?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация


Перед отпуском всякий раз ищу незнакомый морской музей. В мире их множество, и некоторые мне уже удалось посетить. Все они очень разные. Есть музеи, так сказать, классического образца, как, например, наш одесский бывший Музей морского флота СССР. Во многих странах есть плавучие корабли-музеи: крейсер «Аврора», ледокол «Ленин» в России, корабль адмирала Нельсона «Виктория», чайный клипер «Катти Сарк» в Великобритании и т.д. Они ошвартованы у причала на вечную стоянку и открыты для посетителей. Но есть музеи совершенно другого типа, где кораблям выстроили целые сухие доки с крышей, постоянной температурой, освещением искусственным. Все это сделано очень грамотно и c большой любовью, чтобы надолго сохранить потомкам исторические корабли в их первозданном виде. В столицах Норвегии – Осло и Швеции – Стокгольме мне удалось побродить, условно говоря, по музеям такого типа.


Главные морские музеи Норвегии


Первым удалось осмотреть музеи Осло: «Музей кораблей викингов», «Музей «Кон-Тики» и «Музей «Фрама». В «Музее кораблей викингов» представлены наиболее хорошо сохранившиеся корабли викингов с уникальными находками из трех самых больших курганов в Норвегии. Все корабли являлись действующими судами, а затем были вытащены на берег и использованы в качестве погребальных судов. В этом музее можно посмотреть фильм, своего рода уникальное визуальное путешествие в историю кораблей викингов.

Главный экспонат этого музея – это, безусловно, корабль из Осеберга, построенный около 820 года и украшенный богатой изящной резьбой. В 834 году это судно стало погребальным кораблем для двух знатных женщин. Корабль из Гокстада был построен приблизительно в 900 году и примерно через 10 лет стал погребальным судном для одного из знатных людей. Этот корабль имел очень хорошие мореходные качества и прекрасно подходил для выхода в открытое море. Корабль из Тюне был обнаружен в 1867 году и был первым из кораблей викингов, приведенным в порядок в новое время. Это был быстроходный корабль, построенный примерно в 900 году.



Недалеко от «Музея кораблей викингов» находится «Музей «Кон-Тики» – это частный музей семьи Тура Хейердала – одного из самых знаменитых норвежцев двадцатого века, путешественника и антрополога. Музей посвящен жизни и деятельности Хейердала. Здесь главный экспонат музея – настоящий плот «Кон-Тики». На этом плоту Тур Хейердал и его команда единомышленников в 1947 году пересекли Тихий океан. Плот создавался по точному образцу лодок, которые строили и использовали древние индейцы в Южной Америке. Путешественник с экипажем смогли преодолеть за сто один день порядка 4,5 тысяч морских миль. Он доказал, что первые полинезийцы были южноамериканцами, а не азиатами, как ранее считалось. Название плота не случайно – его назвали в честь старого полинезийского бога Кон-Тики, который, по древним верованиям, приплыл с западных земель в Полинезию, основав там первое поселение.

Несколько уровней музея позволяют смотреть на этот плот сверху, на уровне главной палубы и под днищем плота, где накладывается видеопроекция обитателей морских глубин. Тут можно посмотреть множество видеороликов, включая хронику тех лет и документальный фильм Тура Хейердала, снятый непосредственно во время путешествия.
За этот фильм Хейердал получил в 1952 году премию «Оскар» как за лучший документальный полнометражный фильм.
В этом музее еще выставлена настоящая тростниковая лодка «Ра-II» и макет лодки «Тигрис», на которых вместе с Хейердалом участвовал в экспедиции известный советский исследователь, врач, ведущий ТВ-программы «Клуб путешественников» Юрий Сенкевич. В музее собрано огромное количество вещей, связанных с экспедициями на острова Полинезии, выставлены макеты огромных статуй с острова Пасхи, представлены подлинные личные вещи участников экспедиций и предметы их быта. 

Прямо через дорогу от «Музея «Кон-Тики» находится самый лучший музей Норвегии, которым по праву гордится вся страна, – Музей шхуны «Фрам» («фрам» в переводе с норвежского означает «вперед»). Это просто грандиозное сооружение, по сути, сухой док с крышей, на стапель-палубе которого установлено легендарное судно.
Шхуна «Фрам» была построена в 1893 году специально, чтобы подтвердить догадку полярника №1 Фритьофа Нансена о возможности достижения Северного полюса при помощи трансполярного течения. Особенности конструкции шхуны позволяли ей дрейфовать в паковых льдах, выдерживая огромное давление ледовых масс на корпус судна. За это полярную шхуну «Фрам» считают самым прочным деревянным судном в истории судостроения. Экспедиция Ф. Нансена на шхуне «Фрам» Северного полюса не достигла, вернувшись благополучно домой после трех лет (1893-1896 гг.) тяжелейшего ледового плавания. Однако экспедиция под началом другого знаменитого норвежца Рауля Амундсена на этой шхуне впервые достигла Южного полюса (1910-1912 гг.).

Здесь можно подняться на борт шхуны, заглянуть в каюты участников экспедиции, на камбуз, кают-компанию судна и постоять за штурвалом.

На трех ярусах с обоих бортов шхуны витрины с фото, документами и личными вещами полярников. Зачастую, в огромном зале раздается страшный треск – это запись рушащихся льдин. Полное погружение в реальность полярной экспедиции выполнено в формате 3D. Когда спускаешься в трюм судна, тебя натурально «качает», а над палубой шумят метели и воет северный ветер. Всякий может позвонить в судовой колокол, загадав при этом желание. Говорят, оно обязательно сбудется!

Юрий Стулий, старший лоцман-оператор ПРДС «Одесса»
филиала ГП АМПУ «Дельта-лоцман»
«Моряк Украины», № 39 от 3.10.3018-го

МЕТКИ Поиск:

Posts from This Journal by “Музеи” Tag

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow