Моряк Украины (moryakukrainy) wrote,
Моряк Украины
moryakukrainy

Курсант Деревенча: учеба – это нужно не кому-то, а мне!

«Говорю себе: «Надо! Надо – и все!» Это нужно не кому-то, а мне!» – у Саши Деревенчи, курсанта мореходки им. Маринеско, свой подход к учебе. Иначе, утверждает, моряком не станешь. Будущий моряк с первых дней морской муштры серьезно взялся за дело – ведь у него есть цель
 18-летний курсант Саша Деревенча учится на судомеханика.Перед поступлением в мореходку два года отучился в Измаильском военно-морском лицее. Поступил туда по совету знакомых.

После 9 классов обычной школы, рассказывает, пришлось привыкать в четкому графику и жесткой лицеистской дисциплине. Времени для «ничегонеделания» уже не было.
– Возможности где-то «пошариться» уже не было, – улыбается бывший лицеист. – Днем – учеба, а вечером строгий надзор дежурного офицера по казарме.
Маршировка, признается, была для него самой тяжелой наукой в лицее.
– За два года так намаршировался… – добавляет.
Но зато, говорит, два года военной муштры дали свой результат – легче было поступить и сейчас учиться в училище. Поступая в мореходку, Саша уже на практике знал, что такое построение и как правильно маршировать.
Форму научился носить тоже в лицее: черные брюки должны были быть всегда наутюженными, фланка – белоснежной.
А на полевых выходах научился держать в руках оружие и четко попадать в цель.
Так что, подытоживает, учеба в лицее «мимо не прошла».

Море взяло свое
Получив аттестат, 11-классник Саша Деревенча сильно не задумывался, куда идти дальше. В семье моряков нет, он сам решил выбрать море.
– Почему именно море? Ведь мог же пойти, например, в силовики, – интересуюсь.
– Больше море люблю, – признается курсант.
У него, говорит, много знакомых и приятелей, которые уже бороздят моря-океаны. Частенько слушая их рассказы и морские байки, Саша потихоньку пропитывался моряцким задором. Так незаметно для себя определился – быть ему моряком!
Но, наверное, размышляет, и это даже не самое главное.
– Я ведь возле моря родился, возле моря живу, – аргументирует выбор профессии.
Оказывается, Саша родом из пгт. Сергеевка Белгород-Днестровского района, родился, можно сказать, на самом берегу Черного моря, с детства дышал терпким морским воздухом, учился плавать в соленой воде.
Все детство, рассказывает, провел на берегу моря – с друзьями купались до икоты и посиневших носов, ловили креветок, а когда подрос, стал заглядывать в местный яхт-клуб – приглянулись паруса. В 13 лет начал регулярно посещать занятия и тренировки. Два года учился искусству управлять парусом, участвовал в соревнованиях, занимал призовые места.
Признается, каждый раз, когда выходил на воду и поднимал парус, ощущал непередаваемый заряд эмоций, подчиняя морскую стихию и ветер.
До сих пор помнит свой первый самостоятельный выход на Днестровском лимане во время шторма.
– Перевернулся, оказался в воде, – Саша улыбается, – сразу на другую сторону –переворачиваться, чтобы лодка стала на место.
– Конечно, когда ты один перевернулся, а все вокруг ходят и смеются – было не очень приятно, но потом они сами переворачивались, – смеется.
– Сейчас там практически вся жизнь застыла, – с сожалением добавляет курсант.
А ведь, говорит, столько сил и энтузиазма было вложено, причем не только тренерами, но и самими юными яхтсменами:
– Мы сами латали паруса, шпаклевали и красили «Лазеры» (парусные лодки – авт.)

Фирменное блюдо от будущего моряка
Саша рассказывает, когда еще учился в школе в родной Сергеевке, очень любил ловить мидии. И не просто ловить – он научился готовить их сам. С «Моряком Украины» поделился фирменным рецептом «Мидий по-сергеевски».
– Я закидывал их на сковородку, они раскрывались. Мясо вытаскивал – сверху кетчуп и все. Вкусно, очень, – утверждает кулинар.
– Мы даже, когда на парусах с ребятами ходили, – вспоминает, – лиман переплыли, мидий наловили, вернулись назад, пожарили их на костре и потом опять -  на середину лимана, якоря кинули и сидим едим.
– Кетчуп брали с собой? – смеюсь.
– Естественно! – восклицает Саша.
В семье Саши любят и рыбу. В детстве, рассказывает, частенько с отцом ходили на Днестровский лиман, на рыбалку. Особенно весной и осенью, когда поднимался сероводород и рыбу прибивало к берегу:
– Вода холодная, а мы с папой ходим, собираем сачком.
Дома на балконе, говорит, обязательно висели вязки вяленого леща.

Не каждый потянет, но попробовать нужно
Первые два месяца постижения морской науки в мореходке еще не отбили желание у Саши стать судомехом.
– Конечно, не каждый это потянет. Ведь сложно не столько физически, – задумчиво рассуждает курсант, – сколько, будем говорить, морально, потому что близких не видишь по полгода, а то и год.
Поначалу, признается, когда представил себе это, было как-то страшновато и непривычно, но принятое решение перевесило в пользу мореходки.
– Я как бы решил для себя: нужно попробовать. Если ты попробовал и уже знаешь, что у тебя получится – ты можешь дальше продолжать, если же нет – можешь остановиться и попробовать что-то другое. Никогда не поздно, – считает Саша.
– У меня если есть настрой, то я буду идти вперед! – будущий моряк в своем решении тверд.
Очень, добавляет, благодарен родителям за то, что они поддерживают его выбор:
– Папа сказал: «Попробуй, а там посмотришь…
Стать капитаном Саша не планирует, стармех – вполне устраивает.
– Капитан – не мое, – коротко отвечает.
 Просто, объясняет, железо – это его стихия. Часто любил с отцом ковыряться в семейных «Жигулях». Любит самостоятельно собирать и разбирать устройства и механизмы.
– Ковырял все, что попадалось под руки, – смеется, – правда, иногда после сборки оставались лишние детали. Как-то разобрал и собрал мопед, остались детали, но мопед до сих пор работает.
Да и потом, говорит, В Измаильском порту, куда приводили их – кадетов из лицея на экскурсии и практику, на судне познакомился с «внутренностями» судовой машины – быстро «схватил», что к чему.

И романтика и копейка
В работе на море, рассуждает будущий моряк Александр Деревенча, есть как желание «заработать копейку», так и романтика, как, собственно, в любой другой работе.
– Романтика в морской профессии – это поездить по всему миру, побывать в других странах, – говорит Саша .
– Сидеть на месте – это не мое, – признается.
– Хочу приобрести свое жилье, помочь родителям, чем смогу, – Саша говорит о практической стороне своей профессии.
На каких судах хочет бороздить моря, он, в принципе, уже определился.
– На пассажирском лайнере. Это намного проще, – объясняет. – На них сейчас устанавливают новые двигатели, которые не требуют сложного ухода.
И потом, говорит, так можно повидать больше стран, чем на том же сухогрузе или танкере.

Море не любит «спустя рукава»
– Саша, какой он, по то-твоему, настоящий моряк?
– Не задумывался… – честно признается курсант.
– Как человек, в первую очередь, должен быть адекватным, – добавляет через несколько секунд раздумий, – следить за своим местом работы. Какая-то поломка на судне – он должен будет держать ответ за нее. Настоящий моряк должен знать свою профессию, понимать, что он делает, почему он это делает. А не так что – сделал так-сяк и все. На судне это не прокатит.
– Если пустить на судно человека, который ничего толком не знает, он таких каруселей может наделать, – качает головой.
Саша утверждает: к учебе относится «нормально»; понимает, что учиться по принципу «пришел на сессию – заплатил» – так моряком не станешь.
– Некоторые думают, что у них получится так выучиться, но я считаю, в первую очередь, для себя, то, чему нас учат здесь, надо действительно учить и знать. Я буду уверен, что если на судне что-то случится, я точно смогу сам починить это или сделать, а не кричать: «Помогите мне».
Большую часть времени вне лекционных часов Саша уделает именно самоподготовке.
– Отдохнуть всегда можно успеть, – считает курсант, – а вот выучить предмет не всегда удается сразу. Если что-то не понятно, можно потом подойти к преподавателю и спросить, но главное – надо учиться и самостоятельно.
– Как стимулируешь себя к самостоятельной подготовке?
– Говорю себе: «Надо!» – улыбается Саша. – Надо – и все! Это нужно не кому-то, а мне!
Курсант сам делает себя моряком, убежден Саша:
– Преподаватель поможет, но курсант станет настоящим моряком, если будет учиться!


Лариса Ерошкина
Tags: Курсанты, Училище им. Маринеско
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author