Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

МОРЯКИ НА ПЕРЕКЛИЧКЕ ПОКОЛЕНИЙ


2 июня, в первую пятницу июня, Национальный университет «Одесская морская академия» сыграл ежегодный большой сбор для выпускников. В актовом зале, где собрались пришедшие тряхнуть курсантской стариной, назывался год выпуска, и все, причастные к этой дате, по традиции вставали.

Они были первыми
Алексей Морозов поднялся на сцену с трудом, но речь произнес без бумажки. Представителю первого выпуска мореходки в 1949 году сегодня грянуло 90! Несмотря на противоречия в отзывах о капитане, который, к слову, достиг этого командного звания в 26 лет, и все годы работы считался безаварийным, сегодня он – олицетворение героической эпохи мореплавания, последний из морских могикан.

Ровно 50 лет назад в это же время обмывали новенькие «корочки» штурманов выпускники 1967 года. Их поднялось человек сорок. Встали не на вытяжку, как в годы минувшей юности, но, несмотря на возраст, молодцевато. Также было юбилейным это свидание с молодостью для выпускников, чей год расставания с alma mаter кратен семи. Те, кто защитились в 2017-ом, – салаги, и на перекличке отсутствовали: их ветеранский стаж начнется, когда они хорошенько поштормуют в морях.
Конечно, в их воспоминаниях никогда не будет традиций и масштабов Черноморского пароходства, не будет огромного выбора судов для практики, никто не попадет по суровому вердикту распределительной комиссии на Камчатку, в Прибалтику или на Каспий, куда отправляли в шевченковские места непутевых курсачей. Зато перед нынешним поколением моряков открываются лучшие перспективы всего мирового флота!

Об этом и говорят, поджидая своих, юбиляры с полувековым стажем Александр Брегелев и Виктор Доронкин. Возле корпуса судоводительского факультета, где начинается сбор, больше однокашников в солидном возрасте. Лиц молодых ребят, которые защитились лет 5-10 назад, почти не видно. Это уже представители компьютерного поколения, которое все вопросы межличностного общения решают в социальных сетях. И, видимо, не так, как их деды, ценят теплоту и крепость рукопожатия, радость дружеского хлопка по плечу давнего кореша. А посмотреть в глаза ближнему достаточно по Скайпу.
…Между тем количество выпускников прибывает. Вот уже к названным собеседникам, улыбаясь, подходит Виктор Беспалов, за ним другие. И ты становишься живым свидетелем плеяды седых капитанов, державших марку страны на всех широтах.

Кто в «крюинг», кто на берег
Многие прервали свою карьеру с развалом ЧМП. Не смогли свыкнуться с исчезновением привитых годами традиций. В пароходстве была система, свой порядок, организация, в рамках которой были, может, и не самые лучшие, но понятные правила игры. Были стабильные экипажи. Вместе приходили на судно, вместе уходили. Вместе заселялись и обживали выделенные квартиры в хрущевских пятиэтажках, приобретали машины. Привозили на продажу («на школу») одни и те же ковры, мотки мохера, отрезы кремплина и джинсы. А жены и оборотистые тещи отдавали товары в комиссионные магазины («комки»), закладывая фундамент будущих рыночных отношений, сообща нянчили детей, дружили семьями, и передавали в очередях за молоком информацию о движении судов, проходившую в ЧМП под грифом «секретно». Эта жизнь тоже была своеобразной главой в истории морских городов.

Стихийность трудоустройства, присущую «подфлажной» системе, необходимость каждый раз идти на новое незнакомое судно, работать с азиатами и столоваться их наперченными блюдами не всем пришлись по нутру. Да и по силам! Произошла своего рода кадровая селекция.

– Действительно, «крюинг» не для всех оказался желанным светом в окошке, – говорит Александр Брегелев. – Это на берегу кажется, что капитан ходит по судну в белых штанах и любуется чайками.
Капитан современного судна, помимо неизменной навигационной нагрузки, вынужден часами сидеть у компьютера и отправлять в офис суточные отчеты, данные о расходах топлива, ведомости на поставку запчастей. Он буквально превращается в делопроизводителя-канцеляриста. С начальством не договориться: каждый функционирует жестко в рамках должностной инструкции. Так что если капиталисты и платят, то заставляют отработать сполна каждый пфенниг.
– Капитанская школа у нас очень сильная, – не без гордости говорят моряки. Но с горечью добавляют, что пенсия у командира судна ничем существенным не отличается от пенсии матроса. Ассоциация морских капитанов Одессы поднимала эту проблему, но так и не пробила твердолобости сухопутных чиновников. И люди, создававшие славу отечественному флоту, теперь перебиваются, кто чем может.

Ворона в Париж летала
Выпуск 1967-го интересен еще тем, что для механиков был введен экспериментальный курс – единственный, когда обучение длилось не 5, как обычно, а 6 лет.
– После 4-го курса у нас была годичная практика, – объясняет ситуацию выпускник роты механиков Евгений Тарасов. Пользу такого подхода к подготовке специалиста машинного отделения подтверждают также пришедшие на встречу бывшие стармехи Иосиф Конопельский и Анатолий Северинчук.

– К этому времени были пройдены прикладные этапы подготовки в береговых ремонтных мастерских, выход в море в качестве практикантов, стажировка на подводных лодках. И мы, курсанты, набирали ценз, работая в штате мотористами. Многие из наших пошли после окончания сразу третьими механиками.

Тут же провели сравнение с нынешними условиями, когда по сто человек закрепляют за прогулочным катамараном «Хаджибей», определяют на плавкран или нефтемусоросборщик портофлота. Там курсант больше занят ловлей бычков, и его теоретические познания не дополнены пониманием своей будущей профессии. Если еще парень не проявляет к ней истинного интереса, ему будет трудно двигаться по карьерной лестнице. Одно стремление заработать тут не поможет: так и останется, как та ворона, которая хоть и в Париж летала, но вороной и вернулась.

Действующий капитан несуществующего флота


Для приветствия выпускников на сцену была приглашена первая в Украине леди-капитан Татьяна Олейник. Как первая женщина, закончившая ОВИМУ в 1991-м, она пожелала нынешним девушкам-курсантам еще раз хорошо подумать о выборе своей профессии.

– Море требует полной самоотдачи. Только любя его, можно работать на флоте, – сказала она.

– Тех, кто останутся на мостике, прошу приложить все усилия, чтобы украинские моряки занимали достойное место в мировой морской индустрии.
Заключительное слово было предоставлено ректору НУ «ОМА» Михаилу Миюсову. Он отметил, что в соответствии с законом о высшем образовании, мореходка получила статус университета. Но сохранено прежнее название «Одесская морская академия». Продолжаются принципы этой школы морских кадров.

Как прежние выпускники заняли ключевые позиции отрасли, так и сегодняшние курсанты когда-нибудь выполнят миссию возрождения отечественного флота. Тогда в знакомом актовом зале бывалые мореходы заговорят и о национальном судоходстве.


Владислав КИТИК, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 23 от 14.06.2017-го
Tags: Женщины, Капитаны
Subscribe

Posts from This Journal “Женщины” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author