Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

От портоланов до электронных карт


Фото найжено здесь  Морские цивилизации далекого прошлого – Финикийская и основанный ею Карфаген – еще не знали карт, компаса, понятий широты и долготы, но исторически и географически обрученные с морем, определявшим их судьбу, они уже предпринимали далекие экспедиции в океан, где, кроме волн и неба с бегущими облаками, не за что было и глазу зацепиться, а положение берега, к которому плыли их суда, оставалось неизвестным даже приблизительно.

Морские экспедиции финикийцев и карфагенян стали возможными только благодаря их умению вести свои суда по звездам. Профессор археологии МохамедФантар (Тунис), автор книг и исследований по Финикии и Карфагену писал: «Многочисленные классические работы различных периодов подтверждают морское величие финикийцев. Не говоря уже о ссылках на них в «Одиссее» Гомера, существует рассказ Геродота о плавании финикийского флота, предпринятом по поручению египетского фараона Нехо II (умер в 594 г. до н.э.).

Финикийские корабли спустились вдоль восточного берега Африки, обогнали мыс Доброй Надежды и через Атлантический океан вернулись в Средиземное море, в Египет...».

Звезды вели и арабских мореплавателей, писал Режи Мореллон (Франция) – специалист по истории арабской астрономии.
Уже в первые века нового тысячелетия арабские купцы-мореходы «...получили непосредственный выход к Красному и Средиземному морям, Персидскому заливу и Индийскому и Атлантическому океанам. Значительная часть торговли в этом обширном районе осуществлялась при помощи судоходства – вначале каботажного, а затем и в открытом море. Главной проблемой в то время было определение местонахождения корабля».

В открытом море определение места нахождения судна целиком зависело от наблюдений за небесными светилами.
Именно благодаря этому хорошо освоенному искусству навигации в Индийском океане, в 1498-ом году Васкода Гама, «...обогнув Африку, взял на свой корабль штурманом ибн Маджида, который вел экспедицию от Малинды на восточном берегу Африки до Каликут в Индии».

Однако извечным оставался вопрос: что делать, когда, как писал итальянский поет Сальвадор Эсприу:
«Ветер летит над бездной,
Туманом закрыло скалы,
Затянут простор небесный
Дымчатым покрывалом».

Периодизация – поэзия науки. Своя хронологическая шкала периодов, длиной в миллионы лет, у геологов, своя – у ботаников, палеонтологов... В морской картографии известны два периода. Первый – бумажные навигационные карты, которыми судоводители пользуются и по сей день, начиная, по крайней мере с XII-XIII веков, с портоланов (портуланов), искусно выполненных от руки на пергаменте. Так, в литературе описаны, как наиболее старинные из всех дошедших до нас европейских портуланов – навигационная карта Пьетро Висконти из Генуи, датированная 1311-ым годом, и Пизанская карта всего Средиземного моря, выполненная также от руки на пергаменте в 1275-ом году. Второй период молод. Он – сверстник компьютерной революции, это электронные карты и другие цифровые навигационные издания.

На протяжении последних столетий и в наши дни выполняются и корректируются бумажные навигационные карты, в составлении которых участвуют картографы и гидрографы, капитаны судов, штурманы и шкиперы, представляющие морские цивилизации разных стран и различных национальностей.

К лоциям, навигационным картам, их корректировке, к истории морской картографии и ее современному состоянию, книгам о работе с картами у меня особое отношение.

Естественно, не мог пройти мимо новой книги судоводителей В. Ю.Ревенко и И. В. Сафина «Корректура Адмиралтейских бумажных и электронных изданий. Практическое пособие». – Одесса :Фенікс, 2015. – 94 с. (Рецензенты:Н. Н. Цымбал, КДП, профессор, доктор технических наук, декан судоводительского факультета ОНМА; В. В.Чумак, КДП).
Архитектура книги классическая – три части, 17 глав. Интересно и ярко выполнена обложка, дизайн, который не может не привлечь внимание человека, небезразличного к морской теме. Красивое полиграфическое исполнение всей книги само по себе уже является искусством, сразу выделяющее ее среди других изданий.

Необходимость создания этого Пособия, рассчитанного как на практикующих судоводителей (штурманский состав), так и на курсантов морских учебных заведений, связана с тем, что, как пишут в обращении к читателям авторы – В.Ю. Ревенко и И.В. Сафин, компьютерная технология сегодня уже широко используется на морском транспорте. Благодаря этому в навигации за короткое время произошла подлинная революция. На судах получили широкое применение такие системы: электронные карты и публикации; компьютерные программы, обеспечивающие заказ и получение электронных карт непосредственно на судах и обновление этих систем.

Кроме того, изучив современный книжный рынок морской литературы, мы практически не обнаружили ни одного издания, которое могло бы претендовать на роль настольной книги навигационного штурмана при выполнении им корректуры бумажных и электронных карт, основанных к тому же на англоязычных источниках и требованиях Адмиралтейства.
Первую часть Пособия (главы 1-10) мы посвятили бумажным изданиям: способам получения Адмиралтейских еженедельных извещений мореплавателям, структуре Адмиралтейского выпуска извещения мореплавателям, корректуре карт с использованием калек, перечня Огней и туманных сигналов, томов Радиосигналов и вспомогательных публикаций.
Во второй части (главы 11-17) представлен  весь комплекс работы с электронными изданиями. Подробно описаны основные (базовые) принципы  работы и процессы (правила) выполнения, установки и корректуры Адмиралтейских векторных и растровых навигационных электронных карт, электронного каталога.

Авторы считают, что без твердых знаний, информации, изложенной в этой части Пособия, штурман может оказаться в ситуации, которая не позволит ему, как правильно установить электронные карты, так и выполнить их обновление.
Третья часть Пособия (Приложения), содержит примеры и типовые формы отчетности по выполненной корректуре, Инструкцию о порядке работы с Адмиралтейским извещением мореплавателям, с новыми изданиями карт и книг, полученных уже на судне, а также описание по установке, запуску, активизации АDР. Приведены примеры заполнения таблиц NР133С и порядка перехода от бумажных карт к ECDIS.

Роберт Короткий, НСЖУ,
редактор ежегодного сборника «Морские румбы»


(Портолан) Портулан — морская карта эпохи Возрождения, от конца XIII до XVI века, на которой показана акватория Средиземного и Чёрного морей, а также побережье Атлантического океана за Гибралтаром: на север — от Пиренейского полуострова до Фландрии, включая южные берега Ирландии и Британии, на ...
http://ru.wikipedia.org/wiki/Портолан


Портоланы Черного моря – исследование столетия






Tags: Картография, Короткий Роберт, Навигация
Subscribe

Posts from This Journal “Картография” Tag

Comments for this post were disabled by the author