Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

«ВОДНЫЙ» - Почему кошка не ест головы жареной барабульки

За 85 лет Водный (Одесский Национальный Морской Университет) подготовил более 85 тысяч высококлассных инженеров для морской индустрии. Сегодня ВУЗ решительно обновляется, чтобы быть конкурентным на мировом уровне и соответствовать требованиям реформы высшей школы. Перспективы и риски от перемен взвесили в день 85-летия (20.11) бывшие выпускники, преподаватели и власть, которую представлял тоже выпускник, Анатолий Урбанский, председатель Совета Одесской области.

Одесский Водный всегда отличался хорошим балансом современных знаний и действенной практики, работая на предприятиях всего Союза.

Когда я учился в Водном, у нас была практика на конкретных предприятиях, говорит Владимир Запорожан, заместитель главы правления ПАТ «УДП» – Мы получали профессии стивидора, тальмана, знакомились с процессом. Сейчас в Дунайском пароходстве я не вижу таких практикантов. То, что здесь учат, это все теория. А когда выпускник приходит на производство, сталкивается совершено с другими понятиями, взаимоотношениями.

– К сожалению, баз практики катастрофически не хватает, – отмечают преподаватели Морского университета. – Зачастую частные предприятия не рады видеть нас из-за коммерческих секретов или по другим причинам. Требуют даже от нас доплату за практику студентов.

Предприятия морского флота заигрались в коммерческую тайну, считает Александр Яценко, заместитель директора по науке УкрНИИ морского флота. И на практику студентов института пускают на правах экскурсии. Студенты Водного института на профессиональную практику в Одесский порт попадают на автобусе по 40 гривен с человека. Два часа их возят по территории порта и рассказывают, что, где стоит и лежит. Точка. Все. Почему кошка не ест головы жареной барабульки? Потому что ей никто не дает. Здесь происходит что-то похожее. Люди, вышедшие из стен Водного, возглавившие предприятия морского бизнеса, поднялись на подложке денег. Им кажется, что все это будет вечно, и никогда не кончится. Но если морской бизнес не начнет готовить для себя кадры, он в будущем останется ни с чем!

Ряд предприятий, например, Дунайское пароходство, готово взять на практику студентов. Но возникает вопрос, как обеспечить нахождение студента в Измаиле в течение практики.

– Поэтому мы направляем на практику студентов – жителей Измаила, которые поступают к нам с целевым направлением, – подчеркивает Сергей Руденко, ректор ОНМУ.

С третьего курса на практику отбирает студентов «Морское Инженерное Бюро», где выполняются проекты судов, строящиеся на верфях России, Европы, Турции, Китая и других стран.

– Мы готовим сами кадры, отбирая лучших студентов университета, – объяснил Геннадий Егоров, генеральный директор ООО «Морское Инженерное Бюро». – Нам нужна стабильность и постоянный штатный коллектив высококлассных специалистов. А такими они могут стать, только работая у нас со студенческой скамьи.

Тагет Курбанов, выпускник ОИИМФ, технический директор Азербайджанского Каспийского морского пароходства рассказал, что они продолжают традиции обучения студентов морских специальностей в порту.

– Иначе быть не может! – рассуждает Тагет Курбанов. – Как можно подготовить специалиста, не предоставив ему практику на реальном производстве.

В том, что пора объединять усилия морскому бизнесу и ВУЗам были согласны все участники Круглого стола: преподаватели ОНМУ, представители крупнейших фирм морской индустрии. Тем более, в рамках новых реформ, ожидается существенное сокращение государственного бюджета для подготовки специалистов.

– Из-за деления университета на профильные и непрофильные специальности, предвидится значительное их сокращение, – сообщил Анатолий Шахов, профессор кафедры «Судоремонт» ОНМУ. – Где-то 60% специальностей университета станут непрофильными, и ВУЗ не сможет готовить по ним. Это гидротехническое строительство, механизация портов, экономика, морское право, вопросы, связанные с компьютерной подготовкой. А если государство не будет финансировать, это волей неволей скажется на качестве подготовки специалистов. Потому что не секрет, что лучшие абитуриенты стараются учиться на бюджете. Поэтому в будущем для отрасли это скажется отрицательно.

Раньше у нас было отраслевое направление. В мире же оно считается весьма затратным. Объектов очень много. И, чтобы обеспечить необходимых специалистов, нужны колоссальные затраты. И поэтому пошли по функциональному пути. Теперь мы учим функции экономиста, инженера. И тогда финансирования надо меньше. А дальше выпускник находит работу на рынке самостоятельно. Наш привычный подход базировался на мощных стандартах. Как учить, решал преподаватель. А сегодня студент выбирает, чему он хочет научиться, чтобы быть востребованным на рынке труда. Ведь сегодня уже актуальной становится студенческая модель, когда студент – это центр. Принцип любого бизнеса, что клиент всегда прав. В нашем ВУЗе уже началась работа. Мы разместили перечень курсов, студенты выбирают, что им нужно. И те курсы, которые наберут большое число слушателей, запустят. Задача – совместно с бизнесом, который знает, какого специалиста он хочет видеть у себя, подготовить авторские образовательные программы.

Сегодня нужно опираться только на бизнес. Есть хороший пример, как это делается в мире. Студент нашей сотрудницы учился в американском университете. И для подготовки курсовой ему нужно было узнать мнение руководителей бизнеса по его проблеме. Он направил электронные письма в 50 компаний штата, где он обучался с просьбой, что ему надо встретиться и задать вопросы. Из 50 писем, которые он разослал по Интернету, он получил 50 ответов. В 48 случаев ему было назначено время встречи. И на его вопросы ответили. В двух ему было сказано, что могут ответить на вопросы письменно. Вот поэтому, когда говорят, что рынок не хочет чего-то, значит, мы еще не дошли до того рынка, когда бизнес поймет, что ему нужно. Но это будет. И я очень рад, что многие коллеги, выпускники нашего ВУЗа поддерживают нас, и готовы помочь в решении этой проблемы.

Качественной подготовке студентов морских ВУЗов будет способствовать развитие кластеров.

Сегодня мы инициируем создание морского кластера для того, чтобы активно сотрудничать с представителями бизнеса, знать их потребности и готовить для них тех специалистов, которые востребованы в отрасли и проводить научные исследования по заказам предприятий отрасли, сказала Наталья Гребенник, декан факультета экономики и управления Одесского Морского университета. В мире это привычная практика. И у нас есть теоретические наработки, международный опыт, который хочется переложить на наши реалии и осуществить на практике. Состоялись встречи с представителями бизнеса. Мы нашли позитивный отклик. Эта идея приветствуется. У нас уже есть договоренность с Администрацией морских портов Украины, ведутся переговоры с отдельными морскими портами.

Также есть частные компании, которые готовы развивать кластер. Собственники и руководители там выпускники нашего вуза, которые нашли себя в отрасли. Есть поддержка в областной администрации. Создан Координационный совет, который привлекает к участию всех представителей от морских до авто и ж/д предприятий. Мы открыты для сотрудничества со всеми.

Фотоальбом выложен здесь





Инна Ищук, Анатолий Венгрук,

«МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 47 от 2.12.2015-го
Фотоальбом выложен здесь

Tags: Венгрук Анатолий, Даты, Ищук Инна, Кадры, ОНМУ, Одесса, Порты
Subscribe

Posts from This Journal “ОНМУ” Tag

Comments for this post were disabled by the author