Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

«ОБЛАЧНЫЙ ПОРТ» – ЗАОБЛАЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ?


Фото http://rybalka-info.in/ Проект нового, рейдового порта, на Днепро-Бугском лимане, предложенный Министерством инфраструктуры, - под пристальным вниманием морской общественности.



Так ли необходим новый порт сегодня и что он даст завтра – в аргументах «за» и «против». Новый порт назвали «облачным». Под него планируют отвести приличный участок акватории в районе Днепро-Бугского лимана, между оконечностями Тендровской и Кинбурнской косы. Схема проста – груз малым тоннажем будут спускать по Днепру в море, и на рейде перегружать в «панамаксы», «постпанамаксы и «кепсайзы», то бишь суда до 100 тыс т.

Семь аргументов - «за»

Первую тонну порт ориентировочно примет в середине лета следующего года.

Переваливать планируют разные грузы. Основная ставка – на зерно. «Порт сможет обрабатывать до 10 млн т зерновых в год», – отмечают в Мининфраструктуры. Преимущества акватории – глубины до 20 метров и подходящий климат для перевалки «борт к борту».

Кроме того, груз, спускаясь с реки, будет перегружаться непосредственно на рейде. Не нужно платить большие портовые сборы.

Появится возможность грузопотока в обе стороны – вверх по реке можно будет отправлять сопутствующие грузы, контейнеры.

Перевалочные мощности вырастут. К 2020-му году, прогнозируют в ведомстве, экспорт зерновых увеличится до 70 млн т. Нехватка мощностей есть уже сегодня. А первая очередь нового порта сможет обрабатывать зерновых до 10 млн т/г.

Речные перевозки сдвинутся с мертвой точки. Сегодня рекой с натяжкой перевозится 5 млн т. Новый грузопоток должен «запустить» Днепр на полную мощь, что, в свою очередь, подтянет отечественное судостроение.

Проект – недорогой. Для начала достаточно будет несколько плавкранов и специализированных перегрузочных судов. Главное, организовать бесперебойную работу технологической цепочки – судов, буксиров, вспомогательных судов и места их отстоя.

Вложить средств государство планирует до 33 млн грн. Доля частных инвесторов – в пределах четверти млн грн.


Что не продумали

Немало доводов «против» – у отдельных экспертов.

Порт сможет принимать только суда «река-море», так как речные суда не предназначены для работы за границами Днепро-Бугского лимана. Но из-за осадки, отсутствия наличия сцепок с речными баржами их не получится использовать на реке.

Не развита инфраструктура. На сегодня флот для перегрузки на рейде есть разве что у «Нибулона». Но она уже имеет свой рейдовый кран, мощностью 2,5 млн т/г, на банке Трутаевой.

Рейдовая перевалка все-таки недешевая. Ставки за проход по БДЛК, бункеровка и перегрузка «терминал - речное судно - морское судно» – в сумме это немалые затраты.

И по грузам. Металлолом и контейнеры – сегодня неперспективные грузы. Надежда на зерновые есть, но, вполне вероятно, что грузопоток перейдет «в руки» тех, кто сможет покрыть речные расходы (читай – «Нибулон»).

Есть претензии и от яхтсменов – зона ведь заповедная!

Что получится – покажет время

Насколько перспективными считают новые возможности непосредственные участники рынка?

Компания «Трансшип» одна из ведущих стивидорных компаний в Украине. Игорь Иванов, руководитель стивидорного департамента, проект «облачного» порта презентовал на Международной зерновой конференции, в Одессе, 19 ноября.

С «Моряком Украины» поделился своими соображениями.

– Игорь, Вы недавно представляли проект на зерновой конференции, есть что-то новое?

– Да. Но сразу хочу уточнить: автор проекта – не компания «Трансшип», как ошибочно считают многие СМИ. Мы не можем просто взять и построить порт. Это прерогатива государства. Разработкой проекта занимается «ЧерноморНИИпроект», основным направлением деятельности которого и является комплексное проектирование морских портов. Нас, как специалистов в сфере рейдовой перевалки грузов, на этапе проектирования привлекли исключительно в качестве консультантов.

– Проект критикуют. Есть мнения о существенной угрозе заповедной зоне, о недогрузе существующих портов. Ваши аргументы.

– Когда в Одесском порту перегружают навалочные грузы, пыль угрожает легким одесситов.

Рейдовый порт удален от мест обитания человека. Перегрузка будет осуществляться вдали от города, на рейде. Так что, рейдовая перевалка не усугубляет, а наоборот, как раз решает экологические проблемы городов.

Что касается заповедника. Существуют строгие нормативы по различным видам возможного загрязнения, границы района распространения влияния и т.д. Все это должно быть учтено при отработке проекта. Отдельно замечу, что в техзадании на проектирование порта не было ни одного опасного груза.

Относительно загруженности портов. Скажите, Скадовск может загрузить «панамакс»? Или, может ли грузовладелец из среднего Приднепровья пойти в пустующий и дешевый порт Рени? Первое невозможно в принципе, а второе – по соображениям экономики. Рейдовый порт обеспечит возникновение новых возможностей для грузовладельцев из регионов, прилегающих к Днепру. 

Важный момент: ни Южный, ни Херсон, ни Скадовск, ни даже Очаков, сегодня не способствуют судоходству на Днепре. Одни – загружены, другие – не имеют необходимых глубин. Кроме того, проблематичен подвоз грузов в эти порты – на сегодня ж\д инфраструктура не развита, а автодороги находятся в плачевном состоянии.

Мы долгое время говорим о развитии судоходства на Днепре. Используя реку, можно переориентировать часть грузопотока с авто и ж/д транспорта на водный, за счет удешевления схемы доставки груза в порт для последующей перевалки. А также привлечь новые грузопотоки из отдаленных регионов. Все это будет способствовать развитию речной инфраструктуры. Поэтому, на наш взгляд, создание такого «облачного» порта – просто необходимо.

– Да, но речной флот у нас в полном упадке.

На первом этапе будет достаточно существующего флота компании «Укрречфлот». А после вступления в силу Законопроекта о внутреннем водном транспорте появится возможность использовать флот под иностранным флагом.

Не стоит забывать о потенциале национального судостроения. У нас сегодня есть все необходимое для строительства относительно недорогого и несложного, с технической точки зрения, речного флота. Достаточно обратиться к реалиям «Нибулона», который самостоятельно, за короткий промежуток времени, построил свой речной флот.

Нужно отгрузить первую тонну, чтобы трейдеры увидели реальные перспективы. Тогда появится спрос, который обеспечит инвестиции в развитие речного судоходства.

– По-вашему, сколько речных судов, для начала, потребуется для бесперебойной работы?

– Все будет зависеть от грузопотока. Но счет идет от десятка. На первых этапах работы порта, чтобы избежать простоев, можно использование судов-накопителей. Это будет нивелировать нехватку речного тоннажа.

Какова, ориентировочно, пропускная способность порта?

Можно сказать, что пропускная способность – заоблачна. Только наша рейдовая перегрузочная техника имеет пропускную способность более десяти миллионов тонн в год. А мы далеко не монополисты в рейдовой перевалке. Что получится на деле – покажет время. Лимитирующим фактором тут, в первую очередь, будет выступать речной флот.

Места достаточно для одновременной обработки более чем 20 морских судов.

– Какие грузы намерены переваливать?

Ожидается, что толчком для развития порта станут, в первую очередь, зерновые. Главное – привлечь новые грузопотоки из отдаленных регионов.

Также туда может перейти импортный уголь. Вполне возможно, появятся рудные грузы и даже контейнеры. 

– Компания «Трансшип» планирует инвестировать средства в проект?

– Для старта у нас достаточно перегрузочной техники, которая могла бы работать в акватории данного порта.

Если будут серьезные подвижки в сторону увеличения объемов перевалки, не исключено, что мы будем вкладывать свои средства и строить новую перегрузочную технику и флот. Все будет зависеть от реалий грузопотока.

Лариса Ерошкина, 

«МОРЯК УКРАИНЫ» № 47 от 2.12.2015-го

Tags: Лиманы, Порты
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author