит износ физический, а также моральный, когда сооружения перестают удовлетворять современным требованиям. Флот, как известно, развивается быстрее, чем сооружения портов. И новые поколения судов просто не могут зайти в наши порты, потому что осадка не позволяет. Поэтому приходится обрабатывать суда частично на рейде.

А это дополнительные затраты времени и денег. И эта проблема усугубляется. В вузе мы учим, как решать подобные проблемы и на что обращать внимание в наших современных условиях. Не всегда у отраслевых проектировщиков есть время, чтобы отслеживать мировые тенденции. У нас же на кафедре есть такая возможность, мы все время держим руку на пульсе. И стараемся передать студентам знания и навыки, чтобы они по окончании вуза были востребованы. В последнее время, отмечу, начался кадровый голод на гидротехников, в том числе, в морских портах. Ко мне последние 4 года стали обращаться из наших портов с просьбой порекомендовать грамотных, способных и перспективных выпускников для работы в порту. Но не всегда наши студенты охотно откликаются на такие просьбы, потому что мы им даем такую хорошую подготовку, что они себя легко находят и внутри страны, и за ее пределами. Есть целый ряд примеров, когда наши выпускники успешно работают за границей.
– Ваши выпускники – «штучный товар»…
– В среднем по нашей специальности бакалаврат заканчивает 40 человек в год. Также мы выпускаем магистров по специальности 192 «Строительство», куда, в том числе, включают гидротехнику. Недавно мы начали осуществлять подготовку также по специальности 194 «Гидротехническое строительство, водные исследования и водные технологии».
– Что обещает речная гидротехника?
– Внутренние водные пути уже давно ждут своего часа. В свое время – в 2000 году – наш университет был первым в Украине, который на равноправных началах участвовал в европейском проекте по внутренним водным путям COMPRIS. Мы разрабатывали часть проекта, касающуюся украинской части Дуная, а другие дунайские страны (от Германии до Румынии) отвечали соответственно за свои участки этого водного пути. В этом проекте я был национальным координатором по Украине. После этого в Украине возникла и начала развиваться система РИС (речные информационные службы).
– Речные перевозки, меж тем, упали почти до нуля…
– Все зависит от грузооборота, привлечения грузопотоков и обеспечения прохождения водного пути. По Дунаю нам стало сложно конкурировать с румынским каналом. Поэтому актуальным считается возобновление работы украинского водного пути Дунай-Черное море. У нас еще есть Днепр, судоходство по которому пока ограничено. 15 лет назад мы рассматривали возможность создания транспортного коридора, чтобы по Днепру (через Десну) выходить на европейские водные пути. Но тут есть узкие места: мелководье, изношенные шлюзы, что требует серьезных инвестиций. Технически эти проблемы решить вполне возможно, а вот чтобы привлечь инвестиции, нужно заинтересовать грузовладельцев тарифами и выгодными условиями перевозок.
– Ваш фронт работ – в основном, морские порты…
– Мы работаем с нашими морскими портами, помогаем решать инженерные задачи. Для Одесского порта и порта Южный разрабатывали стратегию развития причального фронта. Речные порты пока, к сожалению, не могут себе позволить инвестировать в перспективные разработки. Хотя есть такие частные компании, как, например, «Нибулон», которые успешно развиваются и планируют свое будущее.
– Вашу кафедру и Морской университет хорошо знают за рубежом. Чем вы привлекаете зарубежных партнеров? Недавно подписали договор с голландцами, в Японию, говорят, удачно съездили.
– За рубежом следят за нашими публикациями, которые мы размещаем в известных и авторитетных журналах, в докладах на престижных международных конференциях, в монографиях. На основе этого оценивают наши достижения. Голландцы лучшие гидротехники Европы. Известная голландская фирма «IHC» выступила инициатором образовательного проекта.

Она занимается строительством и эксплуатацией земснарядов и организацией тренингов, обучением персонала для работы. Поскольку в Украине одна из актуальных задач – это углубление акваторий наших портов, то мы заинтересованы в сотрудничестве с такими компаниями. Конечно, у нас на кафедре есть курс дноуглубления для наших студентов. Но он не настолько современен и привязан к европейским стандартам, как те курсы, которые предлагают голландцы.

Тем более, там есть программы, которые смогут финансово поддержать такое сотрудничество. Поэтому между нашим университетом (ректором С.В.Руденко) и компанией «IHC» (директором тренингового института P. Rooswinkel) подписан меморандум, на основе которого будем развивать это сотрудничество.


Голландцы готовы передавать нам свои дидактические материалы на различных носителях, электронные версии, теоретические и практические рекомендации. Возможна стажировка наших преподавателей в Голландии и проведение курсов лекций голландскими специалистами у нас.
В то же время, это не единичный пример. У нас есть опыт сотрудничества и с другими компаниями из Нидерландов: с фирмой «ICE», которая производит и применяет технику для гидростроения (гидравлические молоты и вибропогружатели); с компанией «Plaxis», возникшей в свое время на базе университета Дельфт – самого престижного европейского вуза, занимающегося гидротехникой и геотехникой.
– Когда у нас будут созданы такие условия для сотрудничества науки передовых технологий и производства?
– Мы к этому идем. И наши усилия оценивают зарубежные партнеры, приглашая к сотрудничеству. Например, меня приглашали читать лекции, проводить научные семинары и совместные исследования в Австралии (университеты Сиднея и Перта), Люксембурге («АрселорМиттал»), Польше, Дании, Италии и других странах. 10 лет назад на международной конференции я познакомился с японской компанией «Гикен», продукция которой для погружения свай основана на инновациях, хайтеке. Корпорация занимается защитой берегов Японии от наводнений, воздействия землетрясений и цунами.

Оригинальные мощные установки позволяют вдавливать огромные сваи на большую глубину практически бесшумно – без ударов, без вибрации. Японцы так и называют этот процесс «имплантацией свай», а свои машины – «молчаливыми погружателями». Если поставить стакан воды рядом с такой работающей машиной, вдавливающей сваю, поверхность воды не шевелится.

Поскольку мы первый университет, который завязал с ними научно-техническое сотрудничество, нас приглашали с докладами на семинары и конференции, посвященные этой технологии, в Кембридже (Великобритания), Новом Орлеане (США), Шанхае (Китай), Сайгоне (Вьетнам) и, конечно, в Японии. Президент корпорации г-н Китамура, автор ее основных патентов, заинтересован в научных исследованиях, поддерживающих направление их деятельности. Поэтому 10 лет назад при моем участии была создана международная научная Ассоциация по вдавливанию свай (International Press-in Association). Мы проводим совместные исследования, в том числе и на основе грантов этой Ассоциации. В 2017 году меня избрали в состав Совета директоров этой Ассоциации. В 2016 году японская компания «Гикен» впервые по нашему приглашению приняла участие в международной выставке «Интертранспорт», представив интересный выставочный стенд и выступив с презентацией передовых технологий будущего, что вызвало огромный интерес у наших специалистов.
– Чего ждать кафедре в следующие 100 лет?
– У нас с каждым набором студентов появляются интересные творческие лица среди студентов. И наша политика – привлечь их на кафедру как для учебы, так и для дальнейших исследований и работы. Мы привлекаем кадры, поддерживая традицию преемственности поколений. Наши преподаватели прошли в нашем университете этапы студентов, аспирантов, защитили диссертации. Думаю, у нас есть потенциал для развития.
А с нового года в газете «Моряк Украины» появится колонка гидротехника, где будут публиковаться новости со всего мира и, конечно, кафедры «Морские и речные порты, водные пути и их техническая эксплуатация» Одесского национального морского университета.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 43 от 31.10.2018-го
Tags: Венгрук Анатолий, Гидротехника, Даты, Ищук Инна, Наука, ОНМУ
Subscribe

Posts from This Journal “ОНМУ” Tag

promo moryakukrainy март 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author