Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

СРОЧНЫЙ ФРАХТ


Никогда не вспомнил бы, наверное, об этой истории, если бы не встретился старый друг Николай Ганчев, с которым учился когда-то в Мореходной школе. После окончания школы нас приняли на работу в Черноморское пароходство. Вместе мы кочегарили на пароходе «Курск», и в 1949 году во время сталинской кампании по борьбе с «безродными космополитами» нас вместе уволили из пароходства. Меня как еврея, Николая как болгарина.

Вскоре я был призван в армию. А Николай уехал в Мурманск работать на рыболовных судах, куда уезжали многие моряки-одесситы, уволенные из пароходства по той же причине, по которой уволили нас.
Из армии я вернулся после смерти Сталина в 1953-м и снова был принят на флот. Тогда же вернулся в Одессу и Николай.
Мы несколько раз встречались в отделе кадров, но наши пути разошлись. Николай получил визу и ушел в заграничное плавание. А я, за неимением визы, плавал кочегаром на пассажирском пароходе «Петр Великий», который ходил по Крымско-Кавказской линии.

Визу я получил в 1956-м, после выступления в феврале того же года на ХХ съезде КПСС главы Советского правительства Н. Хрущева, где он разоблачил культ личности Сталина и рассказал о его злодеяниях. Вскоре после доклада Хрущева из колымских концлагерей начали выпускать тысячи политзаключенных, объявленных при Сталине «врагами народа». А морякам, лишенным права на загранплавание, начали возвращать визы.

Работая на судах загранплавания, я начал заочно учиться в Мореходном училище, потом в Высшем, и когда снова встретил Николая, был уже третьим механиком на танкере «Херсон». А Николай тоже поступил заочно в «вышку» и к нашей встрече был вторым механиком на т/х «Углеуральск».

Ну а потом мы встретились в Индии, в Бомбее, будучи уже старшими механиками. Я на «Большевике Суханове», Николай на теплоходе «Симферополь».
В 1973-м я узнал, что Николай уехал в Германию, в Росток, на приемку строящегося там на верфи «Нептун» т/х «Сальвадор Альенде».

Судно назвали в честь погибшего в Чили в сентябре 1973-го в результате военного переворота президента этой страны, большого друга Советского Союза, лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
Сальвадор Альенде был избран президентом Чили в 1970 году и, будучи близок к коммунистам, начал проводить реформы, которые затрагивали интересы чилийских олигархов.
Так, например, он национализировал принадлежащие частному капиталу медные рудники, составлявшие главный экспорт страны, и отдал крестьянам земли латифундистов. Это привело к саботированию многих других начинаний президента, к организации забастовок и уличных демонстраций с требованиями смены курса правительства.


Все это закончилось военным переворотом, который организовал главнокомандующий сухопутными войсками генерал Пиночет. По его приказу в столицу Чили Сантьяго вошли пехота и танки, начавшие обстрел президентского дворца «Ла Монеда». Дворец стали бомбить и с воздуха.



Пиночет предложил Альенде самолет с требованием покинуть Чили в любом направлении. Но Альенде, не в пример бежавшему из Украины бывшему президенту Януковичу, заявил: «Меня избрал народ, и я останусь со своим народом».


Он погиб на пороге дворца, сжимая в руках автомат Калашникова, подаренный ему на Кубе Фиделем Кастро…

Вот на судно с таким именем был направлен Николай Ганчев. Но после ходовых испытаний, когда «Сальвадор Альенде» должен был сняться в первый рейс, Николай заболел, и ему пришлось просить замену.

Я встретил его в отделе кадров пароходства после выздоровления. Он страшно жалел, что болезнь помешала ему поработать на таком замечательном теплоходе, который создали немецкие судостроители. По словам Николая, на «Сальвадоре Альенде» были прекрасные условия для экипажа. Не только уютные комфортабельные каюты, но спортзал, плавательный бассейн и сауна.
И вот, когда я недавно встретил его спустя много лет, мы снова заговорили об этом теплоходе в связи с его гибелью в декабре 1994-го в Атлантическом океане. Из 31 членов экипажа спаслись только двое. Третий механик Александр Таранов и второй штурман Иван Скиба. Николаю удалось поговорить с ними обоими, и вот что он узнал.

С провозглашением Украиной независимости на «Сальвадоре Альенде» был спущен красный флаг переставшего существовать Советского Союза и был поднят желто-голубой флаг Украины.

После распада Союза Черноморское пароходство оказалось на грани банкротства, и руководство отдало большую часть судов в управление иностранным компаниям. «Сальвадор Альенде» попал под управление американской компании «Силвер Стар»
Новые хозяева находили для теплохода грузы и оплачивали текущие счета, в том числе и за ремонт судна. Флаг и экипаж на «Сальвадоре Альенде» оставались украинскими.

2 декабря 1994-го, закончив погрузку 12 тысяч тонн риса в американском порту Фрипорт, штат Техас, теплоход снялся в рейс на Финляндию, в Хельсинки.


К тому времени экипаж судна под командованием молодого капитана Сергея Чулюкина находился в плавании пять месяцев. Во время стоянки в американском порту капитан запросил пароходство о смене экипажа, получив ответ: «Экипаж будет сменен в Финляндии».

Фрахт был срочный. Капитан должен был в кратчайший срок прийти в порт назначения. Приход предполагался 17-18 декабря, и моряки были уверены, что Новый год встретят дома!

По выходу в Атлантический океан погода была хорошей. Теплоход шел полным ходом с попутным ветром в 3-4 балла. Но в ночь с 7 на 8 декабря ветер начал усиливаться, теплоход все сильней и сильней начинало качать. Радист принес капитану сводку погоды – впереди ураган!

Решив изменить курс, чтобы уйти от урагана, капитан сообщил об этом в компанию «Силвер Стар». Ответ дежурного диспетчера, сидящего на берегу в уютном кабинете и не испытывавшем стремительной качки, как «Сальвадор Альенде», был категоричным: «Фрахт срочный, следуйте прежним курсом».
У англичан есть поговорка: «Капитан секонд афтер год (второй после Бога)». Он вправе принимать любое решение для спасения судна, экипажа и груза. Трудно сказать, почему С. Чулюков не изменил курс. Побоялся начальства? Или понадеялся на «авось»? Но после разговора с диспетчером С. Чулюков продолжал идти прежним курсом, хотя мог отвернуть, спуститься южнее и избежать встречи с надвигавшейся катастрофой.

Вот что рассказал Николаю спасшийся после гибели судна третий механик Александр Таранов: «8 декабря около полуночи я проснулся от сильного грохота. В каюте все летало. От стремительной качки меня сбросило с койки. Встав, я почувствовал, что судно сильно кренится на левый борт. И тут услыхал по громкой связи голос капитана: «Всем в спасательных жилетах подняться на мостик!». Быстро одевшись, я схватил спасательный жилет и побежал наверх. На мостике уже был почти весь экипаж. Среди туч блеснула луна, стал виден разъяренный оскал океана. От сильного удара волны в правый борт мы попадали. Крен на левый борт увеличился и не выравнивался. Мы поняли – в трюмах сместился груз! Тут же заглох главный двигатель и, сильно завалившись на левый борт, теплоход остановился.

Капитан дал «SOS». Мы начали сбрасывать в море спасательные плоты, но под напором ураганного ветра лини обрывались, и плоты уносило в океан. Тогда все бросились спускать шлюпки. Но левую шлюпку так ударило о борт, что она разбилась. С большим трудом удалось спустить шлюпку с правого борта, но в нее поместилось всего 11 человек. Среди них две женщины: дневальная и буфетчица. Остальные продолжали оставаться на тонущем судне. Когда шлюпка отвалила от борта, с кормы прыгнул электрик и поплыл к шлюпке. Но его накрыло волной, и больше я его не видел. Перед рассветом судно полностью легло на левый борт. Мы перебрались на корму, и с каждой накатывавшейся на судно волной нас оставалось все меньше. За борт уносило по одному, по два человека. Вскоре настал и мой черед».

Сигнал «SOS» «Сальвадора Альенде» был принят канадской радиостанцией. На спасение терпящим бедствие украинским морякам вылетело несколько вертолетов-спасателей. Они стали кружить над гибнущим судном, сбрасывая спасательные плоты. Но их уносило в океан.
Александра Таранова уже утром спас экипаж вертолета, пилотируемый подполковником Эдвардом Флемингом. Заметив в волнах человека, вертолет завис над ним. Но Александр был почти без сознания и не мог сам привязаться к подъемнику. И тогда в бушующий океан прыгнул бортмеханик вертолета Джеймс Доггерти. Он привязал Таранова к подъемнику, отправив его в вертолет. А потом поднялся сам.

«Сальвадор Альенде» затонул. Из всего экипажа в живых, кроме третьего механика Александра Таранова, остался второй штурман Иван Скиба. Шлюпка, в которой находился Скиба, разбили волны, и всех, кто были в шлюпке, разметало по волнам.

У Ивана Скибы кроме спасательного жилета был гидрокостюм. Но он отдал его одной из женщин. Когда все оказались в воде, Скиба схватился за какой-то обломок шлюпки и в спасательном жилете держался на волнах, пока днем уже 10 декабря его не заметили с проходящего мимо немецкого танкера. В бессознательном состоянии немецкие моряки подняли Скибу на борт и вернули к жизни…


В те декабрьские дни 1994-го я помню, как женщины с детьми толпились у дверей кабинета начальника отдела кадров Черноморского пароходства. Женщины пытались хоть что-то узнать о судьбе своих близких. Но к ним никто не выходил…
Я не знаю, какую компенсацию получили (и получили ли?) жены и матери погибших моряков. Ходили слухи, что толком добиться они ничего не смогли. А потом, как и «Сальвадор Альенде», пароходство пошло ко дну…

Моряки народ суеверный. Я знал капитанов, которые ни за что не снимались в рейс в понедельник. Под всякими предлогами тянули время отхода до наступления новых суток.
И еще, существует поверье – если судну во время постройки меняют имя, быть беде. До названия «Сальвадор Альенде» теплоход назывался «Павловск». Но перед спуском теплохода на воду в Чили произошел военный переворот, друг Советского Союза президент Чили Альенде был убит, и новый теплоход был назван его именем. И вот – сбылось… 


После встречи с моим другом я пошел в архив пароходства и нашел судовую роль «Сальвадора Альенде» на 8 декабря 1994 года. Вот она:
1. Чулюков Сергей Михайлович, капитан, 1957 г.
2. Синицын Николай Николаевич, старший пом. капитана, 1950 г.
3. Скиба Иван Иванович, 2-й пом. капитана, 1957 г.
4. Касьян Вадим Григорьевич, 3-й помощник капитана, 1954 г.
5. Паламарчук Александр Александрович, 4-й пом. капитана, 1969 г.
6. Лагно Александр Васильевич, начальник радиостанции, 1960 г.
7. Буков Сергей Борисович, радиооператор. 1960 г.
8. Сургай Игорь Иванович, боцман, 1965 г.
9. Мирошниченко Григорий Николаевич, матрос, 1959 г.
10. Ладченко Олег Владимирович, матрос, 1970 г.
11. Монастырлы Александр Дмитриевич, ст. матрос, 1959 г.
12. Струков Игорь Валентинович, матрос, 1969 г.
13. Онищук Игорь Петрович, матрос, 1965 г.
14. Питомец Виктор Глебович, судовой врач, 1939 г.
15. Насыров Заур Валеевич, ст. механик, 1933 г.
16. Ян Анатолий Дигранович, 2-й механик, 1936 г.
17. Таранов Александр Юлианович, 3-й механик, 1958 г.
18. Шевченко Александр Викторович, ремонтный механик, 1964 г.
19. Загребельный Олег Борисович, 4-й механик, 1967 г.
20. Задорожнюк Владимир Федорович, ст. электромеханик, 1951 г.
21. Панченко Юрий Евгеньевич, 2-й электромеханик, 1958 г.
22. Белецкий Виталий Иванович, ст. моторист, 1939 г.
23. Кульбида Игорь Вячеславович, моторист, 1962 г.
24. Романов Владимир Валентинович, моторист, 1963 г.
25. Кирюшкин Андрей Юрьевич, моторист, 1970 г.
26. Витюнин Андрей Алексеевич, моторист, 1968 г.
27. Каплинский Валений Юрьевич, токарь, 1964 г.
28. Плотниченко Виталий Венедиктович, электрик, 1964 г.
29. Олещук Марина Евгеньевна, дневальная, 1961 г.
30. Борисова Валентина Степановна, буфетчица, 1953 г.
31. Сидорюк Владимир Иванович, повар, 1944 г.

Спаслись двое. Остальные погибли. Светлая им память…

Аркадий ХАСИН,
«МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 49 от 13.12.2017-го

 
Tags: Морские истории, Хасин Аркадий
Subscribe

Posts from This Journal “Хасин Аркадий” Tag

  • Аркадий Хасин: "Никогда больше!"

    "Никогда больше!" - книга-напоминание. Ее автор, одессит Аркадий Хасин, - бывший узник гетто и фашистского концагеря. После войны получил…

  • Аркадий ХАСИН: Выговор за контрабанду

    Презентация книги «Морские истории» Аркадия Хасина во Всемирном клубе одесситов 14-го августа напомнила старую историю со строгим…

  • «Морские истории» Аркадия Хасина

    14-го августа во Всемирном клубе одесситов состоялась презентация очередной книги Аркадия Хасина «Морские истории», в которой он…

  • Аркадий Хасин – с пером в руке, с Одессой в сердце

    Книга – лучший подарок Аркадий Хасин снова гостил в Одессе. Конечно же, прошел по тенистым улочкам детства, по местам, связанным в памяти…

  • Аркадий ХАСИН: СЧАСТЬЕ ВОЗВРАЩАЕТ НА КРУГИ СВОЯ

    Проститься перед отъездом Аркадия Хасина в Германию «на зимние квартиры» удалось в сентябрьский солнечный денек. Занесли свежий номер…

  • НА ВАХТЕ МОРСКОЙ ИСТОРИИ

    Фото Анатолий Венгрук Он 52 года проработал на флоте. И где уж только на свете не побывал! Писать начал в молодости. Поначалу в читаемый всеми…

  • ОДЕССИТЫ В МУРМАНСКЕ

    Фото из сети. Уже мало кто помнит, что в 1949-м, в разгар Сталинской кампании «по борьбе с безродными космополитами», из…

  • ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

    Теплоход «Аркадий Гайдар», на котором в советские времена я долгое время работал старшим механиком, перевозил разные грузы: хлопок,…

  • АРКАДИЙ ХАСИН: ЖИВИТЕ В МИРЕ И СОГЛАСИИ

    С наступлением осени из Одессы отбыл Аркадий Хасин. За время работы на отечественном флоте он привык уходить и возвращаться. Но приезжать в Одессу…

Comments for this post were disabled by the author