Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

ИНДУСТРИЯ И ЭКОЛОГИЯ: КАК ДЕРЖАТЬ БАЛАНС

Защита гидротехнических и прибрежных сооружений, как известно, для большей части приморских сооружений является сложной инженерной задачей. Не говоря уже о поиске новых экологических и экономических решений. Опыт работы украинского отделения Международной Академии Наук Экологии, безопасности Человека и Природы (МАНЭБ) в данном случае можно считать неоценимым.

Тем более, что Академия два десятка лет работает на общественных началах и решает одновременно задачи защиты окружающей среды, инноваций, координации между различными ведомствами и доведение технологий в морской индустрии до мирового уровня

Начинали с большой нефти


Игорь Грищенко, президент УО МАНЭБ, человек педантичный, сдержанный и немногословный.
– Что тут рассказывать, – говорит руководитель академии, – вот справка тем и публикаций, там все понятно.
Пытаемся, тем не менее, как-то разговорить собеседника под предлогом знакомства. Оказывается, Игорь Алексеевич уже 37 лет в ЧерноморНИИпроекте. Работал в Инспекции по охране вод Черного моря. Тепло вспоминаем Евгения Павловича Кулиненко. В разговоре об Академии начинаем с истоков.

– Все началось в 90-х годах, когда пошли активные дебаты, споры и народные общественные слушания – нужно ли под Одессой строить нефтеперевалочный комплекс, – вспоминает эколог. – Тема была шумная. Рассматривались выносные в море терминалы, но решили, что на берегу спокойнее. Большая нефть побудила к большому строительству. В то же время нужно было отслеживать ситуацию в морской среде. Тогда и возникла идея применения средств слежения, которыми активно пользуется военно-морской флот в различных регионах морского океана. Подали заявку в Международную Академию Наук Экологии, безопасности Человека и Природы, а в 1996-м уже создали свое украинское отделение. Очертили приоритеты Академии – решение экологических проблем морской и нефтегазовой индустрии. В результате были проведены масштабные работы по научно-экологическому сопровождению проектов создания системы поставок нефти в/через Украину, разработки нормативной экологической документации для предприятий экологического мониторинга на окружающую среду процессов перегрузки различных грузов в портах Украины, созданию «под ключ» очистных сооружений для бытовых, ливневых, судовых льяльных и балластных вод.

Лучшие отбойники для портов делает Львов

Сегодня в рядах украинского отделения более 100 академиков и членов-корреспондентов, среди которых ученые, руководители крупных промышленных предприятий, руководители НИИ и учебных институтов, начальники экологических служб и организаций, юристы, экономисты, которые способствуют улучшению экологической ситуации в Украине.


– В Академии только действительные члены, – подчеркивает руководитель гидротехнического направления Академии Михаил Пойзнер.
– Те, которые действуют, создают, предлагают идеи и разрабатывают проекты.

Десять лет назад мы начали издавать бюллетени, своего рода методички, где публикуем раз в квартал новые разработки по гидротехнике, очистке воды, здравоохранению и другим областям. Если проект имеет серьезное практическое продвижение, собираем круглые столы, семинары с привлечением тех, кто принимают решения.
Приведу пример: во всех портах есть отбойные устройства. В советские времена их делал Курский завод и поставлял на всю страну. Сейчас их надо обновлять, заменять. А Курский завод отпускает изделия только вагонами.

Возникла проблема. Мы исследовали рынок. Нашли львовскую компанию, которая может делать отбои и поставлять в порты. Мы опубликовали их возможности, привлекли покупателей. И сегодня львовские отбойники в Одесском, Ильичевском рыбном, Николаевском портах. Недавно объявилась фирма, которая тоже хочет делать отбои. Но ее продукция должна пройти испытания, согласования с проектантами и заказчиками.

Кто отремонтирует причалы

Еще проблема – ремонт причалов. В Украине развалены все государственные подрядные строительные организации. Мы нашли украинские фирмы, которые работают по иностранным технологиям в гражданском строительстве. Но в гидротехнике для них тоже есть большая ниша, где они могут поучаствовать. И мы начинаем проводить на рынок эти фирмы.

Сегодня внимания требуют рельсовые пути для кранов в портах, которые должны соответствовать европейским стандартам. Разработали нормативную методику для портов, чего раньше не было.

Закон о морских портах Украины впервые отнес операционные акватории к гидротехническим сооружениям, подлежащим паспортизации. И этим вопросом тоже занялся ЧерноморНИИпроект, разработав соответствующую документацию.

Возможности для молодых специалистов

Академия дала путевку в жизнь многим ученым. Сегодня она охватывает 12 областей Украины.

– Принимаем мы в Академию только очно, – говорит Игорь Грищенко. – Нам нужно видеть, в какой области вы занимаетесь, какие у вас есть наработки и интересные идеи.  Дорога открыта молодым специалистам. Выпускница Одесского Морского университета Юля Рубцова проделала огромную работу, исследовав повреждаемость причалов и способы их ремонта. Это исследование на уровне диссертации. Подобной работы системно никто не проводил.

Экология до мелочей

Академия поддерживает все актуальные начинания. В фойе ЧерноморНИИпроекта установлена корзина для сбора батареек. Вывешены плакаты, которые рассказывают, сколько белок и ежей погибает от отравления бытовыми отходами. За месяц уже собрано несколько килограмм отработанных батареек, которые отправят на переработку.

Ежегодно Академия организует фотоконкурс «Человек и природа», путем голосования определяет авторов лучших работ. Издан журнал с фотографиями победителей международного конкурса.

А раз в два года члены Академии собираются на международную конференцию, чтобы поделиться своими идеями, наработками и подумать, как их внедрять в практическую жизнь.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук,

«МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 36 от 13.09.2017-го

Tags: Венгрук Анатолий, Гидротехника, Ищук Инна, Наука
Subscribe

Posts from This Journal “Гидротехника” Tag

promo moryakukrainy март 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author