?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация


Нужно ли лицензировать посредническую деятельность по содействию в трудоустройстве украинских моряков за границей? Ассоциация «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» по этому поводу заседала уже восемь раз. 9-й круглый стол собрался 25-го сентября у новобранца ВОККа – Херсонской государственной морской академии.

Предыстория вопроса
Затянувшееся обсуждение темы вызвано рядом парадоксов в посредническом трудоустройстве. Даже неразберихи, возникновение которой связано с принятием 2 марта 2015-го года Закона Украины «О Лицензировании видов хозяйственной деятельности». Когда 28 июня закон набрал силу, сами собой отпали сопутствующие ему Лицензионные условия. Однако новых не написали. Получилось, что закон есть, а норм его прикладного применения нет.
Наконец, на сайте Минсоцполитики Украины появился проект новых Лицензионных условий «О проведении хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей». Это был не столько отработанный документ, сколько правовой эскиз. На обсуждение предложенных в нем тезисов отводилось так мало времени, что анализ можно было сделать только наспех.
Правоведы ВОККа четко сформулировали понятие «лицензия». Обозначен перечень документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии. Исключены положения, направленные на разделение целостного рынка посреднических услуг. Удалось добиться, чтобы посредников не выделяли в особую группу предпринимателей. И зафиксировать, что они оказывают именно посреднические услуги, а не просто услуги по трудоустройству. Прописали черным по белому, что посредники не работодатели, а только промежуточное звено между судовладельцем и моряком. За посредниками признано право взимать плату за поиск работодателя для моряка.
Но столичные чиновники, задавшие тон дискуссии, оказались глухими к голосу морских практиков. Очередной вариант Лицензионных условий, опубликованный так же на министерском сайте, вызвал общее удивление своими совершенно неожиданными правками.

«Не треба гусей дразнити»
И вот в Херсоне члены ВОКК с горячностью констатируют, что значительная часть важных наработок осталась за бортом. Их старания и попытки сделать Лицензионные условия путными не увенчались успехом, труды по их преобразованию пропали даром. Документ так и не принят.


– Благие пожелания по улучшению лицензирования завершились ужесточением условий работы, – говорит директор «Марин про сервис» (Измаил) Сергей Кожан.

На заседании эмоционально помянули бюрократические придирки и умение чиновников подстраивать любую систему «под себя».Стимулом для вымогательства у госслужащего является его зарплата, которая даже для работников министерств не поднимается выше 3 тысяч гривен в месяц.

Поэтому, от смены чиновников сумма платежей в чужой карман не меняется. Возмутил закон о штрафах. Участники херсонской встречи сошлись на том, что это обдираловка чисто коррупционного характера. Финансовая «вилка» санкций не регламентирована, и наказание за выисканное прегрешение от 20 до 200 необлагаемых минимумов определяет сам ревизор.


Покачивая головой, напоминает о фискалах директор «Траваг Сервисес» (Одесса) Игорь Полищук. От них приходят письма с требованием открыть данные о моряке, чтобы с него получать налоги. На отказ «сдавать» моряка, налоговики отвечают последним китайским предупреждением забрать лицензию.
– То есть закрыть предприятие. Или дать им за спасение своего бизнеса на…стакан бензина, А нет лицензии – нет и повода приходить, – заключает посредник.


В раннюю пору дебатов Ассоциация сошлась на том, что лицензия для посреднической работы нужна. Теперь генеральный директор ВОККа Вячеслав Кисловский ставит вопрос об отказе от лицензирования. Есть постановление Премьер-министра Украины Арсения Яценюка об отмене проверок бизнеса, показавшее, что заниматься «крюингом» можно и без контролеров.


Возможность посреднику не страдать от государства, добавляет директор «Наутилуса» Андрей Ожаренков, дает закон о дерегуляции.
Словом, главный аргумент отказа от лицензирования своей деятельности видится в формуле: Достало! Раздразнили гусей! Отсюда и категорическое решение рубануть, как некогда Александр Македонский по Гордиеву узлу. То есть – отменить лицензию и одним махом устранить все порождаемые ею проблемы.

Арифметика статистики
– Лицензирование не решает реальных проблем крюинга, – убеждает В. Кисловский. – Согласно госстатистике, сегодня на рынке трудоустройства за рубежом действуют 793 лицензированных предприятия. При этом количество трудоустроенных на работу в других странах украинцев составляет всего 69 тысяч человек, включая моряков. В то же время за пределами Украины работают порядка 8 миллионов трудовых мигрантов-украинцев. Таким образом, государство располагает информацией только об 1% от общего числа своих граждан, работающих за границей. Значит, лицензия не является показателем прозрачности рынка.



В виде аргумента об отказе от лицензирования гендиректор Ассоциации, а затем и директор «Ольвия Меритаймс» (Одесса) Александр Сагайдак привели пример соседней Польши, успехи которой в морском рекрутинге могут вдохновить и отечественных реформаторов.
– Государственное лицензирование – это монополизация рынка посреднических услуг, – настаивает Кисловский. – Нигде в мире государство не лицензирует посредников. Если их нужно проверить, этим занимаются специальные частные службы.
Он также считает, что «крюинги» следует рассматривать отдельно от других фирм-посредников: «У нас нет общего будущего с сантехниками и уборщицами гостиниц. По отчетности у нас первыми являются заправщики автостанций. Потом сварщики. Потом автомеханики, далее – медсестры. Но только не моряки. Мы бы проголосовали за лицензию, если бы она защищала моряков. Но она защищает сантехников, строителей, механиков. Даже в государственной компании «Украинское Дунайское пароходство» для найма пользуются услугами частной компании. Время государства прошло!»

«И ты, Мойша, прав, и ты, Абрам, тоже»
Инициатива посредников ВОККа поддержана проектом закона, отменяющего лицензирование. Он исходит от Министерства экономики и развития Украины.
Пункт 34 нового законопроекта исключает из Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» двадцатый пункт, что фактически отменяет государственное лицензирование фирм-посредников в трудоустройстве за границей. В том числе и «крюинговых» компаний. Авторы-правоведы данного министерства так же ссылаются на распоряжение Кабмина Украины о дерегуляции хозяйственной деятельности.

– В нем нет прямых рекомендаций по отмене лицензирования, – возражает представитель Министерства социальной политики Елена Бунякина. – Этот документ вообще никак не оправдывает предложение Минэкономразвития.
Итак, судьба отечественного предпринимательства оказалась зависима от весьма сложных процессуальных событий. Проект нового закона противоречит сути закона двухмесячной давности, утверждающего лицензирование именно как норму.

Аргументаций в пользу того и другого документа достаточно. Получается, как в еврейской притче, где в споре Мойши с Абрамом прав и тот, и другой. Остается депутатам Верховной Рады выступить в роли раввина, разрешившего этот конфликт интересов. Согласятся ли они принять проект к рассмотрению? Ведь в случае его одобрения придется для начала отменить закон о лицензировании, а потом принимать директивы, исходящие от Минэкономразвития.


А о жуликах не забыли?


– Возможно, до конца года Украина подпишет Конвенцию MLC 2006-г года. Наличие лицензии – одно из ее требований, – напоминает представитель компании «Унивис» (Одесса) Виктор Иванов. – Как бы ни пришлось  вместе с водой выплеснуть из тазика и ребенка, а через 2-3 месяца вводить в действие то, от чего отказались сегодня. При нехватке времени обстоятельно готовить новый проект будет некогда. И восторжествуют прежние лицензионные лозунги. Поэтому прежде, чем отвергать, нужно найти альтернативу.
– Наша внутренняя лицензия на трудоустройство не имеет никакого отношения к Конвенции, – отвечает В. Кисловский. – Опять же пример Польши: там службы по трудоустройству моряков предъявляют судовладельцу только выписку о том, что они зарегистрированы в данном качестве. И имеют сертификат классификационного общества. Мы не должны просить у государства, чтобы оно разрешило нам вести посредничество.


Между тем, директора «Бетельгейзе» (Херсон) Наталью Лях беспокоит, как обезопасить свой бизнес от мошенников, организующих нелегальную отправку моряков. Но А. Сагайдак говорит, что черного, серого или даже в полосочку «крюинга» и при наличии лицензирования вокруг столько, что голова болит подсчитать. Лицензированные посредники находятся в худшем положении, поскольку так зарегулированы кучами документов, что не могут конкурировать с «бесконвойными» подпольщиками.

Резолюция
Итак, взят курс на отмену лицензирования посреднической деятельности. Принято предложение проработать альтернативный вариант лицензирования.
А пока не ясно, согласятся ли иностранные судовладельцы работать с нашими посредниками, лишенными лицензии? Что случится, если отменить бессрочную лицензию, не имея ничего взамен? Какие будут условия проверок, если будут проверки? Какие документы надо будет представлять? Какой орган будет этим заниматься? Вот придут новаторы рынка и скажут: «Теперь мы главные. Платите нам!»

Владислав Китик, Анатолий Венгрук
«МОРЯК УКРАНЫ», № 38 от 30.09.15

Posts from This Journal by “Крюинги” Tag

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow