Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Случай на одесском рейде




Фрегат «Александр Невский» / А. П. Алексеев
Одесса – это море. Море любят в Одессе, с ним связано множество традиций. Традиции встречать и провожать пароходы стоят в особом ряду. Если в проводах моряка есть какая-то грустинка в душе, то особым праздничным настроением отмечена традиция – встречать пароходы. Больше всего любят одесситы, когда в гавань заходят новые суда, доселе не бывавшие в одесских водах.

…В пятый день июня 1868 года на ближнем рейде Одессы бросил якорь фрегат «Александр Невский», прибывший сюда под парами из-за штилевой погоды. Прогуливаясь по бульвару, одесситы бросали заинтересованные взгляды на большой, длиной более 80-ти метров, трехмачтовый фрегат, стоящий всего в миле от порта. Часть команды, насчитывавшей более 700 моряков, в том числе 40 офицеров, побывала на берегу, где была приветливо встречена горожанами, не избалованными заходами в порт таких больших пароходов. Когда же публика прочла в «Одесском вестнике» объявление о том, что желающие могут посетить фрегат для осмотра, многие были охвачены искренним любопытством.

Побывать на борту одного из самых современных кораблей того времени и самому увидеть различные новшества захотелось многим одесситам. А посмотреть на «Александре Невском» было что. Винтовой фрегат был спущен на воду в Охтинской верфи Санкт-Петербурга 21 сентября 1861 года. Это был последний из военных кораблей, построенный из дерева разных пород. На наружную обшивку и детали набора при строительстве было израсходовано около 7400 м3 дуба, более 2000 м3 лиственницы, 1000 сосновых бревен и свыше 10000 досок из сосны. Кроме этого на крепление днища к бортам корабля ушло около 300 т железа и 57 т меди.

Помимо парусной оснастки, которая обеспечивала фрегату крейсерскую скорость, дополнительно была установлена горизонтальная паровая машина с индикаторной мощностью 2500 л.с. Рабочий пар давлением 1,5 атм для нее вырабатывался шестью коробчатыми котлами, дым от которых отводился в одну широкую трубу. Фрегат мог взять на борт 500 т угля, которого при скорости 11 узлов обычно хватало на 1500 миль. При ходе под парусами двухлопастной гребной винт легко убирался в специально устроенную для этого шахту. Вооружение корабля состояло из 22-х 60-фунтовых и 28-и 34-фунтовых пушек системы Дальгрена.

С тех пор, как «Александр Невский» в июле 1863 года вышел в свое первое плавание, он успел побывать в Нью-Иорке и во всех крупных портах Центральной и Северной Америки. После последнего докового ремонта в Тулоне (Франция) фрегат 3 мая 1868 года направился в Черное море. В Одессе корабль намерен был пополнить запас угля и продовольствия.

Одесская публика, услышавшая о приглашении посетить борт фрегата, не заставила себя долго ждать. В течение двух дней нахождения «Александра Невского» на рейде всякий стремился нанять шлюпку, бот или иное коммерческое судно – кто, где и как мог. Отправляясь из Карантинной и Практической гаваней, толпы любопытных зевак устремлялись на рейд в поисках новых встреч и впечатлений.

«Известный всем в Одессе» шкипер-грек по имени Коста 10 июня работал на дальней Практической гавани. Видя многочисленную публику, желающую отправиться на «Александр Невский», он решил и сам свезти туда жаждущих приключений, заработав при этом пару копеек. Быстро договорившись со своим коллегой Андреем Стаателато, шкипером судна «Св. Николай», он взял у него на время крепкую шлюпку, причем, наверняка, за определенное вознаграждение в будущем. Пригласив с собой еще двух матросов, Коста быстро и благополучно сделал первый рейс на рейд. В шлюпке длиной шесть с половиной метров и шириной около двух метров легко размещалось более дюжины пассажиров. Сделав несколько ходок к фрегату и обратно, Коста уже мысленно подсчитывал доход.

Солнце еще стояло высоко, когда шлюпка Косты, взяв на борт 13 путешественников, вновь отвалила от пристани. Веселая, непринужденно шутившая публика предвкушала скорую встречу с военными моряками и прогулку по красавцу-фрегату. До «Александра Невского» оставалось каких-то 60 метров, когда из-за его кормы показалось движущееся по направлению в порт судно Галацкой линии «Таврида». Небольшой, 160-ти сильный пароход своими шумно работающими колесами поднял волну, которая, достигнув шлюпки, сильно качнула ее, при этом многих из пассажиров обдало водой. Те, совершенно не ожидавшие такого конфуза, вскочили со своих мест и бросились к  другому борту. «Ой-ой-ой!!!» – пронеслось над вечерним рейдом. Еще раз качнувшись и зачерпнув бортом воду, шлюпка перевернулась, и все сидящие в ней оказались под водой. Испуганные путешественники беспомощно барахтались в море и взывали о спасении.

С фрегата следили за приближающимся плавсредством и были готовы принимать на борт очередную группу посетителей. Вышколенные службой матросы быстро погрузились в свою шлюпку и уже через мгновенье доставали из морской воды мокрых пассажиров. Когда, казалось бы, все уже были спасены, проверили всех на лицо – не досчитались одного человека. Им оказался ни кто иной, как сам опытный шкипер Коста, ушедший в морскую пучину навсегда.

На такой грустной и печальной ноте завершился последний вечер пребывания «Александра Невского» на одесском рейде. Никто и не мог подумать тогда, что смерть грека Косты у берегов Одессы станет своеобразным «звоночком», предвещающим трагическую судьбу фрегата. Наутро, 11 июня, корабль поднял якоря и при легком попутном ветре направился в Поти, где на его борт поднялся генерал-адъютант Константин Николаевич Посьет.

Из Черного моря «Александру Невскому» предстоял долгий путь вокруг Европы в родные Балтийские воды. Идя под парусами датским проливом Скагеррак, фрегат глубокой ночью с 12 на 13 сентября 1868 года, в результате фатальной ошибки генерал-адъютанта Посьет, выскочил на косу у местечка Кноппер. Свежий ветер быстро разбивал корпус корабля. Посьет распорядился рубить мачты, строить плоты и организовать связь с берегом. При попытке спустить шлюпку погибло несколько человек. В конечном итоге вся команда была переправлена на берег, куда снесли и многие из вещей, которые удалось спасти.





Гибель фрегата «Александр Невский» / А. П. Боголюбов

Понятно, что виновник трагедии не был наказан, поскольку Посьет долгое время занимался воспитанием цесаревича Алексея – будущего генерал-адмирала. Правда, спустя несколько лет, вероятно, оставаясь под глубоким впечатлением от спасательной операции фрегата «Александр Невский», К. Н. Посьет основал Императорское Российское Общество спасения на водах, отделение которого существовало и в Одессе. Более того, одна из спасательных лодочных станций этого общества находилась в Дафиновке и носила имя «Генерал-адъютант К. Н. Посьет».

Фрегат «Александр Невский» 2 ноября 1868 года был исключен из списка судов флота и морского ведомства. А несколько позже, знаменитый русский художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов написал две замечательные картины «Гибель фрегата «Александр Невский».

— Михальченко Виктор, Electrician Engineer, директор музея «Христианская Одесса»
http://seafarers.com.ua/

Tags: Аварии, Морские истории, Одесса, Парусники
Subscribe

Posts from This Journal “Морские истории” Tag

Comments for this post were disabled by the author