Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

22 ГОДА ЗАБЛУЖДЕНИЙ, или почему морякам угрожает безработица

Серьезную тревогу вызывает система подготовки моряков у специалистов, которые два десятка лет назад приложили немало усилий, чтобы Украина вошла в так называемый «Белый список» ИМО. Чем вызвана тревога, что стало первопричиной реально грозящих бед, почему моряки могут потерять работу, а страна недополучит валютные средства, поступающие в виде зарплат моряков – ответы изложены в этом анализе

На основании приобретенного опыта при введении в действие на территории Украины «Міжнародної конвенції про підготовку і дипломування моряків та несення вахти 1978 року з поправками» (International Convention on Sandards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978, as amended in 1995, далее STCW) и включения нашей страны в «Белый список» Международной морской организации (IМО), считаем возможным и необходимым высказать свое мнение о состоянии имплементации этой конвенции в Украине.
Вначале надо дать некоторые предварительные пояснения и рассмотреть законодательно-нормативные документы нашей страны, сопутствующие поднимаемым вопросам.
29 ноября 2000г Украина вошла в «Белый список» IМО, список стран, моряки которых допущены на льготный международный рынок морского труда.

Что же это за льготный рынок?
Ответом служит письмо Генерального секретаря IМО, направленное в Украину в 1996 г. В письме предупреждение, что если Украина не примет срочные меры к введению на своей территории конвенции STCW к 1 февраля 1997 г., то она не попадет в «Белый список».
Акцент был на том, что если страна не состоит в этом списке, то документы ее моряков не будут признаны странами, входящими в «Белый список».
И, как следствие, в каждом порту захода стран «Белого списка», судно, на котором работают наши моряки, будет задержано, а моряки будут сняты с судна и направлены на экзамены для проверки соответствия их квалификации требованиям, согласно Статье X конвенции STCW.
Кому будут нужны такие моряки? – заключил свое письмо Генеральный секретарь IМО.
Что же это за Конвенция STCW и чего она требует?
В результате бурного развития мирового морского грузооборота, многообразия конструкций размерений, грузоподъемности, мощности двигателей, изменения в технологии и практике труда на судах, любое судно все больше становится объектом опасности труда моряков.
Возросшая активность мирового торгового флота создала рост процента аварий на флоте и случаев загрязнений мирового океана, связанных с человеческим фактором.
Чтобы максимально снизить риски от ошибок человека, IМО разработала и постоянно совершенствует STCW – международные требования к профессиональному опыту моряков.
Уровни профессиональных навыков мореплавателей, отвечающие международным требованиям, определяют «Стандарты компетентности», которые должны быть достигнуты для надлежащего выполнения действий на судне.
Уровень «Стандарта компетентности» отражает документ формы STCW «Сертификат компетентности».
Международная дипломатичнская конференция в Маниле в 2010 г. подтвердила и, на опыте предыдущих лет, в очередной раз развила международные Стандарты компетентности STCW.
Вывод № 1. Страна, которая является стороной STCW и состоит в «Белом списке» IМО, обязана обеспечить соответствие Стандартам компетентности STCW лиц, которым она выдает Сертификаты компетентности, для работы на судах торгового флота льготного рынка международного морского труда (т.е. письменный допуск на объекты повышенной опасности).
Какие центральные органы государственного управления Украины и в какой мере отвечают за соблюдение Стандартов STCW?
Не искажая переводом смысла нормативных актов, берем названия нормативно-правовых актов на государственном языке.
Начнем с Постановления Кабинета Министров Украины «Про порядок участі центральних органів виконавчої влади у діяльності міжнародних організацій, членом яких є Україна». Ответственность за выполнение обязательств, вытекающих из членства Украины в Международной морской организации (ІМО) возложена в таком порядке: первым ответственным является Министерство транспорта и связи Украины, преобразованное в Министерство инфраструктуры Украины, вторым – Министерство иностранных дел Украины и третьим – Министерство юстиции Украины.
Министерство иностранных дел Украины (МИД) является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере внешних связей, осуществляет соответствующий общий надзор за всеми центральными органами исполнительной власти по выполнению обязательств, вытекающих из членства Украины в ІМО.
Министерство юстиции Украины (МЮУ) является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную правовую политику, в том числе осуществляет правовую экспертизу проектов законов и других актов законодательства по выполнению обязательств, вытекающих из членства Украины в ІМО.
Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) – центральный орган исполнительной власти, несущий ответственность за выполнение обязательств в отношении международных морских конвенций ІМО, в т.ч. STCW.
Сразу уточним перевод названия конвенции STCW с английского языка на украинский.
Так, термин «certificate» (производная форма от французской «certificat») нелогично, вместо перевода подменяя его смысл, заменять на термин «diplomа» (производная форма греческой и английской «diplomа», французской «diplome») и использовать как «диплом». Следовательно, и термин «certification» некорректно подменять на «дипломування». Следует использовать термин «сертифікація».
К сожалению, эта досадная некорректность перевода встречается во всем тексте конвенции STCW.
В этом случае, более соответствующее смыслу и переводу название конвенции STCW на государственном языке будет: «Міжнародна конвенція зі стандартів підготовки, сертифікації та несення вахти для моряків». Более грамотными оказались рыбопромысловики. Они перевели свою конвенцию со схожим на английском названием морской (см. Закон України «Про приєднання України до Міжнародної конвенції про стандарти підготовки, сертифікації персоналу риболовних суден та несення вахти 1995 року» N 2993-III от 17 січня 2002 року.).
С большой вероятностью можно считать, что неточности перевода STCW, вошедшего в Закон Украины 1996 года о присоединении к STCW, вызваны использованием текста российского перевода времен СССР, что недопустимо для перевода на государственный язык. Кстати, термины «підготовка», «дипломування», «диплом» и сейчас широко используются в нормативно-правовой базе. Это вызывает путаницу понятий, усложняет обязанности МИУ и МОН по имплементации STCW в национальное законодательство.
Рассмотрим основные задачи центральных органов исполнительной власти Украины, причастных к выполнению STCW в следующем порядке.
Часть первая. Анализ основных задач Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) и Министерства образования и науки (МОН) Украины по выполнению стандартов обучения STCW.
Часть вторая. Анализ последствий пережитков системы морского обучения СССР и предложения выхода из создавшегося тупика проблем.
Часть третья. Роль Министерства социальной политики и Министерства здравоохранения Украины в выполнении раздела стандартов несения вахты
Часть четвертая. Как вводилась Конвенция STCW в Украине и как наша страна входила в «Белый список».
Основные термины конвенции состоят в ее названии: обучение – сертификация – вахта. В такой последовательности и постараемся постепенно изложить наше мнение о состоянии выполнения STCW
На первом этапе, проясним, для себя, какие задачи по обучению моряков закреплены национальными нормативно-правовыми актами за (МИУ) – основным гарантом выполнения морских конвенций ІМО.
В сфере морского и речного транспорта (кроме сферы безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства) МИУ обеспечивает формирование и реализацию государственной политики: в торговом мореплавании выполнение обязательств Украины по морской Конвенции STCW и их имплементацию в национальное законодательство.
В числе заданий, возложенных на МИУ, есть такие:

  • утверждает положение о порядке осмотра предприятий, которые проводят подготовку членов судовых экипажей;

  • определяет учебные заведения, которые проводят обучение.

  • утверждает требования: к тренажерному и другому оборудованию, предназначенному для профессиональной подготовки и проверке знаний лиц из состава команды морских судов; к учебно-тренажерным заведениям, которые проводят подготовку членов судовых экипажей, и др.

В границах своих полномочий, определенных законом, МИУ выполняет функции Морской администрации Украины,
К сожалению, украинский флот потерян, но Украина морская держава и мы верим, что флот Украины со временем возродится. Рабочих мест на торговых судах под национальным флагом у нас пока нет. Работоспособное население в Украине умное, развитое, трудолюбивое, готовое на тяжелый труд ради достойной зарплаты. Работа на иностранном флоте дает такую возможность.
Однако, в сфере своего управления МИУ не имеет морских учебных заведений, но несет обязательства вне сферы своего управления и несвойственные ему функции в вопросах подготовки морских специалистов.
Во времена СССР в сфере управления Министерства морского флота были учебные заведения, учебно-производственные суда. Советский Союз обладал средствами на обширное и долговременное образование моряков для своего флота. Например, только Одесская государственная морская академия могла дать 1000 мест практики своим курсантам, под наблюдением профессионалов и огромный торговый флот также брал практикантов на свои суда.
Конвенция STCW ставит перед государством основную задачу – строго соблюдать международные Стандарты компетентности при обучении, сертификации и вахте моряков.
В числе заданий, возложенных на Министерство образования и науки Украины (МОН), есть следующие:

  • обеспечивать интеграцию отечественного образования, науки, других сфер, которые входят в его компетенцию, с неуклонным соблюдением принципов сохранения и защиты национальных интересов;

  • разрабатывать и утверждать государственные стандарты образования и образовательные стандарты конкретных профессий;

  • проводить лицензирование и аттестацию профессионально-технических учебных заведений независимо от их подчинения и формы собственности, а также осуществлять контроль над соблюдением лицензиатами лицензионных требований;

  • формировать перечень отраслей знаний и специальностей, по которым выполняется подготовка в высших учебных заведениях;

  • ежегодно формировать предложения по государственному заказу на подготовку специалистов и рабочих кадров, на повышение квалификации и переподготовку кадров для потребностей государства с учетом прогноза потребностей на рынке труда; и т.д.

При этом заметим, что в списке 19 профессий общегосударственного значения морских профессий нет. Также, к сожалению, в системе МОН исчезли профессионально-технические училища рядового состава судовой команды, их подменили многочисленные частные учебные центры, которые неспособны выработать навыки практической работы в море.
Результатом 22-летних заблуждений Украины, создавших проблемы выполнения STCW, есть избыточность взятых на себя МИУ обязательств по выполнению STCW в вопросах подготовки морских специалистов. Вина этого – влияние махрового пережитка системы морского обучения СССР, позволявшей затратные формы подготовки.
Особо вредным (тяжелым для моряков) примером сохранения пережитка системы морского образования СССР являются внесенные дополнения в Национальный «Классификатор профессий».
Так, по инициативе Министерства транспорта и связи Украины (Приказ № 861 от 07.12.2005) дополнены квалификационные требования для офицерского состава судового экипажа наличием высшего образования с обязательным образовательно-квалификационным уровнем (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, периодическим повышением квалификации и наличием «диплома» Минтранссвязи).
Это ничем не объяснимое превышение требований STCW было подарком для МОН.
Благодаря этому, МОН сохранило морские вузы, не обладающие базами для практики, и право на подмену практической подготовки емкими общеобразовательными дисциплинами, сохранило рабочие места для преподавателей этих дисциплин, но учащимся у них молодым гражданам, здоровым, инициативным, решившимся работать в море, навязана потеря сил, времени и денег на протирание штанов от 4 до 6 лет образования.
Роль МОН в подготовке морских специалистов длится весь период и на всех этапах их обучения до достижения соответствующего уровня, в первую очередь, профессиональных навыков работы в будущей должности.
Попадая на судно, моряк должен быть готов не только к выполнению своих ежедневных обязанностей, но и к поведению в экстремальных ситуациях.
Находясь в «Белом списке», Украина вправе давать своим гражданам международно признанные морские докумены. С такими документами украинские морские специалисты могут работать на судах под флагами других государств, а Украина получает для своего будущего флота квалифицированные кадры с опытом работы на современном флоте.
Чтобы не потерять такие возможности, надо всего лишь иметь четко работающую государственную систему проверки уровня  квалификации морских специалистов по окончанию их подготовки.
При сравнении основных обязательств по STCW стоящих перед МИУ и МОН напрашивается еще ряд выводов.
Вывод № 2. Задачи по вопросам обучения морских специалистов, поставленные перед МИУ и МОН, во многом дублируются. Однако в вопросах подготовки морских специалистов, МОН имеет законодательно определенный приоритет полномочий и возможностей. Следовательно, владея морскими учебными заведениями, МОН обязано нести полную нормативно закрепленную ответственность по выполнению стандартов обучения STCW!
Вывод № 3. Разделение ответственности за выполнение STCW между МОН (обучение) и МИУ (оценки качества обучения), позволит МИУ вывести из нормативно-законодательных актов несвойственные обязанности, связанные с процессами обучения – разработка и утверждение программ, стандартов обучения, признание и контроль центров подготовки морских специалистов, и т.п. Результат – МИУ существенно снизит свою нагрузку, сосредоточит свои интересы на основной, реально выполнимой задаче, обеспечит эффективное и целевое использование бюджетных средств.
Вывод № 4. МОН и МИУ необходимо внимательно изучить STCW, убедиться в том, что излишние высокие требования к офицерскому составу судового экипажа по наличию высшего образования с образовательно-квалификационным уровнем (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр), с периодическим повышением квалификации, не соответствуют STCW, приняты неоправданно. Затем учесть ситуацию в нашем государстве и совместно принять решение об отмене этих излишеств.
К этому следует добавить пожелание о принципиальном изменении методик и программ изучения английского языка, перейти от его аналитики, изучения всех грамматических его форм к наиболее распространенным, простым формам речи и письма, используемым в морской практике. Также полезно морякам давать возможность получить дополнительные знания разговорной речи на 2-3 европейских языках.
Вывод № 5. В дипломе МОН, выдаваемом по окончанию учебного заведения любого уровня и принадлежности, желательно присваивать квалификацию с указанием в приложении к нему не только оценок по теоретической части учебы, но и оценок уровней полученных навыков практической работы и разговорного английского языка. Для этого необходимо нормативно оформить введение в Положение о МОН условие: «Учебные заведения, которые не имеют доступа к техническим базам, позволяющим полноценно вырабатывать навыки для практической работы, не должны получать право на обучение морских специалистов».
Такое условие активизирует усилия учебных заведений по организации реальных баз практической подготовки.
Вообще-то, выступления МОН в печати с претензиями к МИУ подобны тому, как унтер-офицерская вдова сама себя высекла...
Вывод № 6. МОН в срочном порядке следует пересмотреть свое формальное отношение к выполнению Украиной конвенции STCW и принять на себя всю долю ответственности в создании и постоянном наблюдении Системы стандартов качества обучения (дополнение к конвенции STCW Глава I, Правило I/6, Правило I/8, п.1, Правило I/12; приложения к конвенции Кодекса STCW, (STCW Code) Глава I, Разделы А-I/10,12, Главы V, VI и др.). Логично внести Министерство образования и науки Украины в Постановление Кабинета Министров Украины «Про порядок участі центральних органів виконавчої влади у діяльності міжнародних організацій, членом яких є Україна» как несущее ответственность за выполнение обязательств, вытекающих из членства Украины в Международной морской организации (ІМО) наряду с МИУ.
Вывод № 7. Для реализации МИУ своей важнейшей доли ответственности по созданию, выполнению и нахождению под постоянным наблюдением Системы стандартов оценки качества обучения. Это возможно при условии коренного реформирования ИПДМ в государственное предприятие в сфере управления МИУ, в одном из городов Причерноморья – Херсоне, Николаеве или Одессе, при полной смене руководства, доказавшего свою недееспособность.
МИУ достаточно проводить Независимую оценку соответствия Критерия квалификации кандидата минимальным Стандартам качества подготовки для выполнения обязанностей в желанной должности на судне.
В случае положительного результата проверки, от имени государства МИУ выдает соискателю допуск для работы в соответствующей должности на судне, объекте высокой опасности, в виде Сертификата Компетенции по форме, предписанной STCW.
Заметим, что эта процедура вполне аналогична получению водительских прав в ГАИ.
Вывод № 8. По всей видимости, продолжая проводить аттестацию моряков, т.е. сертифицируя уровень подготовленности персонала к работе на объектах повышенной опасности морских и речных судах и выдавая «сертификаты», постепенно возникнет необходимость получить МИУ право сертифицировать персонал для работы на объектах повышенной (высокой) опасности от Госстандарта Украины, см. Международный стандарт «Органы по сертификации персонала» ГОСТ 30488-97 (EN 45013-89).
Отдельное сомнение вызывают курсы повышения квалификации моряков-практиков.
Рассмотрим целесообразность периодического повышения квалификации моряков в существующих береговых организациях.
Как известно, учебные заведения МОН имеют право проведения повышения квалификации сотрудников своей сферы управления, это весьма логично, но лекторы курсов МОН по повышению квалификации не имеют достаточной подготовки  для повышения квалификации морских специалистов-практиков.
Капитан и старший помощник, старший  и второй механик, при найме иностранной компанией на судно с малоизвестным для них оборудованием, как правило, приглашаются за счет этой компании на современные специальные ознакомительно-тренировочные курсы по этому оборудованию. Остальные члены судовой команды регулярно выходят в море, где постоянно повышают уровень своих навыков работы на реальном оборудовании.
А что могут дать курсы повышения квалификации в украинских береговых учебных заведениях, оторванных от практики современного флота? Информацию из журналов? А нужна ли она моряку, улучшит ли его профессиональные навыки? Конечно, нет! Морские международные конвенции каждые 5 лет не меняются.
В Одессе находятся два учебных заведения, приглашающие моряков получить «последипломное образование»: частный Институт последипломного образования «Одесский морской тренажерный центр», в сфере управления МИУ – Институт последипломного образования специалистов морского и речного транспорта. Зачем они существуют, чьи и какие недоработки они дополняют?
Не лучше ли преобразовать этот очередной пережиток Союза в Морской клуб для общения моряков, их отдыха после рейса, с непременным чтением специализированных СМИ, обсуждения возникших проблем в море и обмен опытом?
Такой клуб, на базе Музея морского флота в Одессе, со временем мог бы стать площадкой для организации частных акционерных судовладельческих объединений моряков. Так может постепенно возродиться и наш торговый флот.
Вывод № 9. Короткая информационная лекция или копеечная брошюра с простыми разъяснениями вполне заменят дорогие, длительные и бесполезные для практика курсы.
Вывод № 10. Структуру и систему работы ИПДМ следует немедленно привести в соответствие с лучшими европейскими образцами, предпочтительно Великобритании.
Вывод № 11. Перечисленные в публикациях несовершенные нормативно-правовые акты МИУ – это далеко не полный перечень нормативно введенных в Украине нарушений Конвенционных требований.

Виктор Ерофеев, к.т.н., доцент, по поручению группы энтузиастов введения в действие на территории Украины Конвенции STCW и включения Украины в «Белый список» IМО
Ерофеев В.Н. награжден Почетной Грамотой Кабинета Министров Украины «За значний особистий внесок у підготовку висококваліфікованих фахівців морського транспорту, вагому наукову та благодійну діяльність». (№ 2530 з врученням пам’ятного знаку задля носіння).

«МОРЯК УКРАИНЫ», № 15 от 18.04.2018-го
Tags: ИМО, Работа в море
Subscribe

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author