?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация


  Мининфраструктуры (теперь уже Департамент госсобственности) в который раз разработал проект «Закона о портах». Нельзя сказать, что появление очередного законопроекта, призванного сделать работу портов максимально взвешенной и эффективной, вызвало у портовой общественности какой-то особенный резонанс. Портовики более чем за 10 лет уже привыкли жить в отсутствии своего профильного закона и зачастую сомневаются в его необходимости. 




«По большому счету вообще никаких специальных законов не нужно – нет же законов о
металлургических заводах или о шахтах. Закон о портах, который 10 лет мусолили, ничего не решал и не мог решить, только еще больше смуты внесли», – считает Василий Зубков, советник ЗАО «Пласке», в свое время возглавлявший госдепартамент морского и речного транспорта Украины. При этом Василий Алексеевич уверен, что прочие нормативные акты, которыми в настоящее время регулируется работа портов, должны претерпеть определенные изменения – прежде всего, чтобы соответствовать сегодняшним реалиям: «Появились частные терминалы, другие формы собственности зашли в порты, и давным-давно назрела пора разграничить государственные и хозяйственные функции. Нельзя допускать, чтобы порты осуществляли и государственный надзор, и в то же время занимались коммерческой деятельностью».









Всецело поддерживает эту мысль и директор контейнерного терминала частной компании ТИС Андрей Кузьменко: «Главное, что нужно сделать – это разделить коммерческие и регуляторные функции на всех уровнях – и портов, и министерства. Организация, которая зарабатывает деньги перевалкой грузов, не имеет права издавать никакие регуляторные акты». Более того, г-н Кузьменко считает, что и Мининфраструктуры, как организация, заинтересованная в коммерческом успехе государственных стивидоров, «не должна издавать регуляторные акты, которые регулируют деятельность коммерческих компаний».
Для по-настоящему честной конкуренции в портах Андрей Кузьменко считает
целесообразным вывести из подчинения портовому начальству и капитанов порта –
дабы те предоставляли свои услуги, не дискриминируя частников.


Василий Зубков, долгое время находившийся в шкуре госслужащего, преференции
государственных портов ставит под большое сомнение: «С одной стороны, частники
жалуются, что их притесняют, с другой стороны, государственные порты задавила
зарегулированность чрезмерная – ситуация у них похуже, чем у частников. На Дунае стоят баржи по 40 лет – уже деревья на них выросли, а списать нельзя. В министерстве говорят: это госимущество, его надо беречь. В последние годы, если посмотреть, а кто же правит от имени государства: какой-то недоросль, вообще невидевший, что такое производство. И он от имени государства творит все, что хочет, без малейшей ответственности за последствия».

Отсюда вывод – хватит цепляться за государственное – тем более, что «порты сегодня меньше государством управляются, чем промышленно-финансовыми группами».
Достойной альтернативой плохому государственному управлению может быть грамотная аренда, способная обеспечить и эффективное хозяйствование, и пополнение государственной
казны.


Василий Алексеевич ссылается на турецкий опыт, где порты, оставаясь в госсобственности,
перешли в долгосрочную аренду к частникам: «Порт Самсун отдан на 36 лет в аренду. И компания уже за первые 8 месяцев аренды вложила в его развитие 20 млн долларов».

Контрпример из украинской действительности: «Речные порты у нас акционировали еще в 92-93 годах. А причалы до сих пор числятся в государственной собственности – как стратегические объекты. При этом их уже лет по 35-40 никто не ремонтирует»

Вот это бессмысленное и бесперспективное держание объектов и полномочий в
государственных руках тоже должно быть устранено через корректировку законодательной базы.

Изменения, предложенные в проекте Закона «О морских портах» в редакции Департамента
госсобственности Мининфраструктуры от 19.07.2011, получили неоднозначную оценку
специалистов. В правовом комитете ассоциации «Укрпорт» отметили, что этот законопроект «кардинально меняет всю систему, там порта как такового нет – есть
только территория, акватория и все».




Считая такое положение вещей ненормальным, Ассоциация «Укрпорт» обратилась к авторам
законопроекта с предложением оставить портам хоть толику былых полномочий, которые в указанном законопроекте практически целиком и полностью переходят к центральному органу, именуемому «Администрация морских портов Украины».

Андрей Кузьменко, тем временем, считает создание такой администрации, которая возьмет
на себя все, но только регуляторные функции, определенным шагом вперед: «Если так и будет, то причины конфликта между государственным портом и частными стивидорами в значительной мере снимаются. Государственные структуры будут работать на своих причалах и заниматься перевалкой грузов, но при этом точно так же, как и частники, будут получать необходимые разрешения в администрации».




Василий Зубков, который недавно вернулся из двухнедельной командировки в России,
считает, что такая структура будет просто аналогом «Росморпорта». К созданию такого федерального унитарного предприятия россияне шли давно и непросто, в том числе и через неудачное акционирование.

Принесет ли пользу разработанный ими механизм в наших условиях, будет зависеть исключительно от того, кто и как его будет внедрять. «Если главный ориентир – государственные интересы, то развиваться будет любая модель, – говорит Василий Зубков. – Если интересы совсем другие, тогда применяй любые механизмы – они все равно работать
не будут».

Иван
Осауленко


ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow