Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

Триумф доброй воли, пробелы в расчетах Послесловие к IX Национальному морскому рейтингу Украины


Нельзя сказать, что в этот раз итоги подвели отрасль: организаторам Национального морского рейтинга Украины (31.03) действительно было что сказать, представляя достижения в сфере морского транспорта. Перечислять все номинации и всех лауреатов смысла нет – сосредоточусь на некоторых тенденциях.

Если пытаться определить главное слово IX рейтинга, то словом этим, скорее всего, будет «дерегуляция». Эксперты рейтинга главным достижением 2015 года назвали именно «дерегуляцию условий ведения бизнеса в портах и упрощение процедур оформления судов».

А «Человеком года» на водном транспорте Юрий Васьков, замминистра инфраструктуры, стал в основном как раз за участие в этом благом деле. Благим его уже давно назвали те предприниматели, которым непосредственно приходится работать с грузами в портах.

«На комиссию на приход и на отход судна входят только пограничники, – обрисовывает новую портовую реальность руководитель группы компаний «Трансшип» Андрей Иванов. – На досмотр уходит 20-30 минут против предыдущих порядка трех часов». Явная экономия времени и денег и, что не менее важно, устранение почвы для коррупции. Андрей Иванов вспоминает, что совсем недавно грузовладельцы отказывались работать с Украиной именно из-за нежелания работать «по-черному». Такой стиль ведения бизнеса никак не вписывался в картину цивилизованного рынка. «Вот представьте, вы – президент публичной компании, – поясняет Андрей Иванов.

– Вам ваши акционеры выделили 10 млн долл. в год на экологию. Вы приходите на следующий год на отчетное собрание и говорите: «Я заплатил вот столько-то взяток, вот столько-то пароходов у меня было арестовано». Что будут делать с вами акционеры? Вы что, объясните, что там шайка бандитов работает и грабит пароходы, даже если они буквально вылизаны?» Никто ничего подобным образом, естественно, не объяснял, Украину просто вносили в черный список и работали мимо ее портов. Сейчас, констатирует Андрей Иванов, компания возвращает в украинские порты «старых мейджорсов (крупных партнеров), которые ушли, не будучи готовыми платить взятки».



Триумфатор рейтинга замминистра инфраструктуры Юрий Васьков успех дерегуляции во многом связывает именно с активной позицией бизнеса: «Получилось, потому что бизнес об этом открыто говорил, отраслевые эксперты, профессионалы подавали информацию, проблематику, и когда нам сказали: «дайте, что надо упростить», мы были к этому готовы».
При этом Юрий Васьков в эйфорию не впадает и признает, что «из задуманного мы сумели реализовать чуть меньше половины»: «К сожалению, мы не смогли решить главной, наверное, проблемы: не смогли сделать основной единую форму государственно-частного партнерства, быструю и прозрачную».
Критический настрой замминистра разделяют и эксперты морского рейтинга. Главной неудачей года они назвали просчеты в кадровой и инвестиционной политике Мининфраструктуры. Следующее, с небольшим отрывом, – отсутствие реформ и недостатки в работе АМПУ.

Выходит на то, что добрая воля менять что-то в лучшую сторону в наших морских делах есть – и она уже воплотилась в дерегуляции портовых процедур, а вот там, где нужен грамотный и профессиональный расчет, обнаруживается весьма заметный пробел. Причем, похоже, что больше всего страдают невзвешенностью решения, принимаемые на самом высоком уровне.

«Специалистов мало, – сетует президент судоходной компании «Укрферри» Александр Курлянд, – оценивая, в частности, щедро распиаренный поезд в обход России. – Здесь была замешана и политика, и меркантильные интересы, и очень много глупостей, которым, к великому сожалению, потакают сильные мира сего».

«Я не злорадствую, – говорит Александр Курлянд, который уже два десятка лет занимается паромными перевозками по Черному морю, в том числе и на Кавказ, – мне обидно. Отбивается охота общаться с нами как с партнерами. Вот нас сейчас приняли в Транскаспийский консорциум как частную компанию, и вы бы слышали, что говорили там об этом деле, – мне было стыдно. Беда еще в том, что мы очень сильно зависим от политики. Надо делать не назло России, а просто в интересах Украины».

Вице-президент ассоциации «Укрпорт» Василий Зубков отметил еще одну тенденцию, которую выявил Морской рейтинг-2015: «В предыдущих рейтингах у нас все призовые места завоевывали самые крупные гавани, но вот сейчас мы видим, что и, условно, малые порты у нас в призерах». Действительно, в прошлом году и Бердянский, и Измаильский морской порт смогли показать темпы роста, которым могут позавидовать и великаны. Свой грузооборот они увеличили чуть ли не на половину. Почему именно в прошлом году малые пошли в рост, эксперты не объясняли, но сам по себе факт явно положительный и в плане развития территорий, и в плане логистического разнообразия.

Ну и подводя итог итогам, хотелось бы упомянуть о новой номинации рейтинга – «Работодатель года». Она-то как раз вызывает двоякое чувство. С одной стороны, да, это здорово, что по количеству моряков Украина занимает четвертое место в мире, что 115 тыс. наших сограждан имеют возможность получать нелегким трудом, но достойную зарплату.

«Наша страна утратила флот, но она оставила систему подготовки и дипломирования моряков», – заявил Вячеслав Кисловский, гендиректор Ассоциации крюингов Украины.

– Мы снова вспомнили, что уже больше двух десятилетий мы являемся не столько морской державой, сколько «моряческой», ну и еще, конечно, портовой. Тоска по флоту и довольно туманные мечты насчет его возрождения – это было и остается неизменным элементом рейтинга и подобных ему мероприятий. Но тогда на них тосковали и по поводу экологических поборов при досмотре вод изолированного балласта, а вот, поди ж ты, на Рейтинге-2015 уже праздновали его отмену, поставив ее достижением года № 2.


Иван Осауленко, фото Анатолия Венгрука,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 13 от 6.04.2016-го
Tags: Васьков Юрий, Венгрук Анатолий, Зубков Василий, Курлянд Александр, Осауленко Иван, Рейтинги
Subscribe

Posts from This Journal “Рейтинги” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments for this post were disabled by the author