?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация


Приближается очередная годовщина трагедии с грузовым теплоходом АСК «Укрречфлот» «Таврия-7» (бывший «ТК-7») в Чёрном море у берегов Болгарии.  Косвенно эта трагедия коснулась и порта Южный. Катер «Арктур» тогда перевозил членов комиссий, которые её расследовали. Спустя 26 лет я решил показать снимки, на которых запечатлены последствия этого случая, официально названного аварией.

Вспоминая «лихие 90-е», можно отметить тенденцию вседозволенности того времени, когда нажива (ах, простите, прибыль) ставилась гораздо выше элементарной безопасности. Именно в те времена в бурных водах зимнего Чёрного моря произошла трагедия, оставшаяся практически не замеченной «широкими массами населения».

Попытайтесь с некоторой долей воображения представить всю опасность и ужас зимнего шторма от северо-востока в юго-западном «углу» Чёрного моря может только тот, кто туда в такой шторм попадал. Я его могу представить только «наполовину» так как испытал на себе «преисподнюю» «самого синего в мире» только летом, возвращаясь на нашей яхте из Стамбула в Одессу.
А теперь подумайте, как в зимнее Чёрное море было отправлено небольшое судно типа «река-море». Длина этого судна составляет 81,9м, ширина – 11,8м, два двигателя мощностью всего по 441 кВт обеспечивали ему скорость (при спокойном море) до 8,5 узлов, а в свои два грузовых трюма он может взять не более 1600 тонн груза. Таким речным судам так называемого «смешанного» плавания разрешено ходить по рекам, большим озёрам и водохранилищам с выходом при благоприятной погоде в прибрежные воды морей с удалением от места-убежища не более 50 миль. Плавание разрешалось при волнении моря до 5 баллов (высота волны не более 2,5 м).
Окунёмся «с головой» в атмосферу, когда желание заработать ставилось во главу угла. Так называемые предприниматели стали скупать за бесценок в основном старые речные суда, «добиваться» для них (определённым способом) разрешения на более дальние морские плавания. Этим же стали «грешить» и некоторые предприятия. И вот стали малые, фактически речные, суда на «страх и риск» экипажа выходить в открытое море. Следует отметить, что в документах судна была оговорка о необходимости совершать плавания вблизи берегов. Удаление от берега разрешалось не более 50 миль (порядка 80км.). К сожалению, многие капитаны последним обстоятельством часто пренебрегали.

Теперь, после такого длинного вступления, можно привести те сведения, которые я узнал как от спасённых и спасателей, так и из Интернета.
Загрузившись в порту Стамбула двух-трюмный теплоход «Таврия-7» готовился в путь домой, на Днепр. При уборке забортного трапа по недосмотру был сорван патрубок вентиляции трюма или балластного танка. Это означает, что в герметичном водонепроницаемом корпусе образовалась небольшая дыра. К сожалению, на это никто особого внимания не обратил. Когда вышли из Босфора, то курс проложили напрямую, а не вдоль берегов, как было предписано документами. Дул сильный северо-восточный ветер, который разогнал высокую волну, весьма опасную для данного судна. Поворачивать к берегам Болгарии в данной ситуации означало стать лагом, (т.е. бортом) к опасной волне, которая уже превышала все допустимые нормы. В такой ситуации следовало немедленно ложиться на обратный курс и прятаться от шторма в Босфоре. Но было принято решение продолжать следование прежним курсом, которое вскоре привело к трагедии. Через какое-то время в условиях наступающей ночи экипаж отметил постоянно увеличивающийся крен. Как впоследствии выяснила комиссия, внутрь корпуса через маленькую дыру в палубе с каждой волной поступала порция морской воды. Капитан приказал всему экипажу, который уже собрался на ходовом мостике, надеть гидрокостюмы и спасательные жилеты.

Кульминация наступила в 22.00. «Таврия-7» стремительно перевернулась. Не успели даже подать сигнал бедствия. За борт не успел (или не захотел) выпрыгнуть только капитан, да в машинном отделении остался старший механик. Из перевёрнутого вверх днищем судна ушёл на дно морское весь груз металла. Скорее всего именно это обстоятельство позволило теплоходу остаться на плаву.
Сигнал бедствия подал следовавший поблизости теплоход «Кременчуг», поднявший из воды 15 человек с «Таврии-7». Точнее, это был не сигнал бедствия, а аварийная радиограмма всем капитанам судов в Чёрном море. К сожалению, от переохлаждения в ледяной воде вскоре скончался старший помощник. Капитана и старшего механика, как говорилось в радиограмме «на месте аварии не обнаружено».
В поисково-спасательной операции также принимал участие теплоход «Кара Караев», и вертолёты ВМС Болгарии. Искали пропавших капитана и старшего механика.

Вскоре началась медленная буксировка аварийного судна к родным берегам. «Таврию – 7» в марте 1991г. притянули на рейд порта Южный. Поставили его на якорь в районе 11 – 12 якорных точек. Безопасность обеспечивал херсонский буксир «Богатырь». Первые попытки перевернуть 60-тонным плавкраном плававший вверх килем теплоход были предприняты ещё на внешнем рейде. Но это не принесло никаких результатов. Приняли решение продолжить спасательные работы на защищённой акватории порта. «Таврию» закрепили на «бочках» (эти «мёртвые» якоря у восточного берега, служившие в основном для отстоя судов, существовали до начала строительства нефтетерминала). К уже упомянутому плавучему крану присоединилось ещё два. Ними были «Богатырь» грузоподъёмностью 300 тонн и «Судоподъём–2» - 800 тонн. Место операции окружили боновым заграждением на случай возможного разлива дизтоплива. В порт это заграждение доставил спасатель АСПТР «Гепард». В операции также принимали участие водолазные суда «Антарес» и «Подводник-1».

Через несколько дней подготовительных работ аварийный теплоход начали медленно переворачивать в нормальное положение. Но первая попытка успеха не имела. Нет, «Таврия» стала на «ровный киль», но в таком положении не задержалась, а со всё большей скоростью продолжила вращение на 360 градусов. После этой неудачи тросы плавкранов были заведены уже с обоих бортов «строптивого» судна. Только после этого теплоход удержали в нужном положении, из его надстроек вытекла вода и «Таврия-7» приобрела остойчивость.


"Таврию-7" отбуксировали на внутренний рейд порта.

Спасённый, но уже не работоспособный теплоход был отбуксирован в Херсон, где в одном из затонов стоит и поныне.
В завершение можно привести ещё одно обстоятельство, хотя оно уже из разряда мистики.
Дело в том, что построенному в 1986г грузовому теплоходу «Таврия-7» были присвоены радиопозывные (UKDD) погибшего 31 августа 1986г парохода «Адмирал Нахимов».


Виктор Красюк

Posts from This Journal by “Буксиры” Tag

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow