?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация

DSC_0825



Когда у штурвала опытный капитан, всегда есть уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. 10 лет под надзором капитана порта «Южный» Леонида Павловича Чайковского в Аджалыксий лиман заходят суда к причалам под погрузку. В свои 70 лет он продолжает оставаться на посту, реализуя опыт и готовность обеспечивать безопасное мореплавание.




Судьба судоводителя больших судов

_HHH7781Из больших окон Капитании порта, словно на капитанском мостике широкий обзор. В акваторию заходит сухогруз, плавно следуя к причалу под погрузку. На рейде суда ждут своей очереди. За день проходит таких 4-5 судов, всего в месяц больше 120, в год 1200! И все они под надзором контролем капитана порта «Южный», Леонида Чайковского, со стажем мореплавания 30 лет, основателем и руководителем Госфлотинспекции Украины, руководстве ЧМП, капитана-наставника, почетного работника морского и речного транспорта Украины.

По морской стезе Леонид Павлович пошел по примеру отчима, который работал механиком на речных судах. Из райцентра Красные окна Одесской области семья переехала в город корабелов Николаев.

– После окончания школы попытался поступить на электромеханика, – говорит Леонид Павлович. И во всем его облике чувствуется уверенность, крепость и устойчивость перед любыми ситуациями. – Но видимо судьба желала распорядиться иначе. И на следующий год, имея опыт работы на судостроительном заводе, знания подготовительных курсов, поступил на судоводителя в Одесское высшее инженерное морское училище.

– В первый рейс на практике пошел матросом второго класса на теплоходе «Мытищи». И он затянулся на полгода. В 1967-ом году возле Мадагаскара встретили судно с горящим хлопком. Подоспевшее датское судно пыталось помочь. Был сильный шторм. В результате спасательных работ, погиб старпом. Мы подошли, когда море начало успокаиваться. Действовали быстро и слажено. За спасение экипажа и судна все получили награды. У меня до сих пор хранятся именные часы от министра морского флота СССР, – делится Леонид Павлович.



Наша капитанская школа – одна из сильнейших в мире

Вернувшись из рейса, курсант Одесской высшей мореходки, как, оказалось, пропустил срок сдачи экзаменов. И сдавал уже с заочниками, капитанами, с которыми потом работал.

– Капитанская школа у нас была очень сильная, – рассуждает наш собеседник. – Она дала колоссальный опыт, сосредоточие очень грамотных людей. Сегодня практикант приходит на борт, и ему сразу пишут соответствующие характеристики, что он умеет, а что нет. В советское время курсант, приходя на практику, закреплялся за офицером, который обучал его всему. И потом принимал экзамен. Сейчас этого нет. И молодым приходится трудно. В Союзе была создана система организации, обеспечения, контроля безопасности, проверки судов. По приходу судна работала комиссия, которая оценивала техническое состояние судна. Учитывалось мнение экипажа, капитана. Эту систему переняли мировые европейские компании, внедрив у себя. У нас были наименьшие показатели по аварийности. По-другому относились к капитанам. Это был полномочный, представитель государства, его уважали, прислушивались. Его слово ценилось в экономическом плане. Сейчас капитан – служащий того, кто его нанял. И в нашем обществе недооценен. А ведь именно капитанам выпала тяжелая доля осваивать океаны, прокладывать морские пути, рисковать.



Из Хиросимы возили комплекты башен для Припортового завода

За плечами Леонида Павловича 30 лет морского труда. Придя 2-м помощником на теплоход «Зоя Космодемьянская», принял на нем капитанство. Трудился в северных морских рейсах. Бывали и оказии. Прилетели во Владивосток. А судно стоит в Ванино. И на попутных пароходах до него добирались. В 70-х – доставляли комплектующие на строительство Одесского припортового завода. В Хиросиме (Япония) загружали аммониевые конвекторы на 300-400 тонн, везли в Ильичевск, откуда доставляли в Южный. Возили металлические трубы большого диаметра для прокладки магистрального экспортного газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. За что получил памятный знак СЭВ (совет экономической взаимопомощи) и награжден орденом «Знак Почета».

Работал на Дальнем Востоке, Сахалине, в Заполярье. На теплоходе «Свобода» перевозил военные грузы в Персидский залив. За участие в боевых действиях получил медаль «Защитник Отечества». Прокладывал курс для научно-исследовательского судна академии наук СССР, «Космонавт Владимир Комаров». В арсенале Леонида Павловича ордена и награды, грамоты и дипломы.



Приучал итальянцев к безопасности

И где бы ни был, везде он держит марку высшей капитанской школы. В Италии, принимая судно, обнаружил, что балластный танк протекает. И все это в порядке вещей. Бумаг на это нет.

– Я написал бумагу, что протекает балласт, – объясняет капитан. – Мне ответили, что подыщут нам ремонтную базу в Турции. Но в Стамбуле все было занято. И мы получили указание возвращаться в Италию, делать докование. Когда мы прибыли, нас встретил суперинтендант, и даже руки мне не подал, кто-то это дела давно утаивал. Но, дело-то в безопасности судна. Потом к концу работ, он оттаял. И когда мы после ремонта пришли в Сингапур, тепло встретил нас.

Леониду Павловичу довелось ходить на теплоходе «Балаклея» серии «Инженер Ермошкин», быстроходном судне, которое доставляло военную технику в Персидский залив, в Кувейт. А потом идти на разделку судна в Аланг (Индия).

– Нужно было делать все очень быстро, – вспоминает капитан, – рассчитать подход судна в прилив так, чтобы не ушла вода, все закрыть. На полном ходу выбросились на берег. Мне пришлось последнему уже прыгать полметра в отходящую шлюпку. Потом уже на берегу цепляли шлюпку, чтобы не унесло в море.


Рука об руку, нога в ногу

А с 2003-го года Леонид Павлович – капитан порта «Южный», третий в истории в порта. Он входит в плеяду старейшин капитанов портов Украины. И продолжает трудиться на «боевом посту», пресекая нарушения и приводя ситуацию к лучшему знаменателю.

– Если на судне упущения, мазут на палубе, который может быть смыт дождем в воду, нет освещения, трап не в порядке – это уже угроза безопасности моряков, – отмечает капитан порта. – Сейчас, несмотря на мизерность штрафа – 119 гривен за админнарушения, судовладельцы стараются соблюдать все требования. Если же судно в неподобающем состоянии, капитану нужно сообщить владельцу судна об этом. А Укрморречинспеция проверит судовладельца на возможность обеспечивать безопасность мореплавания для судна.

Все тонкости и нюансы работы капитана порта Леонид Павлович освоил, еще будучи начальником Госфлотинспекции. Поэтому по его словам, гораздо легче было понять и войти в русло работы, так как уже был с ней знаком. И все перемены, которые сейчас происходят, принимает на основе своего опыта.


_HHH7653
Фото  Николая Никитина

– О реформе и разделении на «стивидорку» и управление, в соответствии с Законом «О морских портах Украины.

– Благодаря взаимопониманию руководства порта и администрации, мы достаточно гибко вошли в эпоху реформ. Все игроки понимают свои функции и обязанности, идут в ногу. С Александром Лагошей мы работаем уже много лет. Максим Широков тоже имеет достаточный опыт управленца. В Херсоне он был заместителем начальника порта по экономике и финансам. Также как и в порту «Южный», руководил экономической службой. В общем, у нас оба руководители МТП «Южный» и Южненского филиала администрации морских портов находят общий язык. Они действуют чисто по-человечески, поддерживают друг друга, и вместе идут рука об руку по одному выверенному пути. Благодаря выстроенной, четко отлаженной системе перегрузки, порт сегодня – один из самых перспективных и мощных. Здесь выбрано направление – навалочный груз. И все от начала до конца продумано. Отсюда высокая организация и прибыльность. И реализация инвестиционных проектов.

– Что изменилось в капитании в связи с реформой?

– Нам создали условия для работы. Благодаря взаимопониманию с начальником Администрации Максимом Широким, мы решили все вопросы, которые у нас возникали. В связи с новым Законом, на нас было возложено больше функций. А, следовательно, потребовалось увеличить штат с 12 до 29 человек. В Одесском и Ильичевском порту в службе работает 60 человек. Также встал вопрос об увеличении зарплаты. У нас работают специалисты высокого класса, где нужно знание английского, международных конвенций, требований ИМО. И нам тоже пошли на встречу. Поэтому, мы в какой-то степени обязаны его вниманию, заботе. У нас прекрасное помещение, автобус. Выполняются все условия для успешной работы. Сейчас начали подготовку к ледовой проводке.

_HHH7577

Спокойствия и благополучия!

Леонид Павлович 1 января отмечает свой день рождения, на который собирается вся семья.

– К нам приезжают дети, внуки. Можно свободно пообщаться побыть с ними, понять их больше также как и они нас, – улыбается дедушка трех внуков и отец двух сыновей. Они тоже пошли по его стопам, закончили мореходку. Старший работает лоцманом, а младший занимается оформлением грузов. Вся радости и тяготы жизни с Леонидом Павловичем разделяет его половинка, жена, проработавшая бухгалтером в ЧМП. И всегда поддерживающая и вдохновляющая мужа в его нелегком труде.

Кстати, третий тост в семье всегда пьют не за женщин, а по традиции «За тех, кто в море».

– Любимая женщина самое дорогое, что может быть, – говорит Леонид Павлович. – Но зная труд тех, кто в море, родных, близких, друзей, хочется пожелать им удачи. Это всегда святое дело! Женщина рядом. А они – один на один со стихией.

– Что бы себе хотелось пожелать в Новом году?

– Продолжать в таком же ритме работать и получать удовольствие от этого. Чтобы в семье все было хорошо. Спокойствия и благополучия, как и всем, в общем-то!

Инна Ищук, Анатолий Венгрук

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow