Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

КАК УЛУЧШИТЬ СИСТЕМУ ДИПЛОМИРОВАНИЯ МОРЯКОВ И не выпасть из «Белого списка» ИМО (Ч2)


Штаб-квартира ИМО в Лондоне, вид со стороны Темзы
В случае отмены званий и соединенных с ними прав на занятие должностей на морских торговых судах по-прежнему дипломы капитанов и лиц командного состава морских судов должны будут выдаваться только тем кандидатам, которые удовлетворяют требованиям Администрации относительно образования, стажа работы, возраста, состояния здоровья, подготовки, квалификации (действующее требование Конвенции); по-прежнему кандидаты на получение диплома должны будут продемонстрировать компетентность, позволяющую им принять на себя на соответствующем уровне (эксплуатации или управления) задачи, обязанности и ответственность, предусмотренные должностью по диплому, на который они претендуют.
НАЧАЛО здесь
То есть независимо от того, будут ли присваиваться морские звания лицам командного состава, необходимость экзаменов в государственных квалификационных комиссиях с целью занятия этими лицами командных должностей на морских торговых судах сохраняется (действующее требование Конвенции).
То есть, и это очевидно, не в «морских званиях и обязательности экзаменов в Государственных квалификационных комиссиях при их присвоении, которые на сегодня сохраняет действующий Кодекс торгового мореплавания Украины» причины существующих в системе дипломирования украинских моряков проблем, на которые справедливо обращает внимание Мининфраструктуры.
Причины этих проблем, на мой взгляд, в том, что имеющийся опыт в этой сфере, в том числе доставшийся нам в наследие от СССР, не был должным образом оценен, проанализирован, использован профессионально и в полной мере.
Справочно: Первые законы Украины, устанавливающие требования к дипломированию моряков, были приняты и введены в действие Верховным Советом Украины в декабре 1994 года (имеется в виду Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМУ) как сборник законов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания).

Статья 51«Требования к квалификации членов экипажа» этого Кодекса устанавливала, что к занятию должностей капитана и иных лиц командного состава допускаются лица, которые имеют соответствующие звания, установленные «Положением о званиях лиц командного состава морских судов и порядке их присвоения», которое утверждается Кабинетом Министров Украины».

Примечание: Здесь сразу же обратим внимание на название документа, предусмотренное Законом, а именно: «Положение о званиях лиц командного состава морских судов и порядке их присвоения» (в аналогичной статье 42 Кодекса торгового мореплавания СССР название документа было «Положение о званиях лиц командного состава морских судов»).

Кабинетом Министров Украины (КМУ) на осуществление требований этого Закона и Конвенции было принято Постановление от 15.01.2005 года № 38 «Об утверждении Положения о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов», с поправками, предусмотренными Постановлением КМУ от 05.03.2007 г.

Примечание: Еще раз обратим внимание на название принятого КМУ документа: уже не Положение о званиях лиц командного состава морских судов и порядке их присвоения», как и предусматривалось Законом (статьей 51 КТМУ), а «Положение о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов».


То есть название документа трансформировалось последовательно: от «Положения о званиях лиц командного состава морских судов», доставшегося нашей системе дипломирования в наследие от СССР, к «Положению о званиях лиц командного состава морских судов и порядке их присвоения» (ст. 51 КТМУ, 1994 г.) и, наконец, до «Положения о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов» (Постановление КМУ, 2005г.).

Понятно, что такая трансформация названия главного документа о дипломировании (от Положения о званиях – до Положения о порядке присвоения званий) потянула за собой и соответствующую трансформацию содержания этого документа, а именно: документ устанавливал теперь не только требования правительства к кандидатам на присвоение морских званий (требования к дипломированию), но стал также регламентировать и другие требования, касающиеся непосредственно самого порядка присвоения званий (порядка дипломирования).
В частности, требования Правительства Украины к морскому образованию кандидата с целью дипломирования для занятия командных должностей на морских торговых судах детализировались: определялся необходимый образовательно-квалификационный уровень и конкретные названия специальности/специализации. В результате система дипломирования моряков оказалась зарегулированной.

Пример: Изменение по инициативе Министерства образования и науки названия специальности, или специализации одобренного морского образования будущих лиц командного состава морских судов, что имело место в прошлом, требовало внесения Правительством в действовавшее на то время Положение о порядке присвоения званий соответствующих поправок в части, касающейся требований к морскому образованию кандидата на получение профессионального диплома. Внесение таких поправок происходило по представлению Мининфраструктуры и занимало немало времени, в течение которого процесс дипломирования лиц, которых эти поправки (изменения требований) касались, приостанавливался.

С целью «упрощения процесса дипломирования» по предложению Морской Администрации Украины (Мининфраструктуры) Верховный Совет Украины Законом от 20.11.2012 года внес в статью 51 КТМУ изменение, в соответствии с которым утверждение Положения о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов (далее – Положение о порядке присвоения званий) возлагалось уже не на Правительство, а на Мининфраструктуры (как центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта).
На осуществление этого Закона Правительство Украины отменило свои оба вышеупомянутые Постановления о Порядке присвоении званий. (И этим фактически самоустранилось от процесса дипломирования украинских моряков).
В силу (с 09.01.2014 года) вступил приказ Мининфраструктуры № 567 от 07.08.2013 года, которым утверждалось новое «Положение о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов».
То есть вместо требований к дипломированию, ранее устанавливаемых Правительством, в силу вступили требования к дипломированию и порядку дипломирования, установленные Мининфраструктуры.
Но такое положение не согласуется с требованиями Конвенции.

Справочно: Конвенция устанавливает, что:
1. Стороны обязаны осуществлять требования Конвенции, выдавать все законы, декреты, приказы и правила и принимать все иные меры, которые могут потребоваться для полного осуществления положений Конвенции (Статья I).

Примечание: «Сторона» – это государство, для которого Конвенция вступила в силу; в нашем случае – государство Украина.

2. Дипломы капитанов, лиц командного состава или рядового состава выдаются тем кандидатам, которые удовлетворяют требованиям Администрации относительно работы, возраста, состояния здоровья, подготовки, квалификации; требования Администрации должны согласовываться с соответствующими положениями Конвенции (Статья VI).

Примечание: «Администрация» – это правительство Стороны, под флагом которого судно имеет право плавать; в нашем случае – Кабинет Министров Украины.

3. Дипломы капитанов, лиц командного состава и подтверждения этих дипломов должны выдаваться только Администрацией государства, под флагом которого плавают его суда (в нашем случае – только Правительством Украины), по форме, которая предусматривает следующее содержание этих документов (правило I/2, раздел А-I/2 Приложения к Конвенции):
«Правительство (в данном случае – нашей страны, Украины) удостоверяет, что диплом … выдан (указывается фамилия, имя и отчество владельца)…, который, как установлено, имеет надлежащую квалификацию в соответствии с положениями Правила… и может занимать должность…».
Зададимся вопросом: «На каком основании Правительство Украины сегодня может удостоверять надлежащую квалификацию лица и должность или должности, которые это лицо может занимать на морских судах, если таких полномочий у Правительства Украины нет (существовавшие ранее полномочия Правительства, касающиеся дипломирования украинских моряков, Верховный Совет Украины своим Законом от 20.11.2012 года упразднил, а новых полномочий устанавливать такие требования Правительству Украины не давал)»?
Отсутствие на сегодня требований Правительства, касающихся дипломирования моряков в Украине, означает: требования Конвенции (Статьи I, VI, правило I/2, раздел А-I/2 Приложения к Конвенции) Украиной как Стороной Конвенции не выполняются.
Очевидно, такое положение необходимо исправлять в первую очередь.
Однако Планом первоочередных мероприятий Мининфраструктуры (пункт первый) предлагается статью 51 «Требования к квалификации членов экипажа» КТМУ в части, касающейся моряков, изложить в следующей новой редакции:
«К занятию должностей капитана и других лиц командного состава и судовой команды допускаются лица, которые имеют соответствующее образование, соответствующий стаж плавания и опыт работы, необходимую практическую и тренажерную подготовку, квалификация которых подтверждена государственной комиссией».
... «Порядок выдачи и подтверждения квалификационных документов членов экипажей морских судов устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта» (то есть по-прежнему – Мининфраструктуры).
В итоге с принятием такой редакции Статьи 51 КТМУ, во-первых, упраздняется система морских званий как «излишне регламентирующая процесс дипломирования» (по мнению Мининфраструктуры), с чем, как мы уже отмечали, согласиться нельзя и, во-вторых, Правительство по-прежнему остается отстраненным от процесса дипломирования моряков в Украине.
То есть требования статей I и VI Конвенции и правила I/2 Приложения к Конвенции Украиной как Стороной Конвенции по-прежнему выполняться не будут, что следует расценивать как серьезное несоответствие национальных требований, касающихся дипломирования моряков, требованиям Конвенции.
Для приведения системы дипломирования моряков в Украине в соответствие с требованиями Конвенции ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
Первое: Статью 51 КТМУ изложить в редакции, предусматривающей, что «Положение о званиях лиц командного состава морских судов» утверждается Кабинетом Министров Украины (именно такое название должно быть у документа, которым устанавливаются требования Правительства относительно работы, возраста, образования, состояния здоровья, подготовки, квалификации кандидатов на получение званий и соединенных с ними прав на занятие должностей на морских торговых судах).
Второе: В «Положении о званиях лиц командного состава морских судов», утверждаемом Кабинетом Министров Украины, должно быть предусмотрено (с целью дерегуляции процесса дипломирования), что:
1) порядок образования Государственных квалификационных комиссий, прохождения испытаний, выдачи дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений этих документов, а также порядок выполнения требований Правительства, предусмотренных Положением, в том числе к одобренному стажу плавания, одобренной подготовке, присвоению первых званий лиц командного состава выпускникам морских высших учебных заведений и других требований, связанных с дипломированием, устанавливает Мининфраструктуры;
2) требования к морскому образованию, которые должны быть не просто соответствующими (как предлагает Мининфраструктуры), а одобрены Стороной (как требует Конвенция), устанавливает Министерство образования и науки по согласованию с Мининфраструктуры;

Справочно: Здесь «одобрены Стороной, то есть – Государством» должно означать, что образовательно-профессиональные программы морского образования и подготовки будущих лиц командного состава морских торговых судов должны отвечать государственным стандартам, учитывающим соответствующие требования (стандарты компетентности), установленные Конвенцией, то есть в соответствии с Законом Украины «Об образовании», быть аккредитованными.

НАЧАЛО здесь


Юрий Михайленко, КДП,
компетентное лицо Международной морской организации (ИМО)
от Украины по вопросам подготовки и дипломирования моряков
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 4 от 3.02.2016-го


Tags: ИМО, Квалификационные требования, Подготовка, Работа в море
Subscribe

Posts from This Journal “ИМО” Tag

promo moryakukrainy march 26, 21:24
Buy for 10 tokens
На 65 лет растянулась вахта начальника Воронцовского маяка. Истории об исчезающих профессиях, а также, об облачном прошлом и туманном настоящем одного из самых уникальных занятий на свете. «21 марта 1956 года я был принят на Воронцовский маяк. Мне было 22 года и 3 месяца. Но, не…
Comments for this post were disabled by the author