?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующая публикация

«Ах, белый пароход…»


                                     
Валерий Братушенко представился бывшим старшим механиком пассажирских судов ЧМП. Человек незаурядных принципов – показалось при первом знакомстве. В свои 70 он каторжно предан флоту; ежедневно по 8-10 часов описывает историю судов, услышанные от очевидцев подлинные истории, раскапывает биографии знаменитых моряков и не менее легендарных пароходов. Издал Валерий Сергеевич на свои средства десяток увесистых томов хроники пассажирских лайнеров ЧМП (правда, в единственном экземпляре). Рассказы деда, как человека технического, удивляют своей прямотой и строгостью фактов, присущих эпохе идеалов. Эпоха интересов требует политкорректности. Тем не менее, несколько рассказов автор предложил читателям «Моряка Украины», и редакция подает их без корректив на время и фамилии.

(От редакции – Анатолий Венгрук)

 

«Изменники Родины» с турбохода «Максим Горький»

В 70-х и 80-х годах турбоход «Максим Горький» являлся лидером по количеству бежавших с судна членов экипажа. Первым был музыкант, пианист Александр Морозов, вторым официант Лирниченко, за ними следовала официантка бара Г. Лапий, совершившая фантастический побег.

Она прыгнула в ледяную воду бухты Магдалена (вода имела температуру +3оС), на Шпицбергене, и только спустя некоторое время была обнаружена службой береговой охраны, когда получила обморожение и переохлаждение всего организма. Беглянку после госпиталя доставили на судно, стоявшее в порту Берген. Тем временем в газетах Норвегии и Германии появилось достаточно много броских статей, в которых подробно излагали причины побега.


В конце 80-х годах с судна сбежала официантка, бывшая по совместительству буфетчицей капитана С. Л. Дондуа. После побега официантки руководители ЧМП и ММФ приняли решение расформировать экипаж турбохода. Капитан С. Л. Дондуа, который не мог защитить команду, понимая свое бессилие перед чиновниками Министерства морского флота, парткома и КГБ, написал заявление об увольнении из пароходства.

Вновь назначенный начальник пароходства Виктор Пилипенко, переведенный в ЧМП из Измаила, не разобравшись в сути проблемы, возможно, не желая портить отношения с высоким начальством и сотрудниками КГБ, подписал заявление об увольнении из пароходства лучшего капитана пассажирского флота, не обсудив с ним причину увольнения. (Записано мной со слов ныне покойного капитана С. Л. Дондуа).

Ежегодно в ЧМП совершался один или два побега членов экипажа. Одним из громких скандалов был побег с турбохода «Леонид Собинов» официантки Гасинской, выпрыгнувшей в бухту Сиднея через иллюминатор своей каюты. За официанткой велось постоянное наблюдение двух сотрудников КГБ, работавших на судне в качестве «офицеров безопасности». Ощутив опасность преследования, она опередила действия сотрудников КГБ и оставила борт судна таким оригинальным способом.

 

Случай на теплоходе Литва

В 1964 году, 11 июля, на теплоходе «Литва», которым командовал капитан С. Л. Дондуа, во время стоянки судна в порту Стамбул скончался Генеральный Секретарь Коммунистической партии Франции – Морис Торез. Его тело теплоход «Литва» доставил в болгарский порт Варна, а затем специальным чартерным рейсом Аэрофлота СССР отправили в Париж.

Командир авиалайнера, доставивший тело Мориса Тореза во Францию, спустя несколько лет был назначен представителем Аэрофлота во Франции.

Совершенно случайно он встретился с сыном Мориса Тореза – Пьером Торезом и рассказал Пьеру подробности этого печального рейса. Пьер, в свою очередь, рассказал мне эту историю, когда я был приглашён в его дом в Гавре.

 

Liner Van Gogh

Теплоход «Van Gogh», бывший «Грузия», принимал участие в морском параде в честь 60-й годовщины высадки союзников в Нормандии.

В июне 2004 г. правительство Великобритании арендовало у голландской компании Club Cruise судно «Van Gogh», принадлежавшее ранее ЧМП, носившее первое имя «Грузия». Аренда была вызвана празднованием 60-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии, получившей кодовое название «D-Day».

Утром 7 июня 2004 г. т/х «Van Gogh» вышел из Саутгемптона, имея на борту около 500 ветеранов Второй мировой войны, служивших в королевском британском легионе. Судно было удостоено чести доставить во Францию английских ветеранов с членами их семей и было головным в эскорте военных кораблей, вышедших из Саутгемптона к французским берегам. Во время следования конвоем английский бомбардировщик времен Второй мировой войны, сопровождаемый истребителями, совершил над теплоходом круг почета и cбросил на судно миллион красных гвоздик.

Основные торжества с участием глав держав стран союзников и других государств происходили 8 и 9 июня на мемориальных кладбищах Франции, где были захоронены военнослужащие – США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран, входивших в коалицию союзников.

Валерий Братушенко,

бывший старший механик пассажирского флота ЧМП,

Почетный работник ММФ СССР

 

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

ИНФА О БЛОГЕ

Лого Простое
moryakukrainy
Моряк Украины

МЕТКИ Поиск

Календарь

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow