?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация


Нельзя сказать, что в этот раз итоги подвели отрасль: организаторам Национального морского рейтинга Украины (31.03) действительно было что сказать, представляя достижения в сфере морского транспорта. Перечислять все номинации и всех лауреатов смысла нет – сосредоточусь на некоторых тенденциях.

Если пытаться определить главное слово IX рейтинга, то словом этим, скорее всего, будет «дерегуляция». Эксперты рейтинга главным достижением 2015 года назвали именно «дерегуляцию условий ведения бизнеса в портах и упрощение процедур оформления судов».

А «Человеком года» на водном транспорте Юрий Васьков, замминистра инфраструктуры, стал в основном как раз за участие в этом благом деле. Благим его уже давно назвали те предприниматели, которым непосредственно приходится работать с грузами в портах.

«На комиссию на приход и на отход судна входят только пограничники, – обрисовывает новую портовую реальность руководитель группы компаний «Трансшип» Андрей Иванов. – На досмотр уходит 20-30 минут против предыдущих порядка трех часов». Явная экономия времени и денег и, что не менее важно, устранение почвы для коррупции. Андрей Иванов вспоминает, что совсем недавно грузовладельцы отказывались работать с Украиной именно из-за нежелания работать «по-черному». Такой стиль ведения бизнеса никак не вписывался в картину цивилизованного рынка. «Вот представьте, вы – президент публичной компании, – поясняет Андрей Иванов.

– Вам ваши акционеры выделили 10 млн долл. в год на экологию. Вы приходите на следующий год на отчетное собрание и говорите: «Я заплатил вот столько-то взяток, вот столько-то пароходов у меня было арестовано». Что будут делать с вами акционеры? Вы что, объясните, что там шайка бандитов работает и грабит пароходы, даже если они буквально вылизаны?» Никто ничего подобным образом, естественно, не объяснял, Украину просто вносили в черный список и работали мимо ее портов. Сейчас, констатирует Андрей Иванов, компания возвращает в украинские порты «старых мейджорсов (крупных партнеров), которые ушли, не будучи готовыми платить взятки».



Триумфатор рейтинга замминистра инфраструктуры Юрий Васьков успех дерегуляции во многом связывает именно с активной позицией бизнеса: «Получилось, потому что бизнес об этом открыто говорил, отраслевые эксперты, профессионалы подавали информацию, проблематику, и когда нам сказали: «дайте, что надо упростить», мы были к этому готовы».
При этом Юрий Васьков в эйфорию не впадает и признает, что «из задуманного мы сумели реализовать чуть меньше половины»: «К сожалению, мы не смогли решить главной, наверное, проблемы: не смогли сделать основной единую форму государственно-частного партнерства, быструю и прозрачную».
Критический настрой замминистра разделяют и эксперты морского рейтинга. Главной неудачей года они назвали просчеты в кадровой и инвестиционной политике Мининфраструктуры. Следующее, с небольшим отрывом, – отсутствие реформ и недостатки в работе АМПУ.

Выходит на то, что добрая воля менять что-то в лучшую сторону в наших морских делах есть – и она уже воплотилась в дерегуляции портовых процедур, а вот там, где нужен грамотный и профессиональный расчет, обнаруживается весьма заметный пробел. Причем, похоже, что больше всего страдают невзвешенностью решения, принимаемые на самом высоком уровне.

«Специалистов мало, – сетует президент судоходной компании «Укрферри» Александр Курлянд, – оценивая, в частности, щедро распиаренный поезд в обход России. – Здесь была замешана и политика, и меркантильные интересы, и очень много глупостей, которым, к великому сожалению, потакают сильные мира сего».

«Я не злорадствую, – говорит Александр Курлянд, который уже два десятка лет занимается паромными перевозками по Черному морю, в том числе и на Кавказ, – мне обидно. Отбивается охота общаться с нами как с партнерами. Вот нас сейчас приняли в Транскаспийский консорциум как частную компанию, и вы бы слышали, что говорили там об этом деле, – мне было стыдно. Беда еще в том, что мы очень сильно зависим от политики. Надо делать не назло России, а просто в интересах Украины».

Вице-президент ассоциации «Укрпорт» Василий Зубков отметил еще одну тенденцию, которую выявил Морской рейтинг-2015: «В предыдущих рейтингах у нас все призовые места завоевывали самые крупные гавани, но вот сейчас мы видим, что и, условно, малые порты у нас в призерах». Действительно, в прошлом году и Бердянский, и Измаильский морской порт смогли показать темпы роста, которым могут позавидовать и великаны. Свой грузооборот они увеличили чуть ли не на половину. Почему именно в прошлом году малые пошли в рост, эксперты не объясняли, но сам по себе факт явно положительный и в плане развития территорий, и в плане логистического разнообразия.

Ну и подводя итог итогам, хотелось бы упомянуть о новой номинации рейтинга – «Работодатель года». Она-то как раз вызывает двоякое чувство. С одной стороны, да, это здорово, что по количеству моряков Украина занимает четвертое место в мире, что 115 тыс. наших сограждан имеют возможность получать нелегким трудом, но достойную зарплату.

«Наша страна утратила флот, но она оставила систему подготовки и дипломирования моряков», – заявил Вячеслав Кисловский, гендиректор Ассоциации крюингов Украины.

– Мы снова вспомнили, что уже больше двух десятилетий мы являемся не столько морской державой, сколько «моряческой», ну и еще, конечно, портовой. Тоска по флоту и довольно туманные мечты насчет его возрождения – это было и остается неизменным элементом рейтинга и подобных ему мероприятий. Но тогда на них тосковали и по поводу экологических поборов при досмотре вод изолированного балласта, а вот, поди ж ты, на Рейтинге-2015 уже праздновали его отмену, поставив ее достижением года № 2.


Иван Осауленко, фото Анатолия Венгрука,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 13 от 6.04.2016-го

Posts from This Journal by “Рейтинги” Tag

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow