Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Ледокол «Капитан Белоусов» в ледовую навигацию 2012-го

Уважаемая редакция!
В газете «Моряк Украины» (№ 5 от 08.02.2017 г.) прочитал заметку Е. Ананьева «Порт в ледовом плену». Все, что написано в конце этой заметки, касается ледокола «Капитан Белоусов» и меня, потому что 26.01.2012 я был командирован на судно ледовым штабом порта Мариуполь для координации работы всех служб и контроля по обеспечению безопасного мореплавания при ледовых проводках.
Удивлен, что (цитирую) «Нач. Госфлота Н. Северин тайно завидовал более опытному и удачливому КДП Незавитину С. Я». Думаю, фраза выдумана автором либо эти слова были сказаны в шутку. Н. Северин, мне кажется, достиг достаточных высот в карьере, и нет никаких оснований завидовать своему коллеге капитану порта Ильичевск.
Теперь по сути. Ледовая навигация 2012-го была одной из самых тяжелых за последние 30 лет. Все Азовское море, все порты, подходные каналы и в том числе Керченский пролив были покрыты льдом. В Азовском море, в местах торошения, толщина ледового покрова достигала 1,5 метра. Та ситуация, которая описана в статье по порту Ильичевск, практически была в каждом порту, с некоторыми различиями судов по тоннажу.

В статье написано, что «Н. Северин руководил двумя судами: ледоколом «К-н Белоусов» и м/б «Портовик», сделал попытку вывести из ледового плена у мыса Казантип несколько застрявших судов. Однако попытка не увенчалась успехом, а вот у Незавитина С. Я. получилось».
Суда «SEGA-M», «YASEMIN», «SOFUOGLU» и «HAYA-K» оказались в ледовом плену возле мыса Казантип (о котором упоминается в статье), которые с большим трудом, но все-таки были выведены с 21.02.2012 и по 24.02.2012 и благополучно проведены в район севернее Варзовского буя. Так что, уважаемый Е. Ананьев, попытка вывести суда из ледового плена удалась. А вы пишете – не увенчалась успехом (?!).

Я получал все указания от ледового штаба порта Мариуполь. Безусловно, ледовый штаб получал какие-то указания от Укрморречинспекции, но в основном принимал решения, исходя из текущей ситуации.
Если кратко, то ситуация в ледовую навигацию 2012 г. была такова: 28.01 вечером караван из девяти судов под проводкой ледокола «К-н Белоусов» и б/к «Портовик» прибыли из порта Мариуполь к Варзовскому бую и легли в дрейф во льду в ожидании проводки по КЕК. Днем раньше к Варзовскому бую прибыл караван из 10 судов, вышедших из портов Ростова-на-Дону и Ейска. В этот же день к полуночи задул ветер от северо-востока, до 30 м/сек. Температура понизилась до 25-30 градусов. Керченский пролив был закрыт. За 2-3 дня, в результате подвижки и дрейфа льда, все эти суда разбросало по всей юго-западной части Азовского моря. Некоторые суда в результате дрейфа оказались вблизи мелководья. Так, возле мыса Тарханкут было два судна «HAYA-K» и «ASTOR», которые 4 и 5 февраля были благополучно отведены от опасных глубин до точки – севернее Варзовского буя.

В связи тяжелой ледовой обстановкой в Керченском проливе российские ледоколы типа «Капитан Демидов» не смогли проводить суда через Керченский пролив в данной ситуации.
Ледовый штаб порта Мариуполь поручил проводку судов по Керченскому проливу «К-ну Белоусову». Ледокол методом лидирования (СНО практически отсутствовало – некоторые сигары были смещены подвижкой льда со своих штатных мест, а другие были подо льдом) провел 12 судов через КЕК в порты и из портов Мариуполя и Бердянска и 15 судов, следующих из портов и в порты Ейска и Таганрога.

Кроме спасения судов из ледового плена проводки судов по Керченскому проливу ледокол давал бункер судам «AVRORA», «SEBA-M», «SOFUOGLU» и др.
Ледокол «Капитан Белоусов» участвовал в спасении т/х «OREL-1», который с грузом зерна вышел из порта Ейск и под действием ветра, течения и подвижек льда оказался в юго-западной части Азовского моря, недалеко от мыса Казантип. Льды так сжали т/х «OREL-1», что повреждены были бортовые танки обеих бортов и при поступлении забортной воды в эти танки судно получило крен до 12 градусов на левый борт. Экипаж судна (кроме капитана, ст. механика и боцмана) был эвакуирован на м/б «Портовик».

Совместными действиями Мариупольского и Ейского ледовых штабов под командованием и ответственностью ледокола «К-н Белоусов» с участием м/б «Портовик», ледокола «Капитан Демидов» с 18.02 по 19.02 т/х «OREL-1» был отбуксирован в порт Кавказ и пришвартован к причалу.

Итак, за время ледовой навигации с 24 января 2012 г. по 1 апреля 2012 г. под проводкой ледокола «Капитан Белоусов» и м/б «Портовик», кроме указанной выше работы, провели по каналу Угольной гавани в порт и из порта Мариуполь 189 судов. Провели суда по Азовскому морю в Керченский пролив и обратно 165 судов.
Работа «Капитана Белоусова» и м/б «Портовик» в ледовой навигации 2012-го была более чем успешной благодаря слаженности экипажей судов, а также благодаря опытному капитану ледокола Шуляку А. И.
Еще раз поздравляю коллегу КДП Незавитина Станислава Яковлевича с годовщиной (80 лет) и желаю ему здоровья и удачи!

C уважением, Владимир ГРИЦЕНКО, КДП,
ст. инспектор по расследованию морских аварий службы капитана п. Мариуполь, 
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 7 от 22.02.2017-го
Tags: Ледоколы, Мариуполь
Subscribe

Posts from This Journal “Ледоколы” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author