?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация

      

Начало здесь

Столкновение судов произошло при встрече почти под прямым углом (курс «Адмирала Нахимова» – 1400, скорость 12 узлов, курс «Петра Васева» 360, скорость примерно 5 узлов).

Носовая часть теплохода, при массе 40 тысяч тонн, с ходу врезалась в правый борт парохода в районе отсека ДГ-МО (шпангоуты 119-110). Теплоход имел осадку носом на 1,73 см больше средней осадки парохода – 8,32 см, и понятно, почему разрушения были нанесены в днищевой части конструкции, а также элементам скуловой части и бортовой обшивки корпуса парохода. Контакт корпусов судов при ударе происходил в момент движения и скользящем зацеплении деформированных элементов конструкции корпусов. Контакт носовой оконечности «Петра Васева» прекратился через 2 минуты, теплоход отходил назад, успев нарушить целостность борта, поперечной водонепроницаемой переборки (шпангоут 91) и конструкции междудонных танков в машинном отделении.

 

Почему п/х «Адмирал Нахимов» так быстро затонул?

             Корпус п/х «Адмирал Нахимов» имел 12 водонепроницаемых поперечных переборок и разделен на отсеки так, что обладал непотопляемостью и аварийной остойчивостью при затоплении любых двух смежных отсеков (а в отдельных случаях и трех).

Согласно требованиям Международной Конвенции СОЛАС-64 и последующих лет ее пересмотра, Правилам технической эксплуатации (ПТЭ) и наставлениям по борьбе за живучесть судов морского флота СССР – лацпорты и другие аналогичные закрытия, а также водонепроницаемые двери в главных переборках, ниже предельной линии погружения (палубы переборок) – должны быть закрыты перед выходом судна в рейс и оставаться закрытыми во все время плавания в море. Время их закрытия и открытия должно заноситься в журнал.
Известно, что действующие клинкетные водонепроницаемые двери на основных поперечных переборках корпуса обеспечивают непотопляемость судна. Но эти основные и весьма важные условия не были соблюдены на п/х «Адмирал Нахимов».
При пробоине 80 квадратных метров в подводной части поступало внутрь корпуса 27 тысяч тонн забортной воды в минуту, и время затопления открывшихся шести отсеков не превысило двух минут.

Влившийся же груз забортной воды – 9000 тонн – мгновенно увеличил осадку парохода на 3,0 метра, с быстрым увеличением крена на правый борт 20, 30, … 60 градусов. Пароход оказался обреченным и скоротечно затонул.

Теплоход «Петр Васев», построенный в Японии в 1981 году и приобретенный ЧМП в августе 1985-го, имел полное водоизмещение – 44 000 тонн, мощность силовой установки – 11 400 л.с. Одним словом – новый, мощный балкер-зерновоз. Нанеся смертоносные повреждения корпусу парохода, получил и сам не менее ощутимые повреждения носовой части корпуса, особенно бульбового образования.

 Можно ли было предотвратить трагедию?

Возвращаясь к вопросам режимных мер обеспечения непотопляемости и живучести парохода «Адмирал Нахимов», нельзя не отметить, что в самый последний момент опасного сближения судов, и даже в момент столкновения, все же была возможность спасти судно и исключить кораблекрушение.

Эта возможность заключалась в простом действии вахтенного помощника капитана А. Р. Чудновского – поворотом выключателя на щитке электрогидравлической системы управления клинкетными водонепроницаемыми дверями он мог (должен, обязан был) срочно закрыть двери. Щиток находился в рулевой рубке на правой стороне. Время закрытия дверей составило бы 30-40 секунд! Известно, что этому экипаж парохода ранее постоянно учился.

Но кто знает, в каком психологическом состоянии находился в тот самый момент Чудновский, какие перегрузки выпали на его долю…

Если бы водонепроницаемые клинкетные двери были закрыты перед выходом судна в рейс или даже в самый последний момент столкновения, то пароход, хотя и принял бы забортную воду, притонул бы от увеличения осадки, но – несомненно, остался бы на плаву!

Это дало бы возможность организовать эвакуацию людей, вести разведку и выполнять мероприятия борьбы за живучесть судна.

Затем отбуксировать судно в безопасное место (в порт или на мелководье).

К сожалению, авторы некоторых статей без должного анализа излагали многие факты, действия, события в развитии аварии, игнорируя очевидное и безусловное, часто делали необоснованные выводы и личные заключения. Тем самым искажали причинные связи, дезориентировали читателей, широкие круги общественности.

К примеру, чего стоит такой вывод: «Да, капитаны столкнувшихся судов виновны в нанесенных при столкновении разрушениях судам, но они невиновны в гибели людей в ночной катастрофе» (А. Богданов и А. Водолазов)…

 Следствие, суд и наказание

После случившейся драматической катастрофы – кораблекрушения парохода «Адмирал Нахимов» и гибели учтенных 425 человек следствие в первые же дни скрупулезно и всесторонне занималось рассмотрением версии: «Техническое состояние парохода «Адмирал Нахимов» и его соответствие требованиям для безопасного плавания и перевозки пассажиров в разрешенном Регистром районе Крымско-Кавказской линии».

То, что сам пароход находился уже под водой на глубине 45-47 метров, затрудняло работу и усложняло данную задачу. Но в распоряжение следствия была предоставлена необходимая документация технического обеспечения, постоянного контроля со стороны судовладельца, акты, расчеты, чертежи, Классификационное удостоверение Р.С. и Свидетельства на право плавания судна в указанном районе.

Согласно международному правилу: наличие у судна класса «Общества технического надзора и классификации судов» (в данном случае Регистра СССР) создает презумпцию!

Помехой для дела, но желанным документом для отдельных репортеров и скептиков явился оформленный предварительно пароходством Акт Комиссии ЧМП по техническому обследованию и экономическому обоснованию целесообразности дальнейшего использования п/х «Адмирал Нахимов» от 8 июля 1986 года. Данный акт был составлен на предмет рассмотрения вопроса о предстоящем списании парохода в плановом порядке в ноябре 1986 года и получения от ММФ согласия на приобретение за границей парохода «Федор Достоевский». Данный факт дважды был подтвержден из ММФ радиограммой за подписью Ю. Бабия: «…аналогичные Акты прдставляются в Мортехсудоремпром не позднее трех месяцев до намеченной планом даты списания конкретного судна». Фактически, в дальнейшем, так все и произошло.

В своем официальном заявлении следователь по особо важным делам Борис Иванович Уваров, руководивший следствием по делу столкновения судов, происшедшего кораблекрушения п/х «Адмирал Нахимов» и гибели людей на нем – конкретно (по результатам скрупулезного расследования) характеризовал техсостояние парохода удовлетворительным.

 Память о людях, погибших в катастрофе

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты виден издали с суши и с моря незамысловатый памятник жертвам катастрофы (архитектор – Ирина Бабаджан, конструктор – Наталья Данчишена).

Ввысь устремились семь цилиндрических труб разного диаметра и высоты. В своем основании они соединены литым чугунным цоколем в форме венка, установленном на восьми опорах. Верхняя (головная) часть труб срезана под углом к оси. От порыва ветра трубы издают звуки разных тонов. Центральная труба большего диаметра символизирует погибший пароход, на ней установлена черная плита с судовыми часами, поднятыми с затонувшего судна и остановившимися в 23-20. Остальные шесть труб – символ погибших людей разных возрастов.

Плоская часть бетонного основания памятника знаменует собой вид захлестывающей морской волны. Вокруг основания пучка Эоловых труб образован глубокий круглый пояс (приямок) – стилизованная железобетонная волна, на стенах которого размещены литые траурные плиты с фамилиями погибших пассажиров и членов экипажа судна.

К памятнику жертвам катастрофы ежегодно 31 августа приходят организованными группами родственники погибших, представители городских и общественных организаций – с поклонением и букетами цветов. Это стало традицией и священным долгом живущих на Земле!

Хотя и бытует мнение: «Время лечит», но подобные трагедии останутся в памяти живущих людей навсегда!

Памятный знак величественно возвышается на стометровой отметке откоса мыса Дооб. Отсюда простирается величественное Черное море, в глубине которого (около двух миль) покоится затонувший пассажирский пароход «Адмирал Нахимов».

Александр Жуков, ветеран, Почетный работник Морского флота и Российского Морского Регистра Судоходства
Начало материала  здесь


ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow