Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

АРКАДИЙ ХАСИН: СВОЯ ИСТОРИЯ ЗА КОРМОЙ


Аркадий Иосифович Хасин – автор около двух сотен печатных морских рассказов – выступил перед группой курсантов-механиков мореходного училища им. Маринеско. Встреча, в некотором роде, была случайной. Редакция пригласила писателя-мариниста, который вернулся в Одессу из Германии, поделиться своими наработками и планами. Ребята дорабатывали последние дни практики. То, что произошло дальше, было похоже на монолог-концерт «деда» с шестидесятилетним стажем перед будущими «мехами», которым все это еще предстоит.


Он пришел в Черноморское морское пароходство в 1946 году. Начал флотскую карьеру с кочегарской лопатой в руках на легендарном пароходе «Курск». Сошел на берег только в годы развала ЧМП, будучи «дедушкой» сухогруза «Аркадий Гайдар»: судна югославской постройки из так называемой серии «писателей». Совпадения таки не случайны.


Не зря заместитель начальника Одесского мореходного училища им. А. И. Маринеско по учебно-воспитательной работе Николай Марченко вручил в подарок Аркадию Хасину настоящую тельняшку с начесом. К этому древнему символу мореплавания был добавлен атрибут современности в виде надписи: «Вироблено в Україні».

Здесь готовят практиков
Общение началось, как запуск отлаженного двигателя: с полуоборота. Помимо присутствия выпускников этого училища, уже отходивших свое по морям, аудитория мельтешила от полосатых «рябчиков» курсантов-судомехаников, пришедших на встречу поколений. Слова Хасина были для ребят и правдой моря, отличной от романтики Стивенсона и Жюля Верна. И напутствием на работу, которую можно хорошо выполнять только при условии, что ее искренне любишь.

– Я рад, что встреча происходит в стенах старейшего морского училища Одессы. Первый выпуск был еще в 1900 году, тогда право называться специалистами получили четыре человека. С тех пор мореходка выпустила плеяду выдающихся капитанов и механиков.
Это Михаил Иванович Григор, Сергей Леванович Дондуа. Механики Александр Петрович Богатырев, Владимир Иванович Щуров, Степан Федосеевич Безрученко, Александр Калинович Следзюк.

– Закалку и основной фундамент профессии они получили здесь, – сказал А. Хасин. – Это были замечательные практики, не раз подтверждавшие свои знания в реальных ситуациях, которых на море всегда хватало.

История флота – это люди
Аркадий Иосифович рассказывает случаи и из своей жизни. Оживают события минувших дней, рельефные характеры, поразительные принципиальность и мужество моряков, что и становились основой очерков.
– Я ничего не выдумываю. В моих рассказах все правда, а персонажи – реальные люди, с которыми сводила судьба, – отвечает он на вопросы, откуда берутся столь смело закрученные, острые, соленые сюжеты. Веселые, грустные. И… неизменно добрые.
Память у Аркадия Хасина поразительна. А рассказчик он такой же неутомимый и увлекающий, как и писатель.
– Это было 7 августа 1970-го, – ворошит он историю. – До отхода пассажирского лайнера «Украина» оставалось чуть больше часа. Мы сидели в каюте капитана Бориса Саввича Кисова…

Этот капитан водил караваны из Америки в Мурманск под угрозой напороться на фашистскую подлодку. Потом по причине отличного знания английского языка был заподозрен в том, что завербован американской разведкой. Работал на «рыбаках» на Севере, где было не до анкеты: позарез требовались рабочие руки.

Это время Хасин всегда вспоминает с болью. Одновременно со «шпионами» шла сталинская борьба с так называемыми «безродными космополитами». Из пароходства увольняли только за то, что человек по паспорту не принадлежал к титульной нации. Оказались за воротами поляки, болгары, греки, албанцы. О евреях и речи не было: рассчитывали всех безоговорочно.
Реабилитация наступила потом, при «хрущевской оттепели». Тогда же восстановился на работе в ЧМП Кисов. Его все знали как человека, привыкшего к труду и риску. Его отличали смелость, воля и порядочность.

На борт этого бедового лайнера Хасин попал не без приключений.

До этого он, будучи за границей, купил в книжной лавке запрещенный в те годы роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В рейсе его из любопытства прочли два члена экипажа из «тройки», составлявшей группу увольнения. Хасин прочел роман последним – на десерт. Он так и не понял, что там крамольного нашли цензоры КГБ, но выбросил книгу ночью за борт. Однако это не спасло его от доноса.
– Меня провели к следователю. И начался допрос с пристрастием: с кем связан, на какую разведку работаешь, кто дал задание купить запретную антисоветскую книгу? – говорил Аркадий Иосифович.

В камере его держали три дня. Но потом отпустили за неимением доказательств. К тому же нужно было срочно направить стармеха на т/х «Украина». Туда не было охотников идти в штат, поскольку судно проштрафилось на крупной контрабанде и было под усиленным надзором.
…Курсанты слушали, как не скучно жилось их дедам. Рассказ для многих был шоком и откровением!
Итак, в каюте т/х «Украина» были капитан и стармех. Вдруг в двери ввалился молодой человек в сером костюме.
В устах рассказчика все выглядит зримо. Вот этот наглый тип по-хозяйски переступает комингс, здороваться он не считает нужным. Кисов встал в полный рост: «Сюда без стука не входят. Покиньте каюту капитана».

Незваный гость возмущается, затем достает красную книжечку и показывает удостоверение полковника органов.
– А я капитан судна. И здесь хозяин. Орать будете на одесском «Привозе», – твердо отвечает Борис Саввич. При этом сохраняет абсолютное спокойствие и уверенность в своей правоте.

Выяснилось, что «гэбэшник» привез двух людей, объявленных персонами non grata. Они выдворены из страны, и их нужно довезти до Стамбула, чтобы там оставить на попечение турецких властей.
В 1970-м, вспоминает Аркадий Хасин, в Одессе была холера, и без прививки выходить в рейс было настрого запрещено. Только эти две персоны заартачились и прививаться наотрез отказались.

– Я не стану нарушать карантинный режим, – отрезал капитан Кисов. Ему позвонили из пароходства. Он ответил, что пойдет на нарушение, если от начальника ЧМП будет приказ в письменной форме. Судно тогда снялось без двух строптивых изгнанников. Это был предельно смелый поступок, прожитый на нервах.

– К слову, Борис Саввич оканчивал ОМУ им. Маринеско, – подвел черту повествованию Хасин. – У каждого из нас за кормой своя история.
Подумалось: о таких неординарных событиях лучше послушать, чем самому стать их участником. Но без такого опыта и переживания вряд ли можно будет стать писателем.


Андрей Васильев, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 29 от 27.07.2016-го
Tags: Морские истории, Училище им. Маринеско, Хасин Аркадий
Subscribe

Posts from This Journal “Хасин Аркадий” Tag

  • ПАМЯТНИКИ, КОТОРЫЕ ДОРОГИ СЕРДЦУ

    Памятники бывают разными: большими и маленькими, бронзовыми, мраморными или гранитными. Массивные монументальные фигуры уживаются с утонченными…

  • Аркадий Хасин: "Никогда больше!"

    "Никогда больше!" - книга-напоминание. Ее автор, одессит Аркадий Хасин, - бывший узник гетто и фашистского концагеря. После войны получил…

  • Аркадий ХАСИН: Выговор за контрабанду

    Презентация книги «Морские истории» Аркадия Хасина во Всемирном клубе одесситов 14-го августа напомнила старую историю со строгим…

  • «Морские истории» Аркадия Хасина

    14-го августа во Всемирном клубе одесситов состоялась презентация очередной книги Аркадия Хасина «Морские истории», в которой он…

  • Аркадий Хасин – с пером в руке, с Одессой в сердце

    Книга – лучший подарок Аркадий Хасин снова гостил в Одессе. Конечно же, прошел по тенистым улочкам детства, по местам, связанным в памяти…

  • СРОЧНЫЙ ФРАХТ

    Никогда не вспомнил бы, наверное, об этой истории, если бы не встретился старый друг Николай Ганчев, с которым учился когда-то в Мореходной школе.…

  • Аркадий ХАСИН: СЧАСТЬЕ ВОЗВРАЩАЕТ НА КРУГИ СВОЯ

    Проститься перед отъездом Аркадия Хасина в Германию «на зимние квартиры» удалось в сентябрьский солнечный денек. Занесли свежий номер…

  • НА ВАХТЕ МОРСКОЙ ИСТОРИИ

    Фото Анатолий Венгрук Он 52 года проработал на флоте. И где уж только на свете не побывал! Писать начал в молодости. Поначалу в читаемый всеми…

  • ОДЕССИТЫ В МУРМАНСКЕ

    Фото из сети. Уже мало кто помнит, что в 1949-м, в разгар Сталинской кампании «по борьбе с безродными космополитами», из…

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author