Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Categories:

КАНАЛ ДОБРЫХ НАМЕРЕНИЙ

Подобно героям Грин, в детстве он жил в доме, выходящем окнами на Цемесскую бухту. И полюбил море. Родители приобр­­ели участок земли, и он полюбил растения. Авторы юношеских книг писали о флоте. И он стал мастерить модели парусников. Потом… оставил родной Новороссийск и отправился в Одессу.
К сентябрю 1964-го года Вадим Угрехелидзе увидел себя в списках поступивших на кораблестроительный факультет Водного института (ныне Одесский национальный Морской университет). Должность главного инженера рыбопромыслового объединения «Антарктика» не превратила его в чиновника. Наделенный властью, он помнил об ответственности. Имея возможность «рубить головы», принимал взвешенные решения.
Мог бы скопить капиталец, но не стал стяжателем. Не причисляет себя ни к одной конфессии, но интересуется всеми религиями. Расчетная точность логарифмической линейки сочетается в нем с философскими раздумьями, оформленными в стихотворный сборник. И сегодня, будучи на пенсии, Вадим Вадимович остается материалистом, влюбленным в идею.




Я предлагаю построить канал. Он должен будет соединить Дунай с портом Южный, пройдя через Днестровский, а затем Аджалыкский лиманы, говорит В. Угрехелидзе. – Суда, прошедшие этим водным путем, смогут дальше по морю войти в Днепро-Бугский лиман, подняться по Днепру вплоть до Киева. Столица же через Дунай будет связана с европейскими странами. Представляете, как расширится грузооборот украинского речного флота, какой толчок это даст судостроению?!

Это не напоминает замыслы шукшинских «чудаков», спасавших мир?
Мое поколение привыкло мыслить оптимистическими категориями. Почему бы не пофантазировать? – говорит В. Угрехелидзе. – Мы находимся на богатейших участках земли, и не пользуемся данным от Бога.
Прорыть канал общей длиной фарватера 325 километров, со шлюзами, с водохранилищами, с искусственным озером, где так же, как в Суэцком канале могут расходиться суда и формироваться караваны, во что это может вылиться?
Сейчас этого не подсчитать так же, как и темпы самоокупаемости судового хода. Зато история учит, что оживление любого государства начиналось именно с создания каналов. Когда в казне появятся средства, можно будет затевать строительство. А пока пусть идея западет в умы и созревает как категория будущего. Пройдет время, и по каналу начнут водить суда, ловить рыбу, орошать его водами поля…
Это тоже часть задумки?
Конечно. В Одесской области мало придают значение ирригации. Например, кавказцы не скупятся на полив. Они понимают качан длиной в локоть: вот такой! (В. Угрехелидзе разводит ладони, как рыбак, описывающий, какую рыбу поймал). А без орошения гречка на здешних прекрасных почвах не выращивается, картошку возим из Винницы, кавуны – из Херсона… Да полейте же бахчу! Аграрий ждет дождя, как байдарка у моря погоды.
Как бывший рыбак В. Угрехелидзе понимает, что гирло Быстрое, идущее от Дуная к морю, не сможет стать зоной рыбодобычи в промышленных масштабах. Оно пролегает по заповедным землям, требует такого интенсивного черпания дна. Поэтому там рыбу не ловят, знаменитых осетров не разводят, а завозят из России. В предполагаемом канале вдали от острой морской волны эту вкуснятину могли бы сами выращивать.

Одновременно В. Угрехелидзе вспомнил о работе в «Антарктике», которой отдал более 30 лет, о т/х «Восток», считавшемся лучшей в мире плавбазой по переработке рыбы и превращению ее в консервы. О воспетой в оперетте «Белая акация» китобойной базе «Советская Украина». Эти чудо-суда, исчезнувшие в волнах бесхозяйственности, работяги-траулеры, супертраулеры, «супер-супера» списаны на металлолом или ходят под чужими флагами. А жаль! Ведь сестринская база «Советская Россия» до сих пор исправно служит на морских угодьях Дальнего Востока.
В объединении «Антарктика» также было 15 береговых предприятий, среди них 4 судоремонтных завода и 1 агаровый на Пересыпи, где перерабатывали филофору. Подводные поля этой водоросли бордового цвета с банки Зернова в 50 милях от Одессы «убирали» два судна небывалой конструкции. Флагманом этой флотилии был пароходик «Поллукс». Имя мифического близнеца рыбаки переправили в «Полулюкс». Он работал на пару: машина была с открытыми коленвалами. Смех смехом, а подводные земледельцы  и переработчики водорослей в компоненты для зефира, мороженого, зубной пасты, помады, эмульсий выдавали 5 миллионов рублей годовой прибыли. После списания резной штурвал этой посудины украшал холл управления «Антарктики» на Дерибасовской улице.
И кому это все мешало?
Была нарушена цепочка «добыча – переработка – сбыт». И флот, все 57 единиц, стал ненужным. Деньги от его продажи ушли… в закрома родины, вздыхает В. Угрехелидзе. – Между тем океан не скудеет рыбными запасами. Так, Великобритания приглашала желающих на переработку скумбрии, которой в северных водах в изобилии. Но сами англичане эту рыбу находят слишком жирной. И не едят. Поэтому готовы отдавать ее взамен на сардину, которую украинские траулеры добывали в Атлантике. Закатанные сардины отправляются «в лежку» на 2 года, чтобы чешуя полностью растворилась в оливковом масле. И в образованном за это время желе подается к столу. Такие консервы стоили у англичан 10 долларов баночка.
Эта деятельность давала огромный простор технической мысли. Теперь, когда все это приказало долго жить, точкой приложения интеллекта для главного инженера стал канал. После целого ряда консультаций с экспертами, датой рождения его проекта стало 15 декабря 2013-го года.
Где траулеры и где шлюзы какая тут связь?
Рыбная отрасль – широкопрофильная. Например, молочные консервы для малышей тогда были, мясные были, фруктовые. В Ильичевске задумали наладить производство еще и рыбно-овощных консервов для детей. И тут пришлось изучать не технологическую линию, а состав питьевой воды. Оказалось, ни «жилкоповская» вода из одесского водопровода, ни из окрестных бюветов, ни артезианская не годятся. Попытки ее кипятить, фильтровать – только самоуспокоение. Рыбзавод перепрофилировали.
Кончилось время, когда по вторникам и четвергам были «рыбные дни». Когда хек был вульгарным словом и его покупали для домашних котов. Сегодня это деликатес. Уже и тюлька становится королевой праздничного стола. Во всяком случае, по цене… В такое время важен любой дельный проект. Не столько цифирь, сколько вложенные в него добрые намерения.

Владислав Китик
Tags: Бессарабия, Каналы, Морские истории, Моряки, Одесская область
Subscribe

Posts from This Journal “Каналы” Tag

Comments for this post were disabled by the author