Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Category:

«Ах, белый пароход…»


Валерий Братушенко был старшим механиком на лайнерах ЧМП и до сих пор предан пассажирскому флоту. Сколько лет уже нет белых пароходов, а он продолжает жить их жизнью. Ежедневно по 8-10 часов записывает подлинные истории, услышанные от очевидцев, раскапывает биографии знаменитых моряков и не менее легендарных пароходов. Отпечатаны полтора десятка солидных томов хроники пассажирских лайнеров ЧМП и не только. По случаю первых 75 лет в этот день хочется пожелать удачи и стойкости духа. Вот несколько отрывков из рассказов, ранее опубликованных в «МОРЯКЕ УКРАИНЫ».



Фото и биографическая справка здесь

Беглецы с турбохода «Максим Горький»

В 70-х и 80-х годах турбоход «Максим Горький» стал лидером по количеству бежавших с судна членов экипажа. Первым был музыкант – пианист Александр Морозов, вторым – официант Лирниченко, за ними следовала официантка бара Г. Лапий, совершившая фантастический побег. Она прыгнула в ледяную воду бухты Магдалена (вода имела температуру +3 градуса по Цельсию), на Шпицбергене, и только спустя некоторое время, когда она получила обморожение и переохлаждение всего организма, ее обнаружила Служба береговой охраны. После госпиталя беглянку доставили на судно, стоявшее в порту Берген. Тем временем в газетах Норвегии и Германии появилось достаточно много броских статей, в которых подробно излагали причины побега. Ведь криминальный кодекс Союза ССР в то время приравнивал беглецов с флота к изменникам родины.

Эта официантка была одновременно буфетчицей капитана С. Л. Дондуа. После побега официантки руководители ЧМП и ММФ приняли решение расформировать экипаж турбохода. Капитан С. Л. Дондуа, который не мог защитить экипаж, понимая свое бессилие перед чиновниками Министерства морского флота, парткома и КГБ, написал заявление об увольнении из пароходства.
Вновь назначенный начальник пароходства Виктор Пилипенко, переведенный в ЧМП из Измаила, не разобравшись в сути проблемы, возможно, не желая портить отношения с высоким начальством и сотрудниками КГБ, подписал заявление об увольнении из пароходства лучшего капитана пассажирского флота, не обсудив с ним причину увольнения (записано мной со слов ныне покойного капитана С. Л. Дондуа).

Ежегодно в ЧМП совершался один или два побега членов экипажа. Одним из громких скандалов был побег с турбохода «Леонид Собинов» официантки Гасинской, выпрыгнувшей в бухту Сиднея через иллюминатор своей каюты. За официанткой велось постоянное наблюдение двух сотрудников КГБ, работавших на судне в качестве «офицеров безопасности». Ощутив опасность преследования, она опередила действия сотрудников КГБ и оставила борт судна таким оригинальным способом.

Случай на теплоходе «Литва»
В 1964-м, 11 июля, на теплоходе «Литва», которым командовал капитан С. Л. Дондуа, во время стоянки судна в порту Стамбул скончался Генеральный секретарь Коммунистической партии Франции – Морис Торез. Его тело теплоход «Литва» доставил в болгарский порт Варна, затем специальным чартерным рейсом Аэрофлота СССР его отправили в Париж. Командир авиалайнера, доставивший тело Мориса Тореза во Францию, спустя несколько лет был назначен представителем Аэрофлота во Франции.
Совершенно случайно он встретился с сыном Мориса Тореза – Пьером Торезом – и рассказал Пьеру подробности того печального рейса. Пьер, в свою очередь, рассказал мне эту историю, когда я был приглашен в его дом в Гавре.

Liner Van Gogh
Теплоход «Van Gogh», бывший «Грузия», принимал участие в морском параде в честь 60-й годовщины высадки союзников в Нормандии. В июне 2004 г. правительство Великобритании арендовало у голландской компании Club Cruise судно «Van Gogh», принадлежавшее ранее ЧМП, носившее первое имя «Грузия». Аренда была вызвана празднованием 60-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии, получившей кодовое название «D-Day».

Утром 7 июня 2004 г. т/х «Van Gogh» вышел из Саутгемптона, имея на борту около 500 ветеранов Второй мировой войны, служивших в королевском британском легионе. Судно было удостоено чести доставить во Францию английских ветеранов с членами их семей и было головным в эскорте военных кораблей, вышедших из Саутгемптона к французским берегам. Во время следования конвоем английский бомбардировщик времен Второй мировой, сопровождаемый истребителями, совершил над теплоходом круг почета и cбросил на судно миллион красных гвоздик.

Основные торжества с участием глав держав-союзников и других государств происходили 8 и 9 июня на мемориальных кладбищах Франции, где были захоронены военнослужащие – США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран, входивших в коалицию союзников.

Валерий Братушенко, бывший старший механик УПФ ЧМП,
почетный работник ММФ СССР

«МОРЯК УКРАИНЫ» № 11 от 23.03.2016-го
Tags: Морские истории, Работа в море, ЧМП
Subscribe

Posts from This Journal “Работа в море” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author