Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Category:

Сергей Билоконенко: Профессиональное обучение – шанс для каждого узнать себя


Реформа образования с начала этого года перевела систему профтехобразования на финансирование из местных бюджетов. Как это сказалось на одесских училищах? Об этом разговор с директором Одесского высшего профессионального училища морского туристического сервиса (ОВП МТС) Сергеем Билоконенко.
– Мы благодарны мэру Одессы, департаментам финансирования, образования и науки горсовета, что наша система не имеет проблем с финансированием. Мы, директора одесских училищ, как-то сразу настроились на правильный и совершенно конструктивный диалог с руководством города, и сегодня, в отличие от училищ областного уровня, четко понимаем, что делать, и мобильно реагируем на пожелания города, прежде всего в части финансового обеспечения этой сферы образования. В скором времени профтехучилища должны перейти в коммунальную собственность города, и мы станем полноправным городским учреждением. А пока жизнь продолжается в том же русле, как мы и планировали, – обрисовал ситуацию в целом директор.

– Какие особенности с новым набором в этом году?
– В новом учебном году училище морского туристического сервиса набрало почти 500 первокурсников, которые осваивают профессии судового повара, бармена, официанта, кондитера, агента туристического сервиса, мастера ресторанного обслуживания. Если сравнивать эти цифры с прошлым годом, то ситуация с набором не изменилась.
Правда, в этом году, впервые за всю историю училища, мы набрали три контрактные группы по интегрированной профессии «Повар корабельный. Официант». Это самая популярная профессия. Хотя у нас есть спрос и на другие профессии. Поэтому в будущем году откроем еще по пять контрактных мест на подготовку корабельных кондитеров и барменов.




– Что скажете об уровне подготовки абитуриентов?
– Конкурса практически не было. Сказались последствия демографического спада. Поэтому и мало выпускников 11-го класса. У нас получилось так: тем, кто не прошел на бюджет, была предложена контрактная форма обучения. Можно говорить, что бюджет у нас получился более-менее «образованный». Акцентом же при приеме в училище был, впрочем, как и всегда, иностранный язык. После обязательного письменного тестирования, уже на собеседовании, члены приемной комиссии имели возможность послушать абитуриента, убедиться в достаточности уровня вербального владения иностранным языком.

В приеме этого года у нас еще одно новшество. Мы впервые набрали одну группу поваров-официантов, сформированную из абитуриентов, которые до подачи документов к нам прошли двухмесячную бесплатную стажировку.

Мы говорили об этом ранее, еще в феврале и апреле, на первом и втором днях открытых дверей. Мотивацией для прохождения такой стажировки стали дополнительные баллы при зачислении, конечно, если ученик прошел не только стажировку на производстве, а получил положительную характеристику, принес договор о том, что предприятие готово взять его на прохождение производственного обучения и практики.


И мы рады, что у многих это получилось. Дети побывали в роли повара на производстве, проверили себя и убедились, что поварское ремесло – их тема. Это еще одна из форм плодотворного сотрудничества ОВПУ МТС со многими заведениями общественного питания города, которые традиционно с удовольствием берут наших учеников на производственное обучение и практику, а потом и трудоустраивают. По крайней мере, теперь эти ребята точно знают, где их «второй дом», в котором они после окончания смогут получить достойную работу.

– Из каких регионов ваши первокурсники?
– Большинство из них – одесситы и жители нашей области. Есть также ребята из Винницы, Николаева, Кропивницкого (Кировограда). Мы предоставляем общежитие в первую очередь детям-сиротам, из многодетных и малоимущих семей, иногородним. Мы поселяем всех контрактников. Каждый третий наш ученик живет в общежитии. Его подремонтировали, установили внутреннее видеонаблюдение для поддержания порядка на этажах.
– Каким выдался для практикантов летний сезон?
– Этот сезон был чуть хуже прошлого, что связано с погодой. Он был интересным, но не таким активным, как раньше. Лето в июне было холодным. И посетителей на базах было мало. В то же время все наши студенты прошли производственную практику. Перед летней практикой мы объездили все базы, заключили договора, проверили безопасность оборудования, так как мы несем ответственность за наших учащихся.


В этом году мы также ввели индивидуальное планирование для инженерно-педагогических работников. В мае каждый преподаватель знал все виды работ, которые будет делать в будущем учебном году. Мы сохранили весь педагогический состав. И создаем условия для работы и учебы. Те средства, которые мы заработали на практике, вложили в ремонт нашего учебного здания.

– Училище сотрудничает с зарубежными специалистами и работодателями?
– В начале учебного года мы уже провели первый двухдневный семинар с участием австрийского эксперта-сомелье. На семинаре были преподаватели профтехучилищ области. Выступали наши педагоги, учились разбираться в вине, правильно подавать его, сервировать стол. Теперь планируем конкурс пиццайоло. Так как многие ребята на практике занимаются пиццей в итальянских ресторанах, на других различных точках, они должны иметь свое мнение о продукте, знать тонкости его приготовления. Поэтому хотим провести свой внутренний конкурс, посмотреть на результаты. И в будущем придать ему городской статус.

– Что можете сказать о продвижении специалистов на мировой рынок труда?
– Это важный и актуальный вопрос. Неделю назад у нас была польская делегация, которая готова заключить с нами договор на прохождение производственной практики в Польше с дальнейшим трудоустройством. Они заинтересованы в нас, потому что наши дети, как правило, ко времени первой практики – уже совершеннолетние и смогут быть полноценно оформлены на работу. Думаю, у нас получится такой диалог. И следующим летом группа учащихся с мастерами выедут на практику в Польшу. Но только те, которые будут хорошо успевать по английскому. С 1 сентября мы ввели в училище обязательный доклад старшего дневального на английском языке, таким образом, приближая ребят к трудовой действительности.
Сейчас помимо учебного процесса мы готовимся к творческому конкурсу новых песен на хорошо известные мелодии. Нам интересно увидеть толковых поэтов-песенников. К нам пришли ребята, которые играют на фортепиано, скрипке, флейте, виолончели. И мы ждем концерта в конце октября, чтобы посмотреть и оценить их таланты.

– Сергей Павлович, есть разные мнения об устройстве образовательной системы. Одни говорят, что детям лучше в школе учиться 12 лет, другие настаивают на сохранении среднего специального образования.
– Профтехобразование для многих людей очень важно именно в своевременном профессиональном ориентировании. Мы оканчивали 11 классов. И многие из нас не понимали, как оказались в профессии. Система профессионально-технического образования – возможность для молодого человека на ранних стадиях понять, к чему у него больше всего лежит душа. В то же время система профтехобразования – это быстрый механизм, который дает профессию и документ, подтверждающий определенный квалификационный уровень. Получив диплом, молодой человек может уже реально зарабатывать. Эту систему надо сохранить, потому что профтехобразование – это профессиональный шанс для каждого гражданина Украины. Человек проверил себя на рабочем уровне. И дальше может работать или поступать в вуз. А может совмещать и то и другое. Главное, чтобы он определился. И мы даем ему такой шанс.




Инна Ищук, Анатолий Венгрук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 39 от 5.10.2016-го
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author