Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

ЖИВОТНЫНЫЕ И ПТИЦЫ - ПОПУТЧИКИ МОРЯКА


Во всех портах, где только могли, моряки ловили рыбу. Так, в порту Пуэрто-Падре (Куба) мы вышли на шлюпке к ближайшему острову, где рыбы было так много, как в аквариуме. Метров 300 от нас, ближе к берегу, обосновалась на мелководье стая пеликанов, а над ними летали чайки. Один пеликан поймал рыбу и только хотел перебросить ее в подклювный мешок,чайка мгновенно подхватила эту рыбу, и пеликану только и оставалось, что, задрав голову, хлопать длинным клювом.

На турбоходе «Хирург Вишневский» стояли на внешнем рейде порта Бербера (Сомали). Ловим рыбу и вдруг заметили громадное животное с очень широкой головой и огромной пастью. Это была китовая акула. Рыба ловилась хорошо, но часто пойманную на крючок рыбу успевали отхватить акулы.

Проходя Босфором, всегда наблюдали с завистью, как турки ловят «нашу» скумбрию, ушедшую из северо-западной части Черного моря в 60-е годы из-за серьезного загрязнения моря. Теперь скумбрии много в Босфоре и Мраморном море.
На т/х «Берислав» из-за сильного шторма пришлось «спрятаться» за небольшой островок у о. Мадагаскар. Там было относительно тихо и рыбаки с кормы начали ловить рыбу. Хорошо ловилась. Старпом «втихаря» взял несколько живцов-рыбешек, ушел на бак и вдруг приходит с огромным оранжевым океанским окунем. Когда его взвесили, оказалось – 12 кг. Некоторые кинулись ловить на живца, поймали 7 окуней разного веса, но только старпому удалось поймать рекордного окуня. Его окунь весил 16 кг. Трудно представить, какая это была рыбина.
На т/х «Металлург Аносов», когда мы стояли на рейде порта Дар-Эс-Салам» (Танзания), хорошо ловились сарганы, рыба без костей, кроме хребта, а после приготовления кости были зелеными из-за большого количества фосфора.

Рыбалка всей жизни
На входе в порт Бременхафен (Германия) на т/х «Партизанская искра» в 1978-м была рыбалка, которая запомнилась на всю жизнь. Стояли на якоре, а вдоль борта идут стаи скумбрии. Мы с капитаном Владимиром Алексеевичем (время было очень раннее) тянули с трудом полные самодуры, по 10-12 крючков выбрасывали на палубу, тут же матрос-артельщик с доктором снимали рыбу. К обеду над нами появился немецкий вертолет. Он даже немного завис над нами, мы знали, что запрета на ловлю рыбы нет, и не беспокоились. Экипаж продолжал работать, только доктор, матрос-артельщик едва успевали убирать скумбрию и уносить ее в морозильную камеру. У нас устали руки. В конце концов, поскольку это продолжалось долго, мы решили остановиться. Пришел артельщик и сказал, что уже 920 кг рыбы.
Идя в океане, часто приходилось наблюдать, как летающие рыбки, если судно хорошо загружено, да еще небольшая встречная волна с легким ветром, шлепаются на палубу. Обычно артельщик подбирал ее, она вкусная.

Иногда моряки встречали китов, которые приходили к экватору подкормиться. Однажды, на т/х «Бабушкин» в Индийском океане мы с начальником радиостанции Виктором Кирилюком стояли на шлюпочной палубе и наблюдали за китами. Они проплывали буквально в 40-50 метрах по правому борту. Вдруг один кит, так нам обоим показалось, вывернул голову и осмысленно посмотрел правым глазом на нас.
В Тихом океане у берегов Японии приходилось наблюдать кашалотов, но издали. А дельфины – это постоянные спутники судов, очень приятно за ними наблюдать.

На т/х «Владимир Гаврилов» в Северном Ледовитом океане было объявление по судовой трансляции: «Кто желает наблюдать белого медведя, поднимитесь на мостик». Недалеко от судна, несмотря на отдельно плавающие льдины, плыл громадный медведь с тюленьей половиной туши в зубах. Морда у медведя была окровавлена. Он греб так, что след от него был виден, как от шлюпки.
Там же выгружали трубы большого диаметра в Тазовской губе на речные баржи своими силами. Когда с буксира включали музыку, то тюлени высовывали симпатичные мордашки из воды, как будто слушая.

В порту Ла-Валетта (о. Мальта) мы пошли на местный пляж. Вода была чистейшей, но берег был каменистый с острыми камешками. Местные пацаны, лет 10-12, вытаскивали из воды морских ежей. Затем что-то с ними делали и клали в рот. Оказывается, они ели икру морских ежей. Предложили нам попробовать, все отказались, а я подумал, что раз мальчишки кушают, то и я попробую. Вкус отменный, отдающий морем, только малосольный.

Морякам довольно часто приходилось наблюдать, как стаи птиц- ласточек, скворцов, цапель садились на борт, почти всегда ночью на огонек, для того чтобы отдохнуть. Мы были рады такому оживлению. Я по утрам, бегая вокруг трюмов, иногда мешал крупным птицам – журавлям и цаплям, и они садились между трюмами. Когда я пробегал рядом, слетались к другому борту.

Птицы-попутчицы
Однажды на т/х «Берислав» мы брали топливо в порту Кейптаун (ЮАР), зовет меня моторист, это был его первый рейс, и говорит: «Подивіться на фальшборт, сидять дві гуски». Я поразился, на фальшборте сидели два альбатроса  одни из самых крупных птиц. Размах крыльев – не менее 4-х метров, а весом они бывают до 8 кг. В полете их наблюдать одно удовольствие, они подолгу парят над волнами. Оказывается, их два вида и один из них водится в Беринговом море и на Чукотке.

Когда мы шли как-то в Юго-Восточную Азию, после мыса Доброй Надежды, попали в полосу сильного шторма. Увидели двух буревестников, которые парили над очень большими волнами, прямо срезая пену закручивавшихся волн. Эту птицу еще лучше наблюдать, чем альбатроса. Она то скрывается за волной, то опять появляется. Более трех суток мы наблюдали их полеты. Встаем утром и видим их опять парящими между волнами. Не знаю, садятся ли они отдыхать.

Когда были на т/х «Бабушкин» в 1974-м в Индонезии, приходили продавцы попугаев. Были разные, но были и такие громадные, пойманные недавно из джунглей, что, глядя на этих раскрашенных во все цвета и оттенки радуги птиц, некоторые соблазнялись и покупали их.
Третий помощник капитана купил громадного попугая, хотя его предупредили, что в Союзе таможня может не пропустить. Он попросил плотника сделать ему большую деревянную клетку. Посадили попугая в клетку (а попугай продавался со специальным приспособлением для закрытия клюва). Третий помощник забыл надеть приспособление, а когда вернулся в каюту, увидел гору погрызенных опилок от дверей клетки и попугая на воле. У попугая были такие крепкие лапы и когти, что он мог согнуть монету 5 копеек, когда ему ее давали. Тогда сварщик сварил клетку из металлических прутьев, и тогда он уже мирно сидел в клетке. Третий помощник кормил его, подавая еду в металлическом совке, боясь получить травму. По приходе в Союз попугая забрали в зоопарк на карантин.

Как мы лечили орла
Как-то следуя Индийским океаном, днем заметили крупного орла, который кружил над судном и очень неуверенно махал одним крылом. Мы за ним наблюдали. Когда стемнело, а на экваторе темнеет моментально, он где-то сел на судно. Один матрос сказал, что он между 1-м и 2-м трюмом. Что-то с ним не в порядке. Набросили на него сетку.

Подошли, он начал фыркать, огрызаться, «потрепыхался» и громадными когтями запутался. С большим трудом нам удалось вытащить его из сетки и отнести в лазарет. Там перевязали крючковатый громадный клюв и лапы с когтями. Доктор стал осматривать его и обнаружил на одном крыле трещину, уже потертую во время его полета. Доктор стал что-то готовить. Сунули ему в клюв немного с водой какого-то лекарства. Затем доктор смазал потертую лопнувшую кость крыла, наложил шину.

Плотник из старого большого ящика сделал клетку. Но орел был ограничен в движениях, хотя сильно хлопал одним крылом, второе было обездвижено.А размах двух крыльев у него был не менее двух метров. Пробовали кормить мясом, он не стал. Доктор сказал, чтобы его оставляли в лазарете, он будет заниматься им, океаном идти еще суток двенадцать. На второй день он сумел покормить орла мясом, насильно запихивая в клюв. Ему помогал матрос-уборщик.

Все интересовались здоровьем орла. Не помню точно, но мы уже были в Японском море, когда доктор сказал, что снял шину и все хорошо срослось, но крыло еще не окостенело. Орел, на удивление, привык к доктору, а на остальных реагировал шипением. Немного больше месяца прожил орел у нас на судне. Когда доктор Володя из Луганска выпустил его из клетки, он не сразу вышел оттуда и первым делом хлопнул крыльями, не так мощно, но все же. А на стоянке уже гулял по палубе, перелетая с трюма на трюм, а затем сел на мачту. Так он двигался пару дней. Когда уже хорошо были видны горы и лес, он взлетел довольно высоко и улетел. Так мы с ним попрощались.


Вороны со смекалкой
Как то, на т/х «Николаев» стояли в порту Кочин (Индия). Я подменял матроса у трапа, так как было много работы. На корме стояли бочки для мусора, а потом этот мусор забирала баржа. Таковы были обычаи порта. С камбуза, кают-компании и столовой всегда выносили пищевые отходы и бросали их в бочки. На сей раз бочки были почти полные. Смотрю, налетела стоя ворон. Они в Индии немного меньше наших по размеру. Они разбрасывали отходы на палубу. Я пошел, взял картонный ящик и накрыл эту бочку. Буквально тут же, смотрю, подлетела ворона, взяла клювом за один конец картона и стащила его с бочки. Ну и ну! Я подошел и положил картонный ящик плотно на бочку.
Наблюдаю, вороны сидят. Подлетела одна ворона, взялась за один угол ящика, а потянуть не может. И тут началось самое интересное. Неужели вороны понимают друг друга? Эта ворона подлетела к остальным, и затем с ней обратно полетела еще одна ворона, и они вдвоем стали тянуть за крышку картонного ящика. Они, конечно, не вытащили ящик, но меня поразила их сообразительность.

Парнокопытный рейс
В 1964-м в порту Бербера (Сомали) мы погрузили на палубу т/х «Хирург Вишневский» 6000 овец, 200 верблюдов и 300 быков. Нам дали задание кормить и поить только быков, ни верблюдов, ни овец кормить, поить не нужно. Переход от порта Берберы до порта в Саудовской Аравии всего трое суток. Вышли, переход короткий. В порту выгрузили, все нормально, но когда боцман начал смывать грязь, из кожуха открытия трюмов вдруг вылез однорогий козел, довольно страшноватый. А из другого трюма вылез молодой козел-подросток, да такой красивый. Что делать с ними? А шли мы в Югославию в порт Риекка. Решили везти их туда. По приходе власти запретили выгружать этих козлов. Хорошо, что один таможенник взял это на себя. Он сказал, что заберет их себе.

А когда в п. Бангкок (Таиланд) на т/х «Берислав» нам поручили взять 500 буйволов, на крышках трюмов сделали ограждения из «концов». Нам нужно было их доставить в п. Гонконг. Нам необходимо было их поить, для этого организовали несколько бригад. Нам платили по 3 доллара за каждого буйвола. Заинтересованы были все. С кормлением было легко, а вот поить их была проблема. Буйвол за один раз выпивает от 6 до 8 ведер воды. Поэтому один человек стоит со шлангом, а второй ему помогает с ведром.
Нужно сказать, что эти буйволы очень спокойные и приятные животные. У одного буйвола заплыл гноем глаз, так другой буйвол вылизывал языком.

Наш доктор помогал мне их поить. Он был в шортах. Не знаю почему, но сзади буйвол учуял у доктора под шортами от пота соленость, и начал своим невероятно шершавым языком облизывать доктору под шортами. Доктор чуть не прыгнул от неожиданности, но он не мог бросить шланг, который был в его руках.

В порту Бангкок (Таиланд) на т/х «Берислав» совершили экскурсию на крокодилью ферму. Там в бассейне без воды находились около 20 крокодилов разного возраста. Продавали рыбу посетителям, чтобы кормили их, строго предупредили, чтобы только бросали рыбу, не поднося руку близко. Крокодилы очень быстрые, могут отхватить руку вместе с рыбой. Один старый, громадный, метров 5-6 крокодил все время лежал с открытой пастью, и посетители бросали ему в пасть мелочь. Когда выходит дрессировщик, он выбирает эту мелочь из пасти крокодила.
Когда мы отошли от этого места, можете представить себе, как я испугался, вдруг неожиданно молодая тайка положила мне на плечи громадного удава, вторую часть держала она. Я после испуга немного отошел, чувствуя рукой, как пульсирует тело удава.

Собаки на борту
На некоторых судах держали собак. Эти добрые, умные животные очень скрашивали жизнь моряков. У нас был случай, когда наш пес убежал в порту Сингапур и опоздал к отходу судна. Мы очень сожалели. Но когда через полгода зашли снова в Сингапур, докеры сказали, что пес несколько месяцев приходил и сидел подолгу там, где когда-то стояло наше судно. Они, видя такую преданность, подкармливали его. Когда приходили советские суда, его пытались забрать, но он упорно не хотел идти. Но потом, видно, смирился с тем, что вернуться на свое судно невозможно. Очевидно, его приютило другое судно.

Необычная встреча произошла на Кубе, в порту Пуэрто-Падре. Кубинские рыбаки привезли на баркасе гигантское морское животное вида ската Манту. Диаметром более 4 метров (они овальной формы). Хотя известно рекордный размер Манты 9 м 10 см и весом более 3,5 тонн. Это уникальное животное, и мы, моряки турбохода «Хирург Вишневский», были рады увидеть вживую такую редкость.




Николай ТАРАСОВ, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 5 от 7.02.2017-го
Tags: Морские истории, Работа в Море
Subscribe

Posts from This Journal “Морские истории” Tag

promo moryakukrainy july 25, 21:11
Buy for 10 tokens
Дни памяти Константина Паустовского (умер 14.07) - растянулись на целую неделю. Сначала Одесса встречала литературного секретаря Паустовского Валерия Дружбинского. Затем кают-компания «Морская библиотека Одессы» посетила Санжейский маяк, где писатель отдыхал летом 1960 года.…
Comments for this post were disabled by the author