?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация

         25 лет минуло с момента кораблекрушения в Цемесской бухте под Новороссийском, где затонул п/х «Адмирал Нахимов» от столкновения на пересекающихся курсах с т/х «Петр Васев» (оба судна – ЧМП, ММФ). Но истинных причин случившегося в ту роковую ночь, уверен, большинство людей не знают до сих пор.

 


Свою версию событий я изложил в книге (А.А. Жуков «Море и трагедии…»). И эта трактовка получила подтверждение достоверности и истины в ходе разбирательств, поиска и анализа событий. Здесь только самое важное.
         По состоянию на 31 августа 1986г. судно «Адмирал Нахимов» состояло в классе  Регистра СССР и имело его документы на право плавания со сроком годности до 30 ноября 1986г. – до срока его запланированного списания.

Основные события, случившиеся в Крымско-Кавказском туристическом рейсе пассажирского п/х «Адмирал Нахимов»:

 - известно, что п/х «Адмирал Нахимов» под командованием капитана Вадима Маркова, вышел из Одессы 29 августа 1986 года в свой предпоследний туристический рейс Одесса – Батуми.

         31 августа пароход отстоял весь жаркий летний день в Новороссийском порту. И, конечно, в каютах создалась духота, - пассажиры открыли иллюминаторы, чтобы проветрить и охладить помещения.

В 22.30 пароход отошел от пирса пассажирского вокзала направлением на Сочи.


         В 23.12 вахта в машине теплохода почувствовала двойной толчок. Удар теплохода своим мощным носовым бульбом, протаранил корпус парохода (средняя часть правого борта: два отсека корпуса – дизель-генераторное и машинное отделения.). Пароход сохранял свой ход, но его борта и скулы с частью днища оказались разрушенными на 16м. в корму.


    Конструктивная форма носовой оконечности т/х «Петр Васев» определила два последовательных удара при столкновении – сначала мягким носом форштевня в районе между палубами А и В парохода, затем бульбовым образованием в подводной части района скулы и обшивки корпуса парохода по правому борту. Сила удара при столкновении, по подсчетам ученых, определена в миллион тонносил (ТС).
Пароход получил значительные разрушения корпуса по правому борту, утратил мореходные качества, захлебнувшись лавиной морской воды – потерял внутренний запас плавучести, получил значительный крен на ПБ и скоротечно (за 8 минут) затонул. Последней ушла в воду его носовая часть.
                                                       Спасение людей

 «Петр Васев» спустил две шлюпки и подобрал с воды 70 человек. Но действия команды теплохода при спасении были плохо организованы. На помощь и спасение людей, в район аварии вышли все имевшиеся в порту Новороссийск и порт-пункте Геленджик суда, курсанты НМВУ на гребных шлюпках, пограничные катера. Днем в поисковых операциях принимала участие и авиация.    
         В трагическую ночь спасли 836 человек. Из воды подняли 79 погибших. Усилиями водолазов было извлечено из затонувшего судна и поднято из воды (глубина 47м, сильное течение) 350 тел людей, ушедших в пучину вместе с затонувшим пароходом.
         Мощный бульб теплохода тоже получил значительные разрушения от контактного «единоборства» с крепкими узловыми соединениями скулы и борта в подводной части корпуса парохода на длине  16м.:
Разрыв обшивки оконечности на длине  3,0м и по высоте до 2.0м (листы с набором загнуты вовнутрь), множество вмятин глубиной до 300мм и гофры со стрелкой прогиба 150мм по обшивке на всей высоте левой щеки бульба – нос стал похожим на «пасть акулы». Это исключает справедливость ранее сделанного заявления о том, что «…бульб теплохода взрезал корпус парохода  как жестяную банку».
         В данном случае  вполне достоверно можно утверждать совершенно обратное. И еще одно бесспорное мнение – удара такой силы в миллион тонносил при таране не смог бы выдержать и получил бы не меньшие разрушения не только п/х «Адмирал Нахимов», но любое новое судно сравнительных размеров.
         Да, катастрофа принесла большие человеческие жертвы: - погибло 423человека, в том числе 359 туристов, и 64 члена экипажа. Позже погибло 2 водолаза


Всех волновали основные вопросы:

         Как могла случиться такая катастрофа при столкновении, принесшая гибель сотни людей, в чем основная причина, кто виноват?
Этими и другими вопросами с первых же дней занималась следственная группа прокуратуры РСФСР, возглавляемая  старшим следователем по особо важным делам Борисом Уваровым. Ей в помощь были подключены для следственной работы многие специалисты Краснодара, Одессы, Ростова на Дону и др.
         Вот обоснованные и ранее принятые на всех уровнях власти ответы: -
         К столкновению т/х «Петр Васев» с п/х «Адмирал Нахимов», на выходе из управляемой Постом регулирования движением судов зоны, привели многочисленные нарушения Инструкций, действующих Норм и Международных Правил предупреждения столкновения судов – МППСС-72.
         Начало этому положил вахтенный - лоцман поста регулирования движением судов, передавший на идущие встречными, пересекающими курсами: т/х «Петр Васев», следовавшему в порт Новороссийск – просьбу: пропустить выходящий из порта пассажирский п/х «Адмирал Нахимов». Одновременно вахта на пароходе получила уведомление о том, что теплоход его пропустит при встрече.
         Просьба содержала прямое нарушение Правила 15 МППСС-72, касающее встречного движения судов на пересекающихся курсах «Когда два судна идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столновения, то, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу». В данном случае т/х «Петр Васев» находился справа от п/х «Адмирал Нахимов» и судном, уступающим дорогу должен был быть пароход.
         Кстати сказать, вряд ли кто усомнится в том, что решение поменять приоритеты встречающихся судов местами было принято в верхах Новороссийского Пароходства и прозрачно замыкается на службу безопасности мореплавания (руководитель – зам. начальника пароходства Г.Федченко).
         Это решение в форме просьбы капитанам встречающихся в точке встречи лоцмана (ТВЛ) судов было передано по подчиненности: через руководство Новороссийского морского порта на ПРДС, а дежурный-лоцман поста репетовал ее на мостики судов.
         Данное изменение в приоритете судов, меняло и обязанности капитанов. Но вместе с этим, капитан В.Г. Марков получал возможность перекрыть на предстоящем переходе время опаздания выхода парохода из порта в рейс на Сочи и прибыть с туристами своевременно – по расписанию.
         Капитан же Виктор Ткаченко был озадачен задержкой прибытия теплохода  с грузом зерна в п. Новороссийск в заранее обусловленное время. Это явно тяготило его и определило нервозное состояние и непредсказуемое поведение при управлении теплоходом на ходу при близкой встрече с пароходом в ТВЛ. 


Действие последнего момента


Допущенные судоводителями нарушения


Вахтенный пом. капитана А.Р. Чудновский


Капитан


В.Г. Марков


Капитан В.И. Ткаченко


Устав службы §90, §402, §407(08); МППС 8а и в; НШС п. 2, 4, 7, что привело к несвоевременным маневрам.


Устав службы § 60, §63(03. 05), §94, НШС п.п. 2.2, 2.5, 4.4; МППС - пр. 2,7 а, что способствовало кораблекрушению и гибели людей.


Устав службы §60, §63(03), §94; МППС пр. 2,5,6 а III, 7 а и с, что привело к кораблекрушению и гибели людей.


Действия капитана В.И. Ткаченко на т/х «Петр Васев»


23 -07,5


 


23- 10


 


23-11


 


Пробоина =80 -90 м2 (по экспертным оценкам и на основании расшифровки курсограммы)


 


Стоп машина


 


 


 


Ср.- полн. назад


 


Руль пр. на борт (?!)


 


 


 


 


Дистанция - 1 1 каб.


 


 


 


 


Поворот вправо тоже является ошибкой, поскольку суда расходились правыми бортами (!)


 


 


 


        
Но все эти команды были запоздалыми и не позволили избежать столкновения.
         О важных моментах сближения судов, допущенных нарушениях условий безопасности их плавания на пересекающихся курсах, - подробно изложил выводы своего скрупулезного и глубокого анализа «Море – Судно – Человек» - опытный юрист-профессионал Арнольд Нырко.


Александр Жуков, ветеран, Почетный работник Морского Флота и Российского Морского Регистра Судоходства


(Окончание следует)

Предыдущий материал по этой теме здесь

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow