Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

КАК УЛУЧШИТЬ СИСТЕМУ ДИПЛОМИРОВАНИЯ МОРЯКОВ и не выпасть из «Белого списка» ИМО (Окончание)

Получение одобренного (подчеркнем это особо – именно одобренного) морского образования должно подтверждаться дипломом государственного образца (именно государственного образца, а не образца, который сегодня может устанавливаться самим морским высшим учебным заведением).
3) требования, касающиеся порядка признания пригодности лиц по состоянию здоровья к работе на морских торговых судах, устанавливаются Министерством здравоохранения, и заключение о пригодности лиц для работы на морских судах по состоянию здоровья выдаются только одобренными учреждениями в соответствии с правилами, установленными Министерством здравоохранения (требования Конвенции);
4) вся деятельность, проводимая вышеупомянутыми министерствами, а также ведомствами, учреждениями и организациями, имеющими отношение к подготовке, оценке компетентности, дипломированию моряков, включая оформление медицинских свидетельств, выдаче подтверждений и продлению срока действия профессиональных дипломов, должна находиться под постоянным контролем посредством системы стандартов качества с тем, чтобы обеспечить достижение поставленных Конвенцией и Государством целей (требование Конвенции).

Третье: Пункт, предусматривающий отмену экзаменов в государственных квалификационных комиссиях (ГКК) для выпускников морских высших учебных заведений (морских вузов) с целью, как сказано, «упрощения процедуры полученеия ими первых профессиональных дипломов», исключить из Плана мероприятий, как противоречащий не только всему предыдущему опыту дипломирования украинских моряков, начиная с 1867 года, но и действующим сегодня требованиям Конвенции.

Справочно: Конвенция устанавливает, что:
1) дипломы капитанов, лиц командного состава или рядового состава выдаются тем кандидатам, которые представляют удовлетворительное доказательство того, что они «…отвечают стандартам компетентности, предписанным Конвенцией для должностей, функций и уровней, которые должны быть указаны в подтверждении диплома» (правило I/2 Приложения к Конвенции);
2) в соответствующих разделах части А Кодекса ПДНВ (в частности, А-II/1 – для судоводителей, А-III/1 – для судовых механиков, А-III/6 – для электромехаников и А-IV/2 – для радиооператоров ГМССБ) уточняется, что каждый кандидат на получение соответствующего первого профессионального диплома (а этот кандидат и есть выпускник морского вуза) должен продемонстрировать способность принять на себя задачи, обязанности и ответственность, предусмотренные должностью, указанной в дипломе, и представить доказательство того, что он достиг требуемого стандарта компетентности, в соответствии с конкретными, установленными Конвенцией методами демонстрации компетентности и критериями оценки компетентности.
Конвенция устанавливает, что каждое Государство, как Сторона Конвенции, должно обеспечить, чтобы оценка компетентности для дипломирования (то есть с целью получения первых или последующих новых профессиональных дипломов) проводилась лицами, имеющими надлежащую квалификацию (Правило I/6).
ИМО разработан и опубликован Типовой (модельный) курс подготовки лиц, проводящих оценку компетентности для дипломирования. ИМО считает, что Стороны Конвенции должны обеспечить, чтобы цели этого курса были достигнуты при подготовке таких лиц (Раздел А-I/1 п.6 Кодекса ПДНВ).
Вывод: В соответствии с приведенными требованиями Конвенции первые профессиональные дипломы лиц командного состава морских судов могут быть выданы выпускникам морских вузов только после успешного прохождения испытаний в ГКК Мининфраструктуры (других путей, в рамках соблюдения требований Конвенции, просто нет).
Возможные последствия от игнорирования этих требований: лица командного состава морских судов, владельцы украинских первых профессиональных дипломов (в том числе и упоминаемые Мининфраструктуры около 2000 выпускников морских вузов ежегодно) могут остаться без работы на судах под иностранными флагами, так как их дипломы (как выданные в нарушение требований Конвенции) могут не признаваться Администрациями государств этих флагов.
Примечания: Прохождение выпускниками морских вузов испытаний с целью дипломирования для занятия первых командных должностей на морских судах во время проведения государственной аттестации, что предусмотрено действующим Положением о порядке присвоения званий (п.10), – это, на мой взгляд, максимально возможное упрощение процедуры получения выпускниками морских вузов Украины первых профессиональных дипломов (так сказать, украинское ноу-хау).
Четвертое: Принимая во внимание, что хотя действующее Положение о порядке присвоения званий (п.8) и предусматривает право выпускников морских вузов на присвоение первых званий во время аттестации на совместном заседании Государственной экзаменационной комиссии одобренного морского вуза и ГКК, создаваемой Мининфраструктуры, сам порядок организации и проведения такого совместного заседания на сегодня не определен документально.
В связи с этим предлагается в Плане мероприятий Мининфраструктуры предусмотреть необходимость разработки и утверждения нормативно-правового документа, определяющего порядок присвоения первых морских званий выпускникам морских вузов.
Пятое: Конвенция требует, чтобы одобренная подготовка на судне, требуемая для получения выпускником морского вуза первого профессионального диплома, была задокументирована в одобренной Книжке регистрации подготовки.
На сегодня  Книжка регистрации подготовки курсантами (студентами) морских учебных заведений во время практики  на морских судах, используемая  морскими ВУЗами Украины, не одобрена, как это предусмотрено Конвенцией (Правило I/1 п.1.2).
Организация, прохождение и  обеспечение эффективного контроля за ходом прохождения одобренной подготовки на судне будущими лицами командного состава Конвенцией возлагается на судовладельцев и капитанов судов (Раздел В-II/1).
На осуществление этого положения Конвенции в свое время был подготовлен и размещен на сайте Мининфраструктуры в разделе  Проекты нормативно-правовых актов на 2012 год проект Руководства для судовладельцев и капитанов судов по обеспечению выполнения курсантами (студентами) морских учебных заведений программ подготовки во время плавания на морских судах, однако, на сегодня, такой документ отсутствует.
  Предлагается  в Плане мероприятий Мининфраструктуры предусмотреть  необходимость  как одобрения Книжки регистрации подготовки (отвечающей действующим сегодня  требованиям Конвенции к компетентности  соответствующих лиц командного состава морских судов), так и  утверждения указанного выше Руководства для судовладельцев и капитанов судов.
Шестое: Большое внимание в Плане мероприятий Мининфраструктуры уделено вопросу «повышения объективности оценки квалификации моряков и предупреждению возможности коррупционных действий».
С этой целью запланировано внедрение в процесс оценки компетентности моряков «Автоматизированной системы тестирования персонала» как основного способа подтверждения квалификации с целью дипломирования (вместо испытаний в Государственных квалификационных комиссиях).
Для осуществления этого пункта Плана мероприятий предусматривается: разработка программного обеспечения «Автоматизированная система тестирования персонала», наполнение системы тестовыми вопросами, проведение испытательной эксплуатации программного обеспечения, профессиональное согласование тестовых вопросов, приобретение необходимого оборудования, его установка и настройка для проведения тестирования в регионах, разработка и утверждение нормативных документов по вопросу проведения тестирования моряков в рамках «Автоматизированной системы тестирования персонала» и, наконец, внедрение системы в промышленную эксплуатацию.
Как видно, подход к решению вопроса всеобъемлющий. И затратный.
Однако будет ли такое «внедрение Автоматизированной системы тестирования персонала в промышленную эксплуатацию» соответствовать требованиям Конвенции к оценке компетентности моряков с целью выдачи им профессиональных дипломов?
Справочно: Говоря о требованиях Конвенции, касающихся дипломирования моряков, мы должны ясно понимать и различать, о каком виде дипломирования идет речь:
1) о получении первого диплома с целью занятия конкретной должности на морских судах, указанной в этом дипломе, или последующих новых дипломов, дающих возможность занимать его владельцу более высокие должности; или же речь идет
2) о повторном подтверждении уже имеющегося диплома, то есть о подтверждении моряком сохранения своей профессиональной пригодности с целью продолжения работы на морских судах в должности, указанной в этом дипломе?
Как это уже отмечалось выше, когда речь шла о выпускниках морских вузов, Конвенция устанавливает, что каждое Государство, как Сторона Конвенции, должно обеспечить, чтобы оценка компетентности кандидатов на получение первого или последующих новых профессиональных дипломов проводилась лицами, имеющими надлежащую квалификацию (Правило I/6), в соответствии с конкретными, установленными Конвенцией методами демонстрации компетентности и критериями оценки компетентности.
Конвенция не предусматривает возможности дистанционной и/или электронной (как метода) оценки компетентности, которая предназначена для подтверждения надлежащей квалификации, требующейся для получения первого или последующих новых профессиональных дипломов (заметим еще раз: речь о повторном подтверждении уже имеющихся дипломов здесь не идет).
Вывод: В соответствии с требованиями Конвенции первые или последующие новые профессиональные дипломы, дающие право занимать командные должности на морских судах, могут быть выданы претендентам на получение таких дипломов, только после прохождения последними испытаний в специальных комиссиях, состоящих из лиц, имеющих требуемую Конвенцией квалификацию (то есть в ГКК, создаваемых Мининфраструктуры).
Поэтому пункт Плана мероприятий, касающийся внедрения в процесс оценки компетентности моряков «Автоматизированной системы тестирования персонала» как основного способа подтверждения квалификации с целью дипломирования (вместо испытаний в Государственных квалификационных комиссиях), следует исключить, как противоречащий действующим требованиям Конвенции.
Примечание: Вместе с тем, следует отметить, что «Автоматизированная система тестирования персонала» может быть применена при повторном подтверждении лицами командного состава уже имеющихся у них профессиональных дипломов вместо испытаний в ГКК Мининфраструктуры.
Справочно: В соответствии с требованиями Конвенции каждое лицо командного состава, имеющее профессиональный диплом, выданный в соответствии с требованиями Конвенции, которое работает на судне или намеревается возвратиться на судно после периода времени, проведенного на берегу, должно для подтверждения годности к работе на судах через промежутки времени, не превышающие пяти лет, подтвердить сохранение своей профессиональной пригодности (Правило I/11 Конвенции).
В соответствии с требованиями Конвенции Разделы A-I/11, B-I/11 п.2 Кодекса ПДНВ) сохранение профессиональной пригодности доказывается путем:
1) наличия одобренного стажа работы на судах с выполнением при этом функций, соответствующих имеющемуся диплому, в течение периода, указанного в этом разделе Кодекса ПДНВ (в частности, наличие стажа работы на судах в общей сложности 12 месяцев из предшествующих пяти лет считается достаточным для повторного подтверждения действительности уже имеющегося диплома); или
2) прохождения одобренной проверки. Проверка может быть в виде письменного и/или устного экзамена, использования тренажера или иного соответствующего средства (то есть использование одобренной Мининфраструктуры «Автоматизированной системы тестирования персонала» может рассматриваться как соответствующее средство тестирования, предусматриваемое Конвенцией); или

3) успешного окончания одобренного курса или курсов подготовки.

Справочно: Конвенция требует, чтобы программа этих курсов была одобрена Стороной Конвенции и включала имевшие за последнее время соответствующие изменения в национальных и международных требованиях и рекомендациях, касающихся безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской среды, а также учитывала любые имевшие место изменения в стандартах компетентности лиц, которые подтверждают свою профессиональную пригодность (Пр. I/11 (пп.4,5) Конвенции, Разделы А-I/11 (п.2) и B-I/11 (п.1) Кодекса ПДНВ).

Вывод. Внедрение в процесс оценки компетентности моряков «Автоматизированной системы тестирования персонала» может быть применено только как способ подтверждения сохранения профессиональной пригодности лицами командного состава морских судов с целью повторного подтверждения уже имеющихся у этих лиц профессиональных дипломов.

Однако с целью упрощения процесса дипломирования лиц, претендующих на повторное подтверждения своих дипломов, было бы более целесообразным, удобным, простым и менее затратным запланировать и внести в национальные нормативно-правовые документы, касающиеся дипломирования лиц командного состава морских торговых судов, соответствующие уточнения, позволяющие рассматривать наличие предусмотренных Конвенцией установленного стажа работы на судах (пункт 1.1. Раздела А-I/11) или свидетельства об успешном окончании одобренного курса подготовки (о котором речь шла выше) как фактическое подтверждение этим лицом сохранения своей профессиональной пригодности и достаточное основание для повторного подтверждения имеющегося у этого лица профессионального диплома как вместо оценки компетентности этого лица с использованием «Автоматизированной системы тестирования персонала», так и вместо применяемых сегодня испытаний в ГКК.
Именно такой подход позволил бы украинским морякам реально воспользоваться действующими положениями Конвенции для упрощения процедуры дипломирования.

Седьмое: Говоря об одобренном курсе подготовки, предусмотренном Правилом I/11 Конвенции, о котором речь шла выше, необходимо и важно было бы подчеркнуть следующее:

1. Конвенция рассматривает этот курс подготовки как доказательство сохранения лицом, прошедшим этот курс, профессиональной пригодности для занятия на судне должности, указанной в уже имеющемся у этого лица дипломе (то есть как основание для повторного подтверждения уже имеющегося у этого лица профессионального диплома без проведения повторных испытаний этого лица в ГКК) и
2. ИМО не рассматривает этот курс подготовки как дающий возможность достижения лицом, его прошедшим, стандартов компетентности, предусмотренных каким-либо правилом Конвенции, с целью получения нового профессионального диплома, выдаваемого на основании любого правила Конвенции, и/или возможности занятия этим лицом на судне другой (более высокой) должности, в дополнение к той, которая указана в уже имеющемся у этого лица дипломе (то есть ИМО не рассматривает курс подготовки, предусматриваемый Правилом I/11 Конвенции, и одобренное морское образование, требуемое соответствующими правилами Конвенции для дипломирования, с целью занятия конкретной должности на морских судах, как взаимозаменяемые).
Сравним это положение Конвенции с действующими национальными требованиями.
Действующее «Положение о порядке присвоения званий» (пункт 11) устанавливает, что «лица командного состава морских судов во время подтверждения звания или присвоения очередного звания (за исключением присвоения очередного звания в течение одного года после окончания одобренного морского вуза) должны пройти подготовку по соответствующей программе последипломного образования (повышения квалификации) в одобренных морских вузах третьего или четвертого уровня аккредитации.
Программы последипломного образования (повышения квалификации) должны учитывать современные национальные и международные требования, которые касаются безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской среды и любые усовершенствования соответствующего стандарта компетентности, установленного Кодексом ПДНВ или национальными требованиями».
То есть речь здесь идет именно о курсе подготовки, предусматриваемом правилом I/11 Конвенции.
Заметим, что в соответствии с этим положением национальных требований кандидат на подтверждение диплома должен проходить такой курс подготовки уже не с интервалом в пять лет и не с целью только подтверждения сохранения профессиональной пригодности при подтверждении имеющегося диплома, как это предусмотрено Конвенцией, а уже через один год после окончания одобренного морского вуза и с целью также получения первого (или очередного нового) диплома.
Такая норма действующего национального законодательства действительно “лишает украинские отраслевые кадры возможности воспользоваться всеми преимуществами современных международных стандартов для упрощения процедуры дипломирования” и должна быть пересмотрена.
Кроме того, действующее «Положение о порядке присвоения званий» (Раздел V, пункт 1.1. – для судоводителей и пункт 2.1. – для судовых механиков) рассматривает указанный выше курс подготовки как необходимый и достаточный для выдачи лицам командного состава морских судов профессиональных дипломов, дающих их владельцам возможность занимать более высокие командные должности на морских судах без необходимого и требуемого Конвенцией для получения таких дипломов одобренного морского образования, что является серьезным несоответствием требованиям Конвенции (на что еще в январе 2012 года указывалось в отчете Еврокомиссии по результатам проведения очередной плановой проверки системы подготовки и дипломирования моряков в Украине).
Указанное несоответствие на сегодня не устранено, что должно быть учтено в Плане мероприятий Мининфраструктуры.
И последнее: Говоря о Плане мероприятий Мининфраструктуры по осуществлению требований Конвенции и принимая во внимание, что Конвенция устанавливает не только стандарты, касающиеся подготовки и дипломирования моряков, но также и стандарты несения вахты, хотел бы обратить внимание на положение следующих двух документов, имеющих к организации вахтенной службы на морских торговых судах Украины непосредственное отношение.
Первый - это Устав службы на морских судах, который должен быть  утвержден  Мининфраструктуры в соответствии с Положением о  Мининфраструктуры  (п. 4.36). Документ отсутствует.
Второй Рекомендации по организации штурманской службы на судах Украины (РШСУ-98). Рекомендации Мининфраструктуры не пересматривались с 1998 года.
Предлагается учесть это в Плане мероприятий Мининфраструктуры.
Как видно из всего перечисленного, основания для серьезной озабоченности реальным положением дел в системе подготовки и дипломирования украинских моряков имеются, несмотря на нахождение сегодня Украины в так называемом «Белом списке» ИМО.
В этой связи хочется пожелать специалистам Мининфраструктуры, а также специалистам Инспекции по подготовке и дипломированию моряков, Института последипломного образования специалистов морского и речного транспорта, Инспекции по безопасности на морском и речном транспорте успешного осуществления действительно необходимых и первоочередных мероприятий по совершенствованию национальной системы подготовки и дипломирования моряков и приведению ее в соответствие с требованиями Конвенции.
Сегодня в первую очередь от них зависит, будет ли Украина оставаться в «Белом списке» ИМО, будут ли профессиональные дипломы украинских моряков признаваться Администрациями других государств и будут ли востребованы украинские моряки на судах под иностранными флагами.

НАЧАЛО здесь

ВТОРАЯ часть здесь



Юрий Михайленко, КДП,
компетентное лицо Международной морской организации (ИМО)
от Украины по вопросам подготовки и дипломирования моряков
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 4 от 3.02.2016-го
Tags: ИМО, Квалификационные требования, Подготовка, Работа в море, Украина
Subscribe

Posts from This Journal “ИМО” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author