Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

АХ, КАКАЯ «ЧЕРНОМОРОЧКА»!



О кинофильме «Черноморочка», снятом в конце 1950-х, могли бы забыть вскоре после его выхода на экраны, если бы не сумасшедшая критика, обрушившаяся на это скромное «детище» Одесской киностудии. Когда нынче смотришь это кино, абсолютно непонятно, что могло вызвать такой критический гнев. Судите сами по сюжету.
Девушка Софийка живет в рыбацком поселке. Она великолепно поет и радует своими песнями земляков. Любит Васю, курсанта мореходного училища, мечтает ехать с ним в Одессу. Василий же считает, что Софийка должна учиться на курсах судовых радистов. Но этим планам не суждено исполниться. Ибо неожиданно для всех и даже для себя Софийка становится солисткой джаз-оркестра и уезжает с коллективом в Одессу.
Но тут ей приходится петь халтурные сочинения руководителя оркестра, и от девушки отворачиваются даже те, кто с ней прежде дружил. А главное – с ней порывает возлюбленный. Однако все заканчивается благополучно: халтурщик изгнан, коллектив возвращается на правильную творческую стезю, ну а влюбленные, конечно же, мирятся...

Наивно? Безусловно! Но сегодня эта лента может вызывать разве что ироническую улыбку. И вспоминают о ней по единственной причине: на одном из кадров крупным планом – лицо 16-летнего Валерия Ободзинского.



Но есть в этой старой наивной ленте достоинства, которые не теряются даже через пять с лишним десятков лет. Это песни Оскара Сандлера (одессита, кстати) на слова Любови Забашты, Андрея Малышко и Николая Сома, а также актриса, исполнившая главную роль. Героиня картины замечательно хороша: и внешностью, и талантом. Лихо танцует, прекрасно поет, причем своим голосом... Сочетание нечастое даже в «дофанерные» времена!
И вот беседуем с героиней старого фильма...
Что сказать? Светлана Васильевна и сегодня выглядит превосходно. Очень трудно поверить, что она уже прабабушка. Честно говорим ей об этом, равно и о том, как восхищают нас в «Черноморочке» ее танцы и пение.
– Да, меня никто никогда не дублировал, – улыбается Светлана Васильевна, – я все делала сама.
И добавляет с иронией:
– Поэтому выгодно было брать такую актрису, которая все умела делать. Чтобы дополнительно не платить...
Шутки шутками, но именно сочетание талантов делало актрису столь привлекательной для постановщиков музыкальных фильмов. А своему дебюту она обязана еще и умению перевоплощаться в... мальчика.

Светлана Васильевна Живанкова родилась в Донецке (тогда – Сталино). С детства любила петь и танцевать, что привело ее в студию при Ворошиловградском (Луганском) украинском театре. Играла в спектаклях по украинской классике: «Маруся Богуславка», «Шельменко-денщик», но судьбоносной стала для нее пьеса луганского драматурга Федора Вольного «Суровая повесть». Когда театр был на гастролях в Курске, актрису заприметил ассистент кинорежиссера Алексея Мишурина, который готовился снимать фильм «Лiта молодiï» («Годы молодые»). И требовалась актриса, которая могла бы выглядеть одинаково выразительно и девушкой, и пареньком. На эту роль пробовались многие актрисы, в том числе и уже известные – Людмила Гурченко, Ада Роговцева... Мишурин хотел снимать Надежду Румянцеву, но она была хороша как девушка, но неубедительна в мужском образе.

– Когда я приехала на пробы, – вспоминает Светлана Васильевна, – меня загримировали под мальчика. Помню, я иду по длинному коридору, руки в карманы, хотела почувствовать себя пацаном. Иду, смотрю вокруг. А по дороге стояла группа актеров, помню, что там были Шворин, Баталов... И вот кто-то из них шутки ради подставил мне подножку. Я падаю. Нос разбит, юшка течет. А меня уже ждут, ассистент кричит: «Где этот Алеша?!» Хватает меня за шкирку и в павильон. Я знакомлюсь с режиссером, и Мишурин говорит мне: видишь комнату, заиграет музыка, тебе нужно будет обойти вокруг стола, обыграть это и к такой матери... Я думаю: как же я это буду делать? Но тут как раз заиграла музыка, я выскочила, стала бить чечетку возле стола, а там стояло громадное зеркало. Смотрю на себя: юшка течет, размазанный грим на лице, ну я натянула кепи, свистнула и выскочила из павильона. Режиссер говорит, что пацан у меня вышел нормальным, но вот как я буду выглядеть девочкой? Загримировали меня, юбки накринолинили. И утвердили. Вот таким образом я попала в кино.
Фильм «Лiта молодiï» имел огромный успех. За год его посмотрели 36,7 миллиона зрителей. По этому показателю он входит в число 200 самых популярных картин советского кинопроката (включая зарубежные). Но особенно фильм славен тем, что в нем впервые прозвучала «Пiсня про рушник» – шедевр композитора Платона Майбороды и поэта Андрея Малышко. Прекрасную (хотя и менее известную) песню «Ти – моя вiрна любов» исполнила в картине и Светлана Живанкова. Понятно, что актрису с такими возможностями тут же стали наперебой приглашать разные киностудии.

– Пригласили меня на пробы в Ригу, фильм «Озорные повороты», – вспоминает Светлана Васильевна. – Я приехала, и меня утвердили. Одновременно вызвали на пробы в Одессу, фильм «Черноморочка». Но в Риге – дождь, холод, незнакомая речь. Некомфортно мне там было. Решила посмотреть, что будет в Одессе. А здесь – солнце, море и актеры какие: Мартинсон, Геллер, Борисов... А главное, Одесса – необыкновенная! Сказочная погода, колорит неповторимый, речь одесская... В общем, выбрала я Одессу...
«Черноморочка» стала для Светланы Живанковой судьбоносной картиной. Как и ее героиня, в Одессе она нашла свою судьбу. Ею стал Геннадий Соляник – сын генерального капитан-директора китобойных флотилий «Слава» и «Советская Украина». Впрочем, должность отца не играла в данном случае никакой роли. Это была настоящая любовь, выдержавшая испытание временем.
– Вскоре после свадьбы, – рассказывает Светлана Васильевна, – я с мужем поехала в кругосветную экспедицию. Муж мой, по специальности ихтиолог, руководил плавучей научной лабораторией, я была лаборантом. Экспедиция длилась полтора года, объехали, можно сказать, весь мир. Масса впечатлений. Помню, как от Джакарты до Новой Зеландии нас сопровождал дельфин. А мы поймали редкую рыбу-луну весом полторы тонны. Сообщили в Новую Зеландию, что везем им подарок. Нам ответили, что у них нет такого количества формалина. Мы тогда порезали рыбу на балыки и кормили ею дельфина. Трижды я проходила пролив Дрейка. По пиратским традициям, имею право носить серьгу не только в ушах, но и в носу...

Понятно, что сниматься стало сложнее. Тем не менее играла Светлана Живанкова в таких примечательных картинах, как «Черемушки» (экранизация оперетты Дмитрия Шостаковича), «Никогда» (режиссерский дебют Петра Тодоровского), «День ангела» Станислава Говорухина. Можно увидеть ее и в легендарной «Вертикали», благодаря съемкам познакомилась и подружилась с Высоцким, который впоследствии останавливался с Мариной Влади в их с Геннадием квартире. Но заботы о семье, двух детях были для Светланы Васильевны на первом плане.

И хотя она перестала сниматься в кино, но осталось у нее немало преданных поклонников. В интернете можно найти десятки благодарных отзывов о ее киноработах. Да и обруганная в свое время «Черноморочка» нынче смотрится совсем по-иному. Милая, добрая, наивная картина. Зато какие виды Одессы! Какой неожиданный молодой Олег Борисов! А главное: какая замечательная героиня – с каким голосом, какой пластикой! Попробуй нынче сыскать таких актрис!


Александр Галяс, Инна Ищук, «ПОРТО-ФРАНКО», № 15 (1309), 22.04.2016
Фото из архива Светланы Живанковой-Соляник
Tags: Ищук Инна, Кино, Одесса
Subscribe

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author